Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организация бюджетирования




 

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Как правило, сводный бюджет предприятия составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Индикативно, т.е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Интервал планирования устанавливается бюджетным регламентом конкретной предприятия. Как правило, максимальная продолжительность интервала планирования в рамках бюджетного периода составляет один месяц, а в первом квартале – декаду и даже неделю.

Бюджетный процесс включает три последовательных этапа:

1. этап разработки проекта сводного бюджета;

2. утверждение проекта бюджета и включения его в структуру научно-обоснованного бизнес-плана организации;

3. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (сравнение плановых и фактических показателей, выявление отклонений и анализ причин; принятие управленческих решений).



Бюджетный цикл включает период времени от начала 1-го этапа до завершения 3-го этапа.

Выделяют следующие основные требования к организации процесса бюджетирования:

1. формирование Положения о финансовой структуре;

2. разработка регламента - методического обеспечения бюджетного процесса;

3. организация бюджетного комитета;

4. разграничение полномочий и ответственности структурных подразделений;

5. выстраивание приоритетов в финансах;

6. установление жесткой финансовой дисциплины.

В практике разработки систем бюджетирования часто применяется подход, который основан на построении финансовой структуры, т.е. на выделении в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета центров финансовой ответственности. Центром финансовой ответственности является структурное подразделение (группа подразделений), осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, способных оказывать непосредственное воздействие на доходы/расходы от этих операций и отвечающие за реализацию установленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности. Как правило, в финансовой структуре выделяют четыре типа центров финансовой ответственности :

1. центры затрат (cost center);

2. центры доходов (revenue center);

3. центры прибыли (profit center);

4. центры инвестиций (investment center).

 

2 ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Расчет операционных и финансовых бюджетов предприятия

1.1. Исходные данные

1.2. Расчет операционных бюджетов

1.2.1. Бюджет продаж

1.2.1.1. График ожидаемых денежных поступлений за реализованную продукцию

1.2.2. Бюджет производства

1.2.3. Бюджеты использования материалов

1.2.4. Бюджеты приобретения материалов

1.2.5. График ожидаемых выплат за материалы

1.2.6. Бюджет прямых затрат на оплату труда

1.2.7. Бюджет производственных накладных затрат

1.2.8. Бюджет себестоимости произведенной продукции

1.2.9. Бюджет себестоимости реализованной продукции

1.2.10. Бюджет общехозяйственных расходов

1.2.11. Бюджет коммерческих расходов

1.3. Прогнозный отчет о прибыли

1.4. Разработка финансовых бюджетов

1.4.1. Бюджет денежных средств

1.4.2. Баланс предприятия по состоянию на 1.01.98

2. Уточненные расчеты с учетом отчислений на социальные мероприятия и НДС

3. Анализ результатов бюджетирования на предприятии

3.2. Анализ прогнозного отчета о прибыли

3.3. Анализ бюджета денежных средств

3.4. Анализ баланса по состоянию на 1.01.08 по статьям

3.5. Методы повышения прибыли предприятия и расчет точки безубыточности

 

1 РАСЧЕТ ОПЕРАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОРИОН»

 

 

1.1 Исходные данные

Предприятие “ОРИОН” производит и реализует продукцию. Для производства используются два вида материалов. Ниже приведен баланс предприятия “ОРИОН” на 1.01.07 г.

Таблица 1

Баланс предприятия на 01.01.07г., тыс.руб.

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства: Уставный фонд
Материалы 101,5 Нераспределённая прибыль
Готовая продукция Кредиторская задолженность: 274,5  
Дебиторская задолженность -расчеты с поставщиками 115,5
Денежные средства -по оплате труда
Баланс 12895,5 Баланс 12895,5

 

Задолженность поставщикам включает:

А) задолженность за материалы – 2/3 задолженности поставщикам;

Б) задолженность за коммунальные услуги – 1/3 задолженности поставщикам.

Таблица 2

Прогноз реализации и цен.

Период Реализация, % Цена за единицу изделия, руб.
2007 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
2008 год
1 кв. -
2 кв. - 38,5

Всего за 2007 г. планируется реализация 140.000 шт.

Реализацию в 1 кв. 2008 г.планируется увеличить на 5% по сравнению с 1 кв. 2007 г., а во 2 кв. 2008 г. – уменьшить на 3% по сравнению со 2 кв. 2007 г.

Таблица 3

Прогноз запасов.

Показатель Ед. измерения Сумма
Расход материалов на ед. изделия:    
Материал А кг
Материал Б кг
Цена материала А руб/кг
Цена материала Б руб/кг
Запасы материала А на 1.01.07 кг
Запасы материала Б на 1.01.07 кг
Запас готовой продукции на 1.01.97 шт.
Запасы на конец периода поддерживаются на уровне квартальной потребности:
Материал А %
Материал Б %
Готовая продукция %
Тарифная ставка работника руб/час 0,40
Затраты труда на ед. изделия мин. 0,5

 

Для расчета себестоимости продукции подсчитаны планируемые производственные накладные расходы (таблица 4)

Таблица 4

Плановые производственные накладные расходы, тыс. руб.

Показатель Постоянные расходы Переменные расходы Всего
Заработная плата с начислениями:    
- рабочих-почасовщиков - -
- рабочих сдельщиков - -
Аренда -
Амортизация -
Освещение и отопление
Ремонт и обслуживание оборудования
Итого

 

 

Таблица 5

Прогнозируемые общехозяйственные и коммерческих расходов, тыс. руб.

Статьи затрат Общехозяйственные расходы Коммерческие расходы
Заработная плата
Аренда -
Амортизация
Коммунальные услуги -
Командировки
Комиссионные - 5%
Реклама -
Итого:

 

Плановые платежи налога с прибыли составляют 20% от расчётной прибыли и выплачиваются в следующем порядке:

I кв. – 22%, II кв. – 26%, III кв. – 20%, IV кв. – 32%.

Оплата текущих выплат осуществляется в следующем порядке :

- 70% приобретенных материалов оплачивается в том квартале, в котором они были приобретены, а остальные 30% - в следующем квартале;

- 5/6 начисленной заработной платы оплачивается в том квартале, в котором она была начислена, а 1/6 – в первом месяце следующего квартала;

- все остальные затраты полностью оплачиваются в том квартале, в котором они возникли.

Деньги от реализации продукции поступают в следующем месяце согласно договору с покупателями, причём в первом месяце квартала поступает 30%, во втором – 30%, в третьем – 40%.

Капитальные вложения на приобретение оборудования планируются в следующих размерах :

I кв. – 45 тыс.руб.;

II кв. – 240 тыс.руб.;

III кв. – 60 тыс.руб.;

IV кв. – 30 тыс.руб.

При распределении производственных накладных затрат предполагается что:

А) переменные затраты – согласно условий;

Б) постоянные затраты – равными частями

Цена приобретения материалов по кварталам не изменилась.

Дивиденды акционеров, согласно уставу предприятия, выплачиваются в декабре в размере 5% чистой прибыли.

Желаемый остаток средств на расчетном счете – 15 тыс.руб.

 

 

1.2 Расчет операционных бюджетов

 

1.2.1 Бюджет продаж

Бюджет продаж составляется на основании результатов прогноза возможной продажи продукции (Таблица 2).

Объем продаж рассчитывается как произведение объема реализации и цены за единицу продукции.

Исходя из Таблицы 2 объем продаж составляет:

1 кв. 07 г.: 140 000 × 0,26 = 36400 шт.

2 кв. 07 г.: 140 000 × 0,24 = 33600 шт.

3 кв. 07 г.: 140 000 × 0,25 = 35000 шт.

4 кв. 07 г.: 140 000 × 0,25 = 35000 шт.

1 кв. 08 г.: 36 400 × 1,05 = 38220 шт.

2 кв. 08 г.: 33 600 × 0,97 = 32592 шт.

Таблица 6

Бюджет продаж

Показатели ед. изм. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Всего
Объём продаж шт.
Цена за ед. руб. -
Доход от продаж руб.

 

1.2.1.1 График ожидаемых денежных поступлений за реализованную продукцию.

Составляется на основании условий оплаты за реализованную продукцию согласно договору с покупателем ( в первом месяце квартала поступает 30 % , во втором – 30 % , а в третьем – 40 % ),а также на основании данных о дебиторской задолженности на 1.01.07г. ( из баланса : дебиторская задолженность 287 тыс.руб. ).

В соответствующих кварталах предприятие будет получать 60% от оплаты продукции за квартал :

I кв. : 1384 × 0,6 = 830 тыс. руб.

II кв. : 1412 × 0,6 = 847 тыс.руб.

III кв. : 1470 × 0,6 = 882 тыс. руб.

IV кв. : 1365 × 0,6 = 819 тыс. руб.

В последующем за реализацией квартале предприятие получит 40 % от всей оплаты продукции за квартал:

I → II кв. : 1384 × 0,4 = 554 тыс. руб.

II → III кв. : 1412 × 0,4 = 565 тыс. руб.

III → IV кв. : 1479 × 0,4 = 588 тыс. руб.

Оставшаяся сумма оплаты за реализованную продукцию которая равна 40 % от объема продаж кв. 2007 г. (1365 × 0,4 = 546 тыс.руб.) будет получена от покупателей в январе 2008 г . В балансе предприятия по состоянию на 1.01.08 г. эта сумма будет показана в активе как дебиторская задолженность.

Таблица 7

График ожидаемых денежных поступлений за проданную продукцию, руб.

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Всего
Дебиторская задолженность 287 000 - - - 287 000
Реализация в 1-ом квартале 830 000 554 000 - - 1384 000
Реализация в 2-ом квартале - 847 000 565 000 - 1412 000
Реализация в 3-м квартале - - 882 000 588 000 1470 000
Реализация в 4-ом квартале - - - 819 000 819 000
Итого: 1117 000 1401 000 1447 000 1407 000 5372 000

 

1.2.2 Бюджет производства

Составляется на основании данных об объемах продаж (таблица 2) а также при условии поддержки запасов готовой продукции на конец периода (необходимый запас – 20% от потребности следующего квартала)

Необходимый запас готовой продукции на конец года рассчитывают как 20% от объема продаж 1 кв. 08 г.:

38220 × 0,2 = 7644 шт.

Необходимый запас готовой продукции на начало года рассчитывается на основании данных складского учета (берем из таблицы 3 – 1500 шт.)

Таблица 8

Бюджет производства, шт.

Показатели 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Всего
Объём продаж
Необходимый запас готовой продукции на конец периода(20%)
Запас готовой продукции на начало периода
Объём производства

 

Объём производства в бюджет производства рассчитан как 1+2+3, т.е. как объем продаж + необходимый запас продукции на конец периода – необходимый запас продукции на начало периода:

1 кв.: 36400 + 6720 – 1500 = 41620 шт.;

2 кв.: 33600 + 7000 – 6720 = 33880 шт.;

3 кв.: 35000 + 7000 – 7000 = 35000 шт.;

4 кв.: 35000 + 7644 – 7000 = 35644 шт.;

Всего за год: 140000 + 7644 – 1500 = 146144 шт.

1.2.3 Бюджет использования материалов

Бюджет использования материалов – это расчет прямых материальных затрат для производства запланированного объема продукции (Таблица 8). Составляется также на основании норм расходов материалов на единицу продукции и цены материалов.

Для материала А из условия норма расхода на единицу продукции 4 кг, цена 2 руб./кг. Тогда потребность А на весь выпуск продукции:

1 кв.: 41620 × 4 = 166480 кг;

2 кв.: 33880 × 4 = 135520 кг;

3 кв.: 35000 ×4 = 140000 кг;

4 кв.: 35644 × 4 = 142576 кг;

за год: 146144 × 4 = 584576 кг.

Прямые материальные затраты на весь выпуск продукции по материалу А:

1 кв.: 166480 × 2 = 332960 руб.;

2 кв.: 135520 × 2 = 271040 руб.;

3 кв.: 140000 × 2 = 280000 руб.;

4 кв.: 142576 × 2 = 285152 руб.;

за год: 584576 × 2 =1 169152 руб.




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)