Практическое занятие № 2
Тема: Омонимы. Синонимы. Антонимы. Цель: определить значение терминов «омонимы», «синонимы», «антонимы», рассмотреть функционирование таких слов в речи. Основные понятия: омоним, синоним, антоним, антитеза, оксюморон, тавтология. План 1. Омонимы. 2. Синонимы. Синонимическое богатство русской речи. 3. Антонимы. Антитеза. Оксюморон. 4. Употребление омонимов, синонимов, антонимов в речи. Рекомендуемая литература Основная 1. Агеенко Ф.Л. Словарь синонимов русского языка / Агеенко Ф.Л., Александрова З.Е. – М., 2001. 2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка : более 2000 антонимических пар [Электронный ресурс] / М.Р. Львов ; ред. Л.А. Новиков. – 3-е изд., стереотип . – М. : Русский язык, 1985 . – 381 с. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/ 3. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710 4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html 5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html 6. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. – Изд. 4-е, испр.– М., 2001 – 400 с. 7.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс] / Н. Абрамов. – М.: Русские словари, 1999. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/
Дополнительная 1.Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с. 2. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А Николина.– 2-е изд., испр. – М., 2002. – 256 с. Контрольные вопросы 1. Какое языковое явление называется омонимией? 2. Каковы пути возникновения омонимов в языке? 3. Какова функционально-стилистическая роль омонимичных форм в русском языке? 4. Какое языковое явление называется синонимией? 6. Какое языковое явление называется антонимией? 8. Какова сущность антитезы? Задания для практической работы Домашнее задание 1. Выделите омонимы. Пользуясь толковым словарем, объясните их значения. Не смешивайте омонимию с многозначностью. 1. Каков ни есть, а хочет есть (Погов.). 2. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся (Кр.). 3. Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит (П.).
2. В приведенных каламбурах разграничьте многозначность и омонимию. За справками обращайтесь к толковым словарям: 1. Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что остепенился, потому что зарылся в степь (Вяз.). 2. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 3. Два одиноких фотографа срочно снимут ванную комнату (Из газ.). 4. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания профсоюзных марок (Из газ.). 5. Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите (Э.К.). 6. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. К.). 7. Над ним одним все нимбы, нимбы. Побольше терниев над ним бы! (Сим.). 8. Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы ударить еще раз (Из газ.).
3. Приведите как можно большее количество синонимов к данным словам. Составьте предложения (словосочетания) с приведенными синонимами. Говорить -..., смеяться -..., радоваться -..., грустить -..., жить -..., умереть -..., лицо -.... глаза -.... голова -..., приятель -.... возлюбленная -..., муж -...; ловкий -..., умный -..., глупый -..., понятный -..., далекий -..., дикий -..., красивый -...; быстро -..., медленно -..., хорошо -..., плохо -..... аккуратно -..., серьезно -...
Домашнее задание 4. К выделенным словам подберите синонимы. Объясните выбор писателем выделенных слов, учитывая при этом их лексическую сочетаемость: Началось с газет. ... Было решено, что ежедневно после обеда они будут друг другу читать вслух. Заметив, что в некоторых газетах попадается шахматный отдел, она сперва подумала, не вырезать ли эти места, но побоялась этим обидеть Лужина. Раза два, как пример интересной игры, мелькнули старые лужинские партии. Это было неприятно и опасно. Прятать номера с шахматным отделом не удавалось, так как Лужин копил газеты, желая впоследствии их переплести в виде больших книг... И она не знала, с каким грешным нетерпением он ожидал тех четвергов или понедельников, когда бывал шахматный отдел, и не знала, с каким любопытством он просматривал в ее отсутствие напечатанные партии. Задачи же он запоминал сразу, искоса взглянув на рисунок и схватив этим взглядом распределение фигур, и потом решал про себя, пока жена вслух читала ему передовую... Дело в том, что чем внимательнее она читала газеты, тем ей становилось скучнее, и туманом слов и метафор, предположений и выводов заслонялась ясная истина, которую она всегда чувствовала и никогда не могла выразить ... Они ей напоминали образ маленького чиновника с мертвым лицом в одном учреждении, куда пришлось зайти в те дни, когда ее и Лужина гнали из канцелярии в канцелярию ради какой-то бумажки... Бумажке, которой у них не было и которую следовало достать, он придавал значение космическое, весь мир держался на этой бумажке и безнадежно рассыпался в прах, если человек был ее лишен. Мало того: оказывалось, что Лужины получить ее не могли, прежде чем не истекут чудовищные сроки, тысячелетия отчаяния и пустоты, и одним только писанием прошений было позволено облегчить себе эту мировую скорбь. Чиновник огрызнулся на бедного Лужина за курение в присутственном месте, и Лужин, вздрогнув, сунул окурок в карман. ...Бумажку они получили в другом учреждении мгновенно. Лужина потом с ужасом думала, что маленький чиновник, уславший их, представляет себе, вероятно, как они безутешными призраками бродят в безвоздушных пространствах, и, быть может, все ждет их покорного рыдающего возвращения (В. Набоков.). 5. Найдите синонимы. В каждом ряду шесть слов: два из них более тесно связаны между собой, чем остальные, означают практически одно и то же. Найдите эти два слова. Пример: гулять, бегать, ехать, летать, сидеть, прогуливаться. Ответ: гулять и прогуливаться – синонимы.
Вскоре, почти, едва, частично, часто, отдельно. Отрекаться, забывать, ненавидеть, оставлять, владеть, презирать. Бесчеловечный, жестокий, мужественный, осторожный, жалостливый, добродетельный. Больной, необычный, странный, усталый, напыщенный, забавный. Духовный, отвратительный, благообразный, стройный, ужасный, безвкусный. Капризный, посредственный, отталкивающий, нелепый, абсурдный, значительный. Общий, смешанный, много, главный, сплошной, полный. Покровительствующий, наблюдающий, приводящий, сопровождающий, аккомпанирующий, вступающий. Сражаться, осуществлять, сопротивляться, существовать, воздействовать, применять. Препона, допущение, мотив, препятствие, скорбь, эффект. Дельный, дерзкий, абсурдный, уместный, нетерпеливый, навязчивый. Полдень, село, сумерки, день, степь, потемки. Ссориться, ассистировать, демонстрировать, скандалить, разрушать, отдавать. Пересекающийся, непристойный, непостоянный, меняющийся, значимый, аргументированный. Расщепить, трещина, менеджер, устоять, сомнительный, разрушить. 6. Подберите синонимы к выделенным существительным: Роман известного автора, стремительное наступление, большая беда, встреча друзей, жестокая битва, смелый боец, секретная бумага, вредноевлияние, отнестись со вниманием к работе, опытный водитель, сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу.
7. Вместо точек вставьте существительные дорога или путь: 1. «В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек не принадлежит ни к …, ни к сидению на месте» (Н.Гоголь). 2. «С … бы следовало поесть чего-нибудь, да пора-то ночная, приготовить нельзя» (Н.Гоголь). 3. В книге рассказывалось о первопроходцах, которые прокладывали новые … через пустыни, горы, океаны. 4. «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону … избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины» (Н.Гоголь). 5. «В … героев снаряжал, наводил о прошлом справки и поручиком в отставке сам себя воображал» (Б.Окуджава). Д л я с п р а в о к. Существительное дорога имеет значение «полоса земли, служащая для езды и ходьбы». Слово путь, также обозначая полосу земли, предназначенную для передвижения, указывает на линию движения в пространстве, обозначает маршрут, направление развития чего-либо, чьей-либо деятельности. Кроме того, слова путь и дорога могут обозначать процесс езды, передвижения (т.е. поездку, путешествие), а также время поездки, путешествия. Существительное путь может обозначать способ, средство достижения чего-либо, образ действия, а существительное дорога такого значения не имеет.
8. Подберите антонимы к данным словам. При этом учитывайте, что многозначные слова могут иметь несколько антонимов. Составьте предложения (словосочетания) с полученными антонимическими парами: Весело, веселый, веселиться; ветреный; встреча, встречать, встречаться; глубокий, глубина; легкий, легкомысленно; полнота, полный, полнеть; толстый; тихий; смелый, смелость; твердый, твердо, твердость; хвалить; хитрый, хитрость.
Домашнее задание 9. Укажите антонимы в отрывках из художественных произведений. Найдите примеры антитезы и оксюморона: 1. Французская поговорка гласит: "сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный". Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь - сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней - комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни - потешала меня (Л. Т.). 3. Расставанья и встречи - две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 4. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, светила нам только зловещая тьма (Ахм.). 5. Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда моя сумасшедшая (Заб.). 6. Единственная в счастье и в печали, в болезни и здоровии - одна, такая же в конце, как и в начале... Пожизненное первое свиданье, безветрия и гроз чередованье! (Тушн.) 7. Жизнь перед смертью - как девочка перед женщиной. Девочка Жизнь простодушна. Цинична женщина Смерть (Евт) 8. И ничего - вам говорю по совести - я тяжелее не держал в руках, чем тяжесть этой страшной невесомости (Евт.). 9. Пусть равномерны промежутки, что разделяют наши сутки, но, положив их на весы, находим долгие минутки и очень краткие часы (Марш.) 10. Есть женщины, сырой земле родные, и каждый шаг их - гулкое рыданье. Сопровождать воскресших и впервые приветствовать умерших - их призванье (Манд.) 11. Чую с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю (Выс.) 12. Ведут поэта, о волшебный стих, и в ад и в рай пять легких стоп твоих (Марш.)
10. Найдите антонимы. Два слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Найдите эти антонимы и подчеркните их: Пример: кривой, длинный, большой, маленький, широкий. Ответ: большой и маленький являются антонимами.
Вращаться, подниматься, нырять, приближаться, опускаться. Течь, переливаться, открывать, спастись, приближаться, отходить. Разрушать, разбрасывать, всплывать, переливаться, опускаться. Холодный, бездеятельный, расслабленный, занятый, оцепенелый. Разъединенный, притупленный, жесткий, сжатый, острый. Оперативный, диссонированный, плавный, синкопированный, мелодичный. Разъединять, скручивать, сбросить, собирать, связывать. Думать, узнавать, считать, сокращать, забывать. Оппозиционер, оппортунист, враг, соперник, партнер. Тощий, непостоянный, средний, чрезмерный, обильный. Подвижный, глупый, ленивый, инертный, смущенный. Отделяться, шутить, разбрасывать, развенчивать, восторгаться. Малыш, девушка, юноша, подросток, старик. Нежный, учтивый, простоватый, грубый. Расшатывать, платить, требовать, получать, обеспечивать. Грешный, благородный, святой, любящий, болезненный. Кушак, рама, разбойник, парик, ходули. Карликовый, приземистый, коренастый, гигантский, короткий.
11. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал автор см. в конце упражнения). 1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и … (Л. Т.). 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (Ч.). 4. Тянулась жизнь - как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и … … … (Шол.). 5. Каким бы ни был писатель - крупным или …,- он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен … (Лун.). Примечание. Альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.
12. Прочитайте юмореску и замените в ней повторяющиеся слова. Подберите к ним синонимы: Встретился мне один молодой писатель. - Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он. -Конечно, – сказал я. -Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение. -Я скажу тебе правду, – сказал я. -Скажи, – сказал он. -Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» и «сказал он», – сказал я. -Сейчас можно говорить «сказал я» и «сказал он», – сказал он. -Во-вторых, тебе нечего сказать, – сказал я. -Я сказал все, что хотел сказать, – сказал он. -Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, – сказал я. -Ну что сказать о человеке с таким вкусом? – сказал он. -Я сказал то, что думал, – сказал я. -Правду сказали мне, что ты кретин, – сказал он. -Повтори, что ты сказал? – сказал я. -Что сказал, то и сказал, – сказал он. -Еще слово скажешь? – сказал я. -Скажу еще больше, – сказал он. -Ну что такому скажешь! – сказал я сам себе. Теперь скажите сами, разве я ему неправду сказал?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3013)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |