Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 7



2015-11-20 972 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 7 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема:Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Цель: рассмотреть понятие сложного предложения, его структуру и синтаксические особенности, закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления синтаксических конструкций, имеющих строение сложного предложения.

Основные понятия: синтаксис, синтаксическая конструкция, сложное предложение, типы сложных предложений.

План

1. Понятие о сложном предложении.

2. Запятая в сложносочиненном предложении.

3. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении.

4. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

5. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник – М.: Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Селезнева Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации : учеб. пособие. – СПб, 1997. – 240 с.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2003.

Контрольные вопросы

1. Какими признаками характеризуется сложное предложение?

2. Назовите черты сходства и различия простого и сложного предложений?

3. На какие типы делятся сложные предложения? Что лежит в основе их деления?

4. Какие предложения называются сложносочиненными?

5. Какие предложения называются сложноподчиненными? На какие типы они делятся по

структуре?

6. Какие предложения называются бессоюзными?

 

Задания для практической работы

1. Выпишите из предложения конструкции: союзи– и то, что он соединяет. Это могут быть: а) однородные члены; б) части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы соединяемых частей). Например: На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка. – Винтовка и шапка. Я сел в кибитку, и лошади понесли меня навстречу новой жизни. – Я сел, и лошади понесли.

1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. 2. Птицы кричали, ссорились, непрерывно слетали, возвращались, и над скалою слышался неумолкаемый шум. 3. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч, волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. 4. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. 5. Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою. 6. При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати. 7. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. 8. Вскоре я выздоровел и смог перебраться на мою квартиру. 9. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. 10. Небо хмурилось, и становилось прохладно.

 

Домашнее задание 2. Расставьте пропущенные запятые, подчеркните главные члены предложения. Устно объясните употребление знаков препинания:

1. Над черной далью и безлюдной равнины клубится прозрачный туман и длинные нити седой паутины окутали серый бурьян. 2. Был уже весенний месяц март однако по ночам деревья трещали от холода как в декабре. 3. Не то дождь пошел не то воробьи пробежали по крыше веранды. 4. Налетит ветер и через минуту-другую все скрывается в темноте. 5. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 6. Шум доносившийся с судна заставил их насторожиться и обнюхав воздух звери стали удаляться. 7. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. 8. И только ветер шуршит камышовой кровлей да собака урчит спросонья. 9. Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль. 10. Я всю жизнь провела около этого озера и знаю на нем каждый островок.

3. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях:

1. Всякому человеку для того чтобы действовать необходимо считать свою деятельность важной и хорошей (Л. Толстой). 2. Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо (А. Чехов). 3. И вспомнил он свою Полтаву обычный круг семьи друзей минувших дней богатство славу и песни дочери своей и старый дом где он родился где знал и труд и мирный сон и все чем в жизни насладился что добровольно бросил он (А. Пушкин). 4. Посередине трещал огонек разложенный на земле и дым выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг такой густой пеленой что я долго не мог осмотреться (М. Лермонтов).

 

4. В данных предложениях опустите выделенные союзы и поставьте во вновь образованных бессоюзных сложных предложениях нужные знаки препинания:

Он ждал расспросов, но она молчала и смотрела за окно, где все так же однотонно шумел дождь. Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. Всем известно, что на рыбной ловле разговаривать нельзя. Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать. Соловей весенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет. Еслитебе хочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес, к подснежникам. Солнце повернуло к лету, и дни стояли еще короткие. Свет движется, летит и несется, а тени ложатся. Если правильно выбирать дело, всегда будешь счастлив. Вале стало грустно, что она так огорчила его.

 

5. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения:

Назвался груздем полезай в кузов. Свойство зеркальце имело говорить оно умело. Над Герасимом однако глумиться не все решались он шуток не любил. Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Дело было вечером делать было нечего. Тепло вода сбегает. Обычной чередой идет косьба хлеба не будеут ждать! Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет. Он попробовал пошевелить левой рукой она не двигалась. Четвертый час надо торопиться к обеду.

 

6. Выберите нужные знаки, передающие смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений:

1. Не один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза неподвижные огненные (М. Лермонтов). 2. Звезды осени мерцают тускло месяц без лучей кони бережно ступают реки налило с дождей (Н. Некрасов). 3. Запоет петух в мороз надо ждать более теплой погоды. 4. Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (А. Пушкин). 5. Он не увлекается и не интересуется искусством в том числе и литературой вся его природа искусству враждебна (В. Набоков). 6. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене тело нежится и томится легким жаром пышет лицо сладкая лень смыкает глаза (И. Тургенев).

 

Домашнее задание 7. Расставьте пропущенные запятые, отметьте количество простых частей в составе сложного предложения:

1. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит. 2. Около полудня небо насупилось надвигалась темная туча и под веселые раскаты грома зашумел ливень. 3. Едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не видел. 4. Под навесом перед саклей послышались шаги дверь скрипнула и вошел хозяин. 5. Он на допрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. 6. Надо войти в круг переживаний поэта чтобы полно воспринимать их; надо вчитаться в его стихи чтобы вполне оценить их оригинальность. 7. Луна сияла июльская ночь была тиха изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду. 8. Идет по деревьям шагает трещит по замерзлой воде и яркое солнце играет в косматой его бороде. 9. Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться звуки голоса и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. 10. Меня могила не страшит там говорят страданье спит в холодной вечной тишине но с жизнью жаль расстаться мне. 11. Дул жестокий ветер мутные валы ходили по всему пруду мутное небо отражалось в них камыши высохли пожелтели волны и ветер трепали их со всех сторон и они грустно и глухо шумели. 12. Искусство обладает одним замечательным свойством то душевное состояние в котором находился художник передается впоследствии читателю хотя бы ничего об этом состоянии не было сказано.

 

8. Укажите недочеты в построении сложных предложений. Дайте правильные варианты. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым.

1. У которых учеников были лопаты, они рыли ямы для деревьев. 2. Цитаты эти – неизвестно откуда автор их взял. 3. Еще ужаснее была судьба детей, работавших на фабриках, которые были обречены на медленное умирание. 4. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян... 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественной стороне произведения. 6. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручение. 7. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были выделены денежные средства, которые, однако, были использованы не по назначению. 8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 9. Все эти мужчины были молодыми людьми специфической внешности, такие, как обычно содержат владельцы игорных домов и ночных баров. 10. – А вот чтобы упорядочить с названием улицы и номером дома, у коменданта Гурова еще не дошли руки, – сказал Максимов.



2015-11-20 972 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 7 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 7

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)