Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Практическое занятие № 6




Тема: Синтаксис и пунктуация.

Простое осложнённое предложение

Цель: закрепить на письме основные правила пунктуации в простом осложнённом предложении, в сложной синтаксической конструкциии.

Основные понятия: синтаксис, пунктуация, предложение, типы предложений, синтаксическая конструкция, подлежащее, сказуемое, приложение, вводное слово, сравнительный оборот, обращение.

План

1. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.

2. Простые осложненные предложения с обособленными членами.

3. Простые осложненные предложения с вводными словами, вставными конструкциями и обращениями.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник – М.: Высш.школа, 1996. – 336 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник для филологических направлений и специальностей вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; под. ред. Н.С. Валгиной. – М., 2003. – 528 с.

3. Полный справочник по орфографии и пунктуации : правила, примеры, комментарии / Т.В. Вахрушева, Н.М. Ким, Е.В. Попова и др.; под ред. О.Л. Соболевой. – М., 1999. – 496 с.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык : учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс, 2010. – 448 с. – Режим доступа : http://www.mathsolution.ru/books/2710

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental_2/index.html

6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – Режим доступа : http://www.tepka.ru/rozental/index.html

Дополнительная

1. Селезнева Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации : учеб. пособие. – СПб, 1997. – 240 с.

2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2003.

Контрольные вопросы

1. Чем характеризуются осложненные простые предложения?

2. Дайте определение однородным членам предложения, назовите признаки однородности.

3. В каких позициях согласованные определения бывают однородными и неоднородными?

4. Охарактеризуйте обобщающие слова и знаки препинания при них.

5. Дайте определение обособленных членов предложения.

6. Какие члены предложения могут быть обособленными?

7. Какие предлоги употребляются при обособленных приложениях, выраженных

существительным?

8. Какие слова, словосочетания и предложения называются вставными?

9. Какими знаками препинания выделяются вставные слова и предложения?

10. Охарактеризуйте способы выражения обращений и знаки препинания при них.

Задания для практической работы

1. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу. Определите тип предложений по структуре.

Книга была прочитана. Весна. Отец и мать пришли. На улицах безлюдно. Облечу океаны и сушу, побываю в раю и в аду, но такую высокую душу никогда и нигде не найду! Он сам намерен был вести эту колонну. И -то дрогнуло. Елка пахнет дорогими воспоминаниями детства. От деревьев веяло пахучей сыростью. Ни попить без грамоты, ни поесть, на воротах номера не прочесть. День морозный. Голодных сытым не понять. За поворотом что-то железное лязгало, ползло, гремело. Кто опоздал на занятия? Выздоравливающие самые счастливые люди на свете. Учиться долг каждого студента. Я Дубровский. Морозно. Утро тихо, радостно и молодо. Летний вечер тих и ясен. Площадь этой комнаты двадцать квадратных метров.

2. Исправьте синтаксические и пунктуационные ошибки:

Дело художника – рождать радость. Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным и злым. Солнце закрыло облака. Поэзия моя держава, я – вечный подданный ее. Я говорю, великое счастье жить на земле, многострадальной голубой планете. Велосипед разбил грузовик. Увы, я – не пророк. Твои очи – как серп новолунья. Москва – светла, сияюща, лучиста. Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками. Глаза старика прикрывали темные очки. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. Электрический свет – словно жидкий янтарь. Огонь, как гребень петуха. МИД постановило.

Домашнее задание 3. Определите, чем осложнены данные предложения: обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами; обособленными определениями; однородными членами предложения. В соответствии с этим расставьте нужные знаки препинания и объясните их.

Шоссе шло на юг минуя деревни видневшиеся то справа то слева от дороги. Рванул ветер взвихривая песок остро жалящий лицо. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь мелкий теплый весело звякавший падая на хребты волн. Нельзя писать не познавая Родины не познавая жизни ее людей не видя полей и лесов морей и рек не слыша свиста степных ветров не зная запахов родной земли. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь, в глубину двора.

 

4. Поставьте пропущенные знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения:

1. Малюта скрестив руки глядел улыбаясь в лицо Серебряному, и зрачки его, казалось, сжимались и расширялись (А. Толстой). 2. Самые необыкновенные чувства становясь привычными перестают удивлять. 3. Стройный, тонкий стан и широкие плечи Печорина доказывали крепкое сложение способное переносить все трудности кочевой жизни (М. Лермонтов). 4. Речка узкая и глубокая прикрытая нависшими с берегов кустами извивалась меж полей, прижималась к подножьям холмов, осторожно обходила деревни и пряталась в лесах тихая темная студеная (А. Чехов).

 

5. Подчеркните согласованные определения — одиночные и образующие определительные обороты (прилагательные с зависимыми словами и причастия с зависимыми словами). Объясните условия их обособления или необособления.

1. Никогда не имевшая своих детей, тетя Граня не обладала учеными способностями детского воспитания (В. Астафьев). 2. Владимир Иванович Даль, ровесник и друг Пушкина, по образованию врач-хирург, писатель, известный под псевдонимом Казак Луганский, с молодых лет увлекался собиранием слов и за десять лет до смерти оформил собранное в виде «Толкового словаря живого великорусского языка — знаменитого монументального труда (Е. Осетров). 3. Эти красивые спокойные птицы с черной головкой и спинкой, с белым брюшком и острым носиком рассаживаются по скалам (Б. Полевой). 4. Лес был нестарый, чистый, без подлеска, будущая корабельная роща (В. Солоухин). 5. Он, трижды молодой, ждал от жизни всего, но этого письма никак не ждал (В. Шукшин). 6. Получалось нечто жуткое, путаное и резкое (Д. Фурманов). 7. И пошла тут жизнь — вполне конкретная, но и вполне тоже необъяснимая — до краев дорогая и родная (В. Шукшин). 8. Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы (А. Толстой).

 

6. Найдите приложения. Определите условия их обособления:

1. Лев Иванович Попов, человек нервный, несчастный на службе и в семейной жизни, потянул к себе счеты и стал считать снова (А. Чехов). 2. За перегородкой на кровати лежала жена Попова, Софья Саввишна, приехавшая к мужу из Мценска… (А. Чехов). 3. Отца, пьяницу, кормила с малых лет, и сама себя (М. Горький). 4. О планах издательства рассказал главный редактор, он же заместитель директора издательства. 5. У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца — Милка (Л. Толстой). 6. На встрече лидеров стран-участниц Содружества Независимых Государств рассматривались актуальные проблемы экономического развития. 7. Внук-шофер из-за руля кланяется деду (А. Твардовский). 8. Сверстники Тургенева, питомцы школы великого поэта, вскормленные его поэзией, мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения (И. Гончаров). 9. Василиса и Лукерья сказали, что они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут до пожара (А. Пушкин).

 

7. Сравните вводные слова и похожие на них члены предложения. Где необходимо, поставьте запятые:
1. Было знаете очень жарко (М. Лермонтов). — Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

2. В это время из толпы народа вижу выступает мой Савельич (А. Пушкин). — Отселе я вижу потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье (А. Пушкин).

3. Пугачев был видно в припадке великодушия (А. Пушкин). — Еще никого не было видно вдруг из-за беседки очутился Дубровский (А. Пушкин).

4. Казалось стало холодно цветам (С. Щипачев). — Намного проще казалось выбирать из такого ассортимента, но это только казалось. — Объем работы оказался примерно вдвое больше.

5. Давал три бала ежегодно и промотался наконец (А. Пушкин). — Поведение этих подростков становится, наконец, невыносимым.

6. Однако уже поздно пора вставать. — В лесу однако тоже было нисколько не теплее.

 

Домашнее задание 8. Определите, в каких предложениях выделенные слова являются вводными. Выделите их запятыми и подчеркните, укажите их значение. Укажите, какими членами предложения они являются в других предложениях.

Все почему-то обрадовались встрече двух друзей, знакомых возможно еще с незапамятных времен. Путешествие возможно при условии хорошей погоды. Правда синицы да корольки попискивают иногда довольно оживленно в чаще сосновых и еловых ветвей. Правда чувствуется на каждой странице рассказа. Крупных окуней бесспорно удить весело. Ваше право на отпуск бесспорно. По словам разведчика главный японский штаб стоял в Яковлевке. По словам разведчика было ясно, что операция прошла удачно. Я вытащил занозу, но должно быть не всю. Это упражнение должно быть выполнено аккуратно. Добрый ужин был бы нам однако нужен. Скоро однако лес поредел, проглянула свободная даль. Однако какой ветер! Погода была ветреная, ветер однако не совсем попутный. Однако медведь очень быстро бежать не мог.

 

9. Распространите данные предложения вводными словами, выражающими: а) уверенность; б) неуверенность; в) чувства говорящего. Запишите их и расставьте знаки препинания.

Пчеловодство – интересное занятие. Мы любили книжки не меньше, чем нынешние читатели. Пышность и прозрачность батумских закатов были неправдоподобны. Предки восточных славян были людьми свободолюбивыми. Знакомство наше с лесными местами состоится этим летом. Дожди и холод продолжались весь май. Так страшно кричал ночью филин. Бабушка моя так и не написала своих воспоминаний.

 

10. Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания:

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поезжайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Домашнее задание 11. Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания:

1. [Аркадина:] Милый сын когда же начало? [Треплев:] Господа начало! Прошу внимания!.. О вы почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! (Чехов) 2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов) 3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов). 4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский). 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов). 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин) 7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок). 8. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай умереть не увидев тебя! (Прокофьев) 9. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров) 10. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский). 12. Молодой уроженец Неаполя Что оставил в России ты на поле? (Светлов). 13. Цыц ты! Она тебе больше не слуга... (М. Горький). 14. Ну вы Вставайте... (М. Горький). 15. Да неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Достоевский) 16. Милый друг ты мой не стыдись не вешай голову... (Фадеев) 17. О ты чьих писем много много в своём портфеле берегу! (Некрасов) 18. О мой милый мой нежный прекрасный сад!.. (Чехов) 19. Скажи же о проницательный читатель зачем выведен Рахметов, который вот ушёл и больше не явится в моём романе? (Чернышевский) 20. ...Смерть а Смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко? (Твардовский) 21. О муза пламенной сатиры приди на мой призывный клич! (Пушкин) 22. Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных лет, тебя товарищ мой случайный (Лермонтов). 23. Спи младенец мой прекрасный баюшки-баю (Лермонтов). 24. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Лермонтов). 25. Ах юность юность удалая Житьё в то время было нам (Пушкин).

12. Расставьте недостающие знаки препинания. Сказуемые-существительные со сравнительными союзами подчеркните двумя чертами, сравнительные обороты – одной.

Зеленый луг как чудный сад пахуч и свеж в часы рассвета. По холодному небу словно вперегонки бежали тяжелые тучи и сыпали дождем. Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые что кудри завила. У тебя брошка вроде как пчелка. Глаза у внучки что вишенки. Дождь лил как из ведра. От неба до земли качаясь движется завеса и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса. Осыпался с березы лист и как ковер устлал дорогу… Стремительный флаг словно молния росчерк не поднят, а врезан, а взвит в небеса. Поэзия как и искусство неотделима от чуда. Молодость как песня жаворонка на заре. Светилась падая ракета как догоревшая звезда.

 

13. Расставьте знаки препинания. Укажите, что присоединяет союз: а) сравнение;

б) сказуемое; в) сравнение, выраженное фразеологическим оборотом; г) сравнительный оборот, имеющий причинный оттенок; д) оборот, имеющий значение «в качестве»; е) обороты с сочетанием как и.

Вдруг из глубины души как со дна моря всплывает новая мысль: отставить все это. Вот почему она смотрела на землю как на юдоль скорби. Но инстинкт подсказал людям другое: рассыпаться уйти в землю проползти неслышно как змеи. Башня валялась в стороне на снегу под деревом как диковинный гриб. Короткий как беглая улыбка осенний день быстро иссякал соединяя все краски осени в один сизый цвет и неба и земли. Дни ожидания тянулись как месяцы недели как годы. К перекличке как и всегда явился Дрозд и стал на левом фланге. Была она маленькая вроде декрета или воззвания. Стал я у перил локти на них положил наклонился разглядываю на воде тень от своей головы сплюснутую как репа с большими ушами и всю в огненных искорках. Город наступал здесь на изрытую как после артиллерийской подготовки равнину. Белое как снег и нежно-зеленое как молодая травка оно резко выделялось на общем однообразном по колориту фоне. Иногда на луну набежит легкое как паутина облачко. Маленькие глазки словно бледные лучики слабо мерцают на сморщенном лице. И потом уже он шел до хутора и через весь хутор не останавливаясь размеренным как на длинном воинском марше шагом. Завизжала купчиха как немазаная дверь. Корни этих деревьев будто змеи. Старый что малый. Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло. Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених. Я смотрел как очарованный. Мы встретились как старые знакомые.

14. В данном тексте расставьте знаки препинания и раскройте скобки:

(В)начале июня часто шли (не)обычные для лета дожди тихие (по)осеннему смирные без гроз без ветра. По утрам с запада (из)за дальних бугров выползала (пепельно)сизая туча. Она росла ширилась занимала (пол)неба а потом снижалась так что прозрачные нижние хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи ветряной мельницы где(то) высоко и добродушно еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Теплые словно брызги парного молока капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю белыми пузырями вспухали на (не)просохших пенистых лужах. И так тих и мирен был этот летний (не)густой дождь что даже цветы (не)склоняли головок даже куры по дворам (не)искали от него укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сараев и почерневших плетней в поисках корма а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи (не)взирая на дождь кричали (в)растяжку и по очереди бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в луже воробьев. (М. Шолохов «Поднятая целина»).

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)