Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 4



2015-11-20 2801 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 4 4.50 из 5.00 4 оценки




Тема: Морфология.

Части речи (существительное, прилагательное, числительное, глагол).

Цель: закрепить основные правила правописания окончаний, суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, а также правила склонения числительных.

Основные понятия: морфология, морфема, суффикс, окончание, грамматическая форма, части речи.

План

1. Правописание окончаний существительных:

- окончание –и (ы), -е в падежных формах единственного числа;

- буквы о и е в падежных окончаниях после шипящих и ц;

- дательный, творительный и предложный падежи множественного числа;

- окончание фамилий, населенных пунктов в творительном падеже единственного числа;

- именительный падеж множественного числа;

- родительный падеж множественного числа;

- буква ь на конце существительных после шипящих;

- разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

2. Правописание суффиксов существительных:

- -от-, - отн-, - овн-, - ость-;

- -ет-, - еств-, - есть; - ин-(-ств-), - изн-;

- -чик-, - щик-;

- –ок-, - ек-, - ик-, - чик-;

- –ец-, - иц -, - ищ-;

- -инк-, - енк-;

- -ечк-, - ичк-;

- –оньк-, - еньк-, - онк-, - ёнк-, - онок-;

- –ушк-, - юшк-, - ишк-, - ышк-.

3. Правописание суффиксов прилагательных:

- -чат-, -лив-, - чив-;

- -ов-, -оват-, - овит-, - ев-, - еват-, - евит-, - ив-;

- -к-, -ск-;

- –ин-, -ен-;

- -ат-;

- -н- и –нн- в прилагательных, образованных от существительных и от глаголов.

4. Правописание глагольных форм:

– личных окончаний глаголов;

– мягкий знак в глагольных формах.

5. Склонение имён числительных.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник – М.: Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Лопатин В. В. Орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс] / В. В. Лопатин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 374 с. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/

2. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. редактор В.В. Бурцева. – М., 2000. – 757 с.

3. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А.Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А Николина.– 2-е изд., испр. – М., 2002. – 256 с.

5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А.Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

Контрольные вопросы

1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

4. В чем заключается трудность написания одного и удвоенного –н- в суффиксах

прилагательных?

5. Перечислите основные случаи написания в суффиксах прилагательных одного и

удвоенного -н-.

6. Опишите правила написания суффиксов глаголов.

7. Какими двумя способами определяется спряжение глаголов?

8. В чем заключаются особенности склонения имен числительных?

Задания для практической работы

1. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Над словом, в которое вставите букву, обозначьте склонение и падеж.

Быть на представлени_ в театр_, учиться в Казан_, познакомиться с Дарвин_, служить в арми_, надо больше яблон_, предупреждать об опасност_, стоять в очеред_, из дальних провинц_, еду к матер_, размышлять о своеобрази_ комед_, жить под Ростов_м, в усть_ реки, в гоголевском «Ви_», на лезви_ кинжала, на остри_ ножа, мечта о счасть_, на Рижском взморь_, в изоляц_и, дружить с графом Ростов_м, встречаться с Чаплин_м, работать в санатори_, договориться с Никитин_, выстроить домищ_, огромная ручищ_, ветхий домишк_, кузнечное зубил_, за Москв_-рек_, сделать к пятому март_.

 

Домашнее задание 2. Данные существительные поставьте:

а) в Т. п. ед. ч.: Киров (фамилия), Голышманово (географическое название), Герцен, дедушка, избушка;

б) в Им. п. ед. ч.: воробьишк_, заводишк_, сараишк_, окунишк_, комаришк_, ружьишк_, запевал_, объедал_;

в) в Р. п. мн. ч.: кухня, башня, вишня, деревня, черешня, наковальня, барышня, пустыня, ставня, готовальня, туча, задача, роща, дача, княгиня, гусыня, деревни, башкиры, амперы, томаты, мандарины, апельсины, молдаване, подмастерья, граммы, гектары, няни;

г) в П. п. ед. ч.: Анатолий, Мария, веселье, забытье, ущелье, Китай, пристань, ночь, гений, воробей, армия, Настасья, здание, изречение.

 

3. Вставьте пропущенные буквы:

Сосед_шка, плать_ц_, сапож_щ_, колокольч_к, сем_чк_, рез_ик, перевод_ик, спал_нка, вороб_ш_к, извоз_ик, кухон_ка, добыт_ик, ж_мчуж_нка, п_друж_нька, пальт_ц_, з_ркальц_, француж_нка, силищ_, п_льтишк_, гор_дишк_, распаш_нка, грязищ_, кусоч_к, горош_нка, зайч_к, масл_ц_, овраж_к, раздат_ик, беж_нка, девч_нки, ореш_к, еж_нок.

 

4. Образуйте от данных слов имена существительные при помощи суффиксов:

а) –чик- или –щик-: жестяной, смена, кровля, объезжать, буфет, грузить, подписывать.

б) –инк- или –енк-: соломина, макаронина, спальня, часовня, горошина, ссадина, монах, проталина.

в) -ушк-, -юшк-, - ышк-, - ишк-: скворец, купец, болтун, соловей, здоровье, зерно, платье.

г) –ек-, -ок-, –ик-(-чик-): платок, ключ, шкаф, клок, гребень, лист, листок, стол, край, горох, кусок, омут, сук.

д) –ец- или –иц-: мороз, брат, сестра, лужа, ружье, варенье, масло, здоровье, письмо.

е) -ичк- или - ечк-: луковица, мельница, лестница, пуговица, тройка, Зоя, время, здоровье, Ваня, книга, сестра, няня, нож.

ж) –ищ-: великан, нога, двор, волк, бас, нос, борода, бык, голос, окно, пожар, жара, ум.

 

5. Согласуйте в роде с несклоняемыми именами существительными имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени, образовав их от неопределенной формы глаголов в скобках.

1) Оперу «Кармен» написал…велик… Бизе. 2) Впереди показал…сь величествен… Гималаи. 3) Мода – это и удивительн…ноу-хау,и выгодно… вложение капитала. 4) Больш… зал… был… освещен… . 5) В концерте (принимать) участие (извест…) трио. 6) Сегодня РИА передал… важное сообщение. 7) Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 8) Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 9) Нов… ставень (ставня) тихонечко закрыл… 10) Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

 

6. Установите род несклоняемых существительных, согласовав с ними определения:

Вульгарн... арго, французск... атташе, звучащ... банджо, вкусн... безе, хрустальн... бра, больш... гризли, глубок... декольте, истинн... денди, вагонн... депо, малинов... желе, жирн... иваси, талантлив... импресарио, старинн... канапе, уютн... кафе, тепл... кашне, австралийск... кенгуру, остроумн... конферансье, крошечн... колибри, заморск... кольраби, творческ... кредо, уважаем... кюре, длинн... лассо, сочн... манго, сед... маэстро, больш... медресе, забавн... пони, стар... рантье, заброшенн... ранчо, популярн... регби, справедлив... рефери, вкусн... салями, маленьк... цеце, умн... шимпанзе, увлекательн... шоу, установленн... эмбарго.

 

Домашнее задание 7. Образуйте краткие формы, сравнительную и превосходную степень прилагательных:

Активный ученик, робкий человек, случайный попутчик, жгучий мороз, холодный ветер, страшный беспорядок, высокий дуб, мягкий диван, свежий воздух, неуклюжий медведь, душистый воздух, худой и неловкий мальчик, пахучий ландыш, свежий и приятный воздух, грустный взгляд, безмолвное дитя, безжизненный и пустой садик, тощее животное, зеленое и свежее деревце, драгоценный подарок, широкоплечий спортсмен, блестящий луч солнца.

 

8. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ов-, - ев-:

Морж, нож, баржа, марш, плющ, парча, кумач, сургуч, холст, борщ, луч, пища, вещь, свинец, ситец, лицо, кольцо.

 

9. Выпишите слова в 2 столбика: 1) где нужно вставить нн; 2) где нужно вставить н:

Торжестве_ый, урага_ый, семе_ой фонд, льня_ая ткань, степе_ый мужчина, журавли_ый, мысле_ый разговор, кухо_ый стол, име_ой, операцио_ый, ветре_ый юноша, заветре_ая сторона, бритве_ый прибор, пчели_ый, были_ый, равни_ый, змеи_ый, осли_ый, масле_ый блин, стари_ый, карти_ый, голуби_ый, плятя_ой, жестя_ой, овся_ая крупа, ками_ый, ветря_ая мельница, ветря_ой двигатель, рья_ый, багря_ый, племе_ой, сербря_ая ложка, тополи_ый пух, кожа_ое пальто, ю_ые туристы, масля_ое пятно, речь насдержа_а, назва_ый брат, покраше_ый стол, вино не выдержа_о, моще_ая улица, вяза_ый сестрой свитер.

 

10. Образуйте прилагательные с суффиксами:

а) –еньк-, - оньк-: веселый, тонкий, голубой, молодой.

б) –ск-, - к-: Елец, Ницца, Кавказ, черкес, Дамаск, этруск, Тарту, Сибирь, ноябрь, Пфальц, январь, Констанца, Грац.

 

11. Вставьте пропущенные буквы:

Из Москвы мне пр_везли н_большой п_рочи_ный нож_чек с кост_ной ручкой и двумя зеркальными лезвиями.

 

12. Выпишите слова в 2 столбика: 1) оканчивающиеся на –инский; 2) оканчивающийся на –енский: Мари_нский (Мариин) театр, сестр_нский (сестрин), ров_нский (Ровно), мытищ_нский (Мытищи), охт_нский (Охта), ялт_нский, грозн_нский (Грозный), зареч_нский (Заречье), колом_нский (Коломна), соч_нский.

 

13. От данных глаголов образуйте формы:

а) 2 лица единственного числа, повелительного наклонения единственного и множественного числа: озаглавить, проверить, умножить, плакать, подрезать, сесть, ехать, заметить, насыпать, поспорить, исправить.

б) 2 лица единственного числа, неопределенную форму: охочусь, выращиваю, берегу, радуюсь, учусь, гуляю, лежу, испеку, кладу, отвлеку, иду, надеваю.

 

14. Переделайте предложения так, чтобы в каждом из них был безличный глагол:

Мы хорошо живем в деревне. Наступают сумерки. Я плохо себя чувствую. Я не могу заснуть.

1. Выпишите глаголы в 2 колонки: 1) с суффиксами -ова - (-ева-); 2) с суффиксами -ыва- (-ива-).

Заноч_вать в тайге, барка покач_валась на воде, вдалеке что-то поскрип_вало, раскап_вать листья, охота странств_вать, буран еще свирепств_вал, сосед потч_вал ухой, команд_вать парадом, зав_д_вать хозяйством, танц_вал хорошо, девушки ей зав_д_вали, частенько навед_ваться, земля отта_вала, вагоны привычно подраг_вали, унылость овлад_вала мною.

 

15. Спишите, раскрыв скобки:

(восемьдесят пять) летний старик, (двести пятьдесят три) квартирный дом, (три) миллионное население, (пол) тора рубля, (пол) одиннадцатого, (три) десятых килограмма, (два с половиной) оборота, (восемь) сот, (две) пятых, (пол) десятого, (пол) столовой ложки, (четверть) финал, (тридцать пять) километровый переход, (девяносто) градусный спирт, (двести) пятьдесят второй, (пятьдесят) восемь дней.

 

Домашнее задание 16. Перепишите предложения, раскройте скобки, употребляя сочетания числительных с существительными в нужной падежной форме.

Библиотека пополнилась 753 (тысяча) книг. Из 980 книг своей библиотеки он всерьёз дорожил лишь 378, а к остальным 610 относился прохладно. Вес крейсера достигал 2327 (килограмм). В этот час мы покидаем льдину, пройдя за 274 (сутки) дрейфа свыше 2500 (километр). Арендатор владел 867 га земли. На 567 га он выращивал картофель, а на 300 — овощи. С 672 (рубль) он получил прибыли более 1,5 (тысяча) рублей. 22 (сутки, день) он был в пути. Пожалел о зря потраченных 500 (рубль). К 845 прибавьте 90. Из 469 вычтите 60. Знакомство с 232 (участник) конкурса продолжалось в течение 18 (день). Из 543 (проект), представленных 400 (школа), 80 отличались особым подходом к проблеме, об остальных 463 можно не говорить подробно. Институт гордится своими 5876 (студент). У неё есть 11 кошек, которые родили уже более 450 котят. Всем 450 вручены родословные, всеми 450 гордится клуб.

 

17. Прочитайте, употребляя числительные в нужной падежной форме:

В хранилище не оказалось 479 (книга). В 2003 (год) в квартире произведён капитальный ремонт. Более 75800 (турист) посетило в этом году Швейцарию. В работе кружка принимает участие более (полтора десятка) студентов. На вечере выпускников я встретилась с 24 (одноклассник). К 2 целым и 1/3 нужно прибавить 4/5 (грамм). Выполнили 7,5 (процент). Находились в (полтораста километров). Около 380 (килограмм) (апельсин) раздали 256 (дети). Он командовал 670 (солдат). Стадо из 380 (олень) — большая редкость. Изложено всё на 300 (страница). Выпущено пособие с 3426 (чертёж).

 



2015-11-20 2801 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 4 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 4

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2801)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)