Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 8



2015-11-20 1856 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 8 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Стилистика.

Употребление форм частей речи в простом и сложном предложениях

Цель: закрепить на практике теоретический материал по правилам употребления форм разных частей речи в связной речи.

Основные понятия: языковая норма, стилистика, текст.

План

1. Нормы употребления форм существительных.

2. Нормы употребления форм прилагательных.

3. Нормы употребления форм местоимений.

4. Нормы употребления глагольных форм.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник – М.: Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Селезнева Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации : учеб. пособие. – СПб, 1997. – 240 с.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2003.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности употребления форм существительных?

2. В чем заключаются особенности употребления кратких форм прилагательных?

3. В чем заключаются особенности склонения числительных?

4. В чем заключаются особенности употребления местоимений различных разрядов?

5. В чем заключаются особенности спряжения личных глагольных форм, форм времени,

наклонения, вида?

6. В чем заключаются особенности употребления причастных и деепричастных форм?

7. Употребление каких грамматических форм вызывает у вас затруднения?

8. Употребление каких синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?

Задания для практической работы

Домашнее задание 1. Какой из вариантов вы считаете соответствующим нормам литературного языка? Подчеркните его. В случае правильности обоих вариантов подчеркните тот и другой; укажите стилистическую окрашенность варианта (если она имеется).

Много народа — много народу, ложка мёда — ложка мёду, чашка чая — чашка чаю, рюмка коньяка — рюмка коньяку, кусочек мела — кусочек мелу, ложечка сахара — ложечка сахару, тарелка супа — тарелка супу, грядка лука — грядка луку, чашка риса — чашка рису, килограмм сыра — килограмм сыру, мешок цемента — мешок цементу, тонна песка — тонна песку, таблетка аспирина — таблетка аспирину, выйти без спросу — без спроса, покупать без разбору — без разбора, нет отказу — нет отказа, поел чесночку — поел чесночка, выпил чайку — выпил чайка, налил кваску — налил кваска, купил коньячку — выпил коньячка, наговорил вздору — наговорил вздора, наделали шуму — наделали шума, задать жару — задать жара, поговорим с глазу на глаз — поговорим с глаза на глаз, собирали с миру по нитке — собирали с мира по нитке, не сказал ни разу — не сказал ни раза, от него ни слуху ни духу — от него ни слуха ни духа, говорит без умолку — говорит без умолка, купим кефирчику — купим кефирчика, залей бензинчику — залей бензинчика.

 

2. В следующих примерах согласуйте определение с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы:

1. Необыкновенн... голос и дикция актера позволили ему стать ведущим артистом театра. 2. Прочитанн... роман и повесть стали предметом из спора. 3. Молод... береза и осина склонились друг к другу. 4. В комнате стояли коричнев... комод и шкаф. 5. Мне хочется посмотреть хорош... фильм или спектакль. 6. На тарелке лежат сочн... яблоко и груша. 7. Сценарий был написан не стихотворным, а прозаическим текст... 8. То на северной, то на западной трибун... вспыхивали бурные аплодисменты.

 

3. Перепишите, употребляя слова, помещённые в скобки, в нужной падежной форме. Обратите внимание на их окончания:

1. В магазин прибыла партия (макароны). 2. Поражают удивительные песни (грузины).

3. Государство оценило роль (партизаны) в победе над врагом. 4. (Отбой) нет от разных заманчивых предложений. 5. За ночь навалило (снег). 6. Я это умышленно упустил из (вид).

7. Немало (кафедры), (факультеты), (институты) не могут дать (окончательный), научно (обоснованный) (ответ) на эти вопросы.

 

Домашнее задание 4. Исправьте ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных, употребите их правильные варианты:

Более выше, менее слаще, более помоложе, более лучше, самый наилучший, самый наименьший. И я думаю, что с этого момента я буду стараться достигать наиболее лучших результатов в моём профессиональном росте, трехсот пятидесяти семитысячный, четырех сот восьмидесяти шести миллионный, менее сильнейший, более хуже, более умнее.

 

5. Образуйте все возможные краткие формы (мужского, женского, среднего рода единственного числа и форму множественного числа) следующих прилагательных. Поставьте в них ударение.

Верный, взрослый, лиловый, мягкий, плохой, правый, простой, светлый, сладкий, трудный, тугой, умный, чужой, шоколадный.

 

6. Исправьте ошибки в употреблении форм местоимений:

1. Ихние вещи, евоный диск, ейная книга, еёная сумка, подарок для ней, впереди их, около её, позвал к ему, до чьЁго дома, чьЁму ребёнку, у сколькИх покупателей. 2. Со столькИми клиентами мы поработали. Мимо их пронеслась машина. По поводу него уже говорили. Сестра старше него. Мы работаем лучше неё. Сзади его шла собака.

 

7. Употребите во всех личных формах ед. и мн. ч. настоящего времени глаголы:
а) хотеть (разноспрягаемый глагол: в ед. ч. изменяется по типу 1 спр., во мн. ч. — по типу 2 спр.);
б) беречь.

 

Домашнее задание 8. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор:

1. Большинство приехал... в четверг. 2. Только меньшинство отряда выбрал...сь из леса. 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях. 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвинял... Лукина Александра. 5. Большинство установок был... направлен... на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. 6. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 7. Часть отряда занял... позицию на этом берегу. 8. Бóльшая часть выступавших не согласил...сь с докладчиком. 9. Подавляющее большинство электората в этот день отправил…сь на свои дачные участки. 10. Большинство пассажиров пользу...тся услугами агентств воздушного флота.

 

9. Определите отклонения от грамматических норм, вызванные неправильным употреблением причастных форм. Исправьте предложения:

1.Пушкин создал образ человека, не пошедшего ни по одному из этих путей. 2. Работы, выполняющиеся полировщиком, являются отделочными. 3. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота. 4. Размещенный вокзал в центре города хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами. 5. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передававшейся из рук в руки, хранившейся и читавшейся в дружеской среде. 6. Министр рассказал об изменениях в программе, готовящейся им к обсуждению в Думе. 7. При проверке изложенные факты в заявлении не подтвердились. 8. Автор опубликовал документы, освещающие события, имеющие место в 15 веке. 9. Двоеточие ставится в предложениях с однородными членами, расположенных после обобщающего слова.

 

10. Прочитайте. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях:

1. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова. 3. На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках. 4. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций. 5. Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения. 6. Она пошла в магазин и сняла бигуди. 7. Собачка с девочкой ждала папу. 8. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже. 9. Также другие причины я отразила в отчёте. 10. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 11. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 12. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден был бывать. 13. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта.

 

11. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки:

1. Он сфотографировал меня в анфас. 2. Предстала перед ними в нигляже. 3. Согласно графика, у мужа отпуск летом. 4. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 5. Я купила три метра красивой тюли. 6. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 7. В нашем общежитии живет двое вьетнамских девушек. 8. Он ещё не пришёл с магазина. 9. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 10. Ряд наших школ будет бастовать. 11. Птица какаду жил в доме у бабушки много лет. 12. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 13. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 14. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 15. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 16. Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым. 17. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 18. Исследуя этот случай и прочтя полностью текст, вполне логично «несмотря на» — это предлог. 19. Но желание донести мысль до адресата портит зачастую весь смысл сказанного 20. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов. 21. Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке. 22. Сейчас я учусь в медучилище медсестрой. А потом я хочу поступить на высшее образование (Из телепередачи «Моя семья»).

 

12. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте:

1. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по утрам. 3. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 4. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 5. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 6. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 7. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 8. Марксизм утверждал, что государство будет отмирать с исчезновением классов, поскольку оно возникло в связи и в результате классового раскола общества. 9. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

 



2015-11-20 1856 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 8 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 8

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)