Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 5



2015-11-20 1560 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 5 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Морфология.

Союзы, частицы, междометия

Цель: рассмотреть понятия союза, частицы, междометия как служебных частей речи, определить основные правила правописания и пунктуации данных частей речи.

Основные понятия: союз, частица, междометие.

План

1. Понятие о служебных частях речи

2. Союзы в языке и речи.

3. Частицы в языке и речи. Написание частиц с разными частями речи.

4. Междометия как особая часть речи. Пунктуация при междометиях.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник – М.: Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Лопатин В. В. Орфографический словарь русского языка [Электронный ресурс] / В. В. Лопатин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 374 с. – Режим доступа : http://www.gramota.ru/slovari/info/

2. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. редактор В.В. Бурцева. – М., 2000. – 757 с.

3. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А.Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

4. Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А Николина.– 2-е изд., испр. – М., 2002. – 256 с.

5. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь : учебник / А.Н. Тихонов. – М., 2002. – 702 с.

Контрольные вопросы

1. Какие части речи относят к служебным?

2. Какую функцию выполняют союзы в речи?

3. Какую функцию выполняют частицы в речи?

4. Почему междометие не относят к служебным частям речи?

5. Какова функция междометий в речи?

6. Какие выделяют основные случаи правописания частиц и междометий?

 

Задания для практической работы

1. Укажите предложения, в которых встречаются союзы. Чем они отличаются от омонимичных самостоятельных частей речи?

1) Мы тоже с удовольствием прочитали эту книгу. 2) Берись за то, что тебе по душе. 3) Я надела то же платье, что и вчера. 4) Мы устали, зато испытали чувство удовлетворения. 5) Шел дождь, притом дул сильный ветер. 6) При том доме отдыха был бассейн. 7) Я тут ни при чем. 8) Что бы ни говорили, а это прекрасное зрелище. 9) Мы бежали изо всех сил, чтобы не опоздать на поезд. 10) Он работает так же, как и всегда.

 

2. В каком сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется с помощью союзачто?

1) Тогда я ещё не знал, что именно придумали дети.

2) Им овладела такая тяжёлая ненависть, что у него даже заболела голова.

3) То, что я увидел, настолько поразило меня!

4) Нетрудно себе представить, что случилось потом.

 

3. Различайте частицыНЕиНИ:

частица НЕ служит для выражения отрицания (не сделал);

частица НИ служит для усиления отрицания (не написал ни слова);

придает отрицательное значение предложениям без подлежащего (Вокруг ни души);

имеет обобщающее значение (Куда ни взглянешь, везде леса. Но: Как не удивиться увиденному! (в восклицательных предложениях)).

Запомните: частица НЕ может придавать предложению не только отрицательный смысл, но и положительный (не мог не сказать – должен был сказать).

 

Укажите значение частиц НЕ, НИ:

1) Кто не хочет поехать на отдых! 2) Никто не хочет работать допоздна. 3) Ни души вокруг. 4) Не успел ни охнуть, ни вздохнуть. 5) Вовсе не лишняя поддержка. 6) В горах лежал не растаявший за лето снег. 7) Он не смог не откликнуться на ее призыв. 8) Где только не приходилось останавливаться! 9) Куда ни взглянешь, везде степь бескрайняя. 10) Я не мог не засмеяться.

 

4. В каком предложении вместо пропуска нужно употребить частицу не?

1) ... одна свежая струя не проникала в открытые окна.

2) Ленивые руки... родня умной голове.

3) Откуда... возьмись у чугунной

решётки вспыхнул огонёчек.

4) Как волка... корми, а он всё в лес смотрит.

13. В каком предложении вместо пропуска нужно употребить частицу не?

1) Куда я... обращал свой взор, я видел только траву и бо­лото.

2) Как я... старался завернуться в бурку, но холодный ве­тер проникал сквозь одежду.

3) ... потрудишься, так и урожай потеряешь.

4) Как... больно было Денису, он слушал брата внима­тельно.

 

Домашнее задание 5. Прочитайте, объясните слитное или раздельное написаниенесо словами различных частей речи:

1) Дни лета клонились к осени. Дышал ненастный ветер. (П.) 2) Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки... (Т.) 3) Небольшой котёльчик висел над одним из огней: в нём варились «картошки». (Т.) 4) Я невольно полюбовался Павлушей. (Т.) 5) Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (Т.) 6) Он [приказчик] ненавидел меня упрямо и всё более и более остро. (М. Г.) 7) И как недосмотрел? И как ты недослышал? (Гр.) 8) Тут явилась на валу Василиса Егоровна, с нею Маша, не хотевшая отстать от неё. (П.) 9) Дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, немигающие огни деревни. (Ф.) 10) Окончив свои работы, мы ложились тут же, у костра, и я, несмотря на несносных комаров, скоро засыпал самым крепким сном. (Прж.) 11) Сын поцеловал мать и, не смотря на неё, не оборачиваясь, вышел из комнаты. Мы бредём по тем дорожкам, где не кошена трава. (Исак.)
В описаниях его [Рудина] недоставало красок. (Т.) Этот шест не достаёт до дна колодца. 15) Мимо проходят несокрушимые, отсвечивающие голубым льдины. (С.-М.)

 

6. Вставьте пропущенные Е или И. Обозначьте слитное или раздельное написание:

1. (Н...)жалуясь и (н...)напрашиваясь на участие. 2. (Н...)доставало сил. 3. (Н…)чего (н...)замечая вокруг. 4. Время шло (н...)спеша. 5. Изменило ему (н...)желание, (н...)убеждение, (н...)совесть, его природа человеческая, всегда несовершенная. 6.(Н…)сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (н…) кроткий блеск лазури неба, (н…)запах, веющий с полей, (н…)быстрый лёт коня ретива… – (н…)что души (н…)веселит. 7.Унынья моего (н…)что (н…)мучит (н…)тревожит, и сердце вновь горит и любит – оттого, что (н…)любить оно (н…)может. 8. В глуши (н…)слышно было (н…)души. 9. С богатырских плеч сняли голову (н...)большой горой, а соломинкой. 10. ( Н...)хватало еще. 11. Только (н...)сжата полоска одна.

 

7. Выберите нужную частицу, запишите не и ни слитно или раздельно; аргументируйте свой выбор:

(Не) прочитал; (не) хватает 200 граммов до килограмма; как (не, ни) в чем (не, ни) бывало; как (не, ни) старалась зима, а весна пришла ей на смену; (не, ни) где (не, ни) души; (не) решенная задача; лететь (не) высоко; летать (не) высоко, а низко; чего только на этой ярмарке (не, ни) было!; это был (не, ни) кто иной, как Виталий; (не, ни) кто иной не имел права входа на территорию; раздались (не, ни) громкие голоса; (не) чего его слушать; (не, ни) с кем (не, ни) поделился; (не, ни) отчего расстраиваться; (не) кошеные луга; (не) кошенные крестьянами луга; (не) смолкающий хор птиц; (не) смолкающий ни (не, ни) минуту хор птиц; подпрыгнул (не) высоко; решение (не) принято; (не) рассчитывает (не, ни) на что; (не) испытывает (не) достатка; тропинка (не) широкая, а узкая; река (не) широкая, а глубокая; (не) знакомый предмет; факт (не) маловажен; (не) годование; (не) способен к вранью; (не) постижима; (не) переходя речку; (не) ожиданная похвала.

 

Домашнее задание 8. Выпишите из данных предложений междометия. Поясните употребление знаков препинания:

1) Ах, какой приятный! Ах, милашка! 2) Послушай, эй, Осип! Тьфу! Даже тошнит, как есть хочется. (Н. Гоголь) 3) Ой, полна, полна коробуп!ка, есть и ситцы, и парча. 4) Чу, идет! – пришла желанная... (Н. Некрасов) 5) Ага, попались, голубчики. (Н. Прокофьев) 6) Ура! «Спартак» победил. 7) Эх, ничего не получилось!..

 



2015-11-20 1560 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 5 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 5

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)