Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 20. Направленность личности




Потребности и мотивы человека. Потребности как источник активности и развития личности. Иерархия потребностей человека. Мотив как предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Виды мотивов и их классификация. Соподчинение мотивов. Жизненные смыслы. Психология деятельности. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение, игра как виды деятельности. Строение деятельности, понятия действия и операции. Основные закономерности выработки навыка. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. Понятие ведущего типа деятельности.

 

Вопросы для самостоятельного контроля знаний

1. Предмет и задачи психологии.

2. Методы психологии.

3. Развитие психики (по А. Н. Леонтьеву).

4. Человек как субъект деятельности.

5. Потребности и мотивы. Функции мотивов.

6. Роль ощущений в жизни человека.

7. Общая характеристика человеческого восприятия.

8. Внимание как высшая когнитивная функция.

9. Основные свойства внимания.

10. Память. Классификация видов памяти.

11. Основные процессы и механизмы памяти.

12. Виды мышления и их характеристика.



13. Общие и специальные способности.

14. Мышление, язык и речь.

15. Виды и функции речи.

16. Внутренняя речь человека.

17. Виды активного воображения.

18. Виды эмоциональных состояний.

19. Волевая регуляция поведения.

20. Способности и задатки.

21. Характер. Типология характера.

22. Темперамент. Эволюция учений о темпераменте.

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. Методологическое введение в психологию развития

Тема 1. Принцип развития в психологии.

Принцип развития как методологический принцип психологии. Философия истории Г.Гегеля. “Этюды по истории поведения” Л.Выготского и А.Лурия. “Развитие памяти” А.Леонтьева. П.Зинченко, А.Запорожец и их исследования развития действий. «Проблемы развития психики» А.Н. Леонтьева

Интерпретации понятия «развитие» в различных направлениях психологии. Ассоцианизм и увеличение внутреннего опыта. Научение в бихевиоризме. Развитие личности в психоанализе. Генезис структур психического действия.

Развитие и его возрастные кризисы. Психологическая интерпретация понятия: “кризисы возрастного развития”. Психологическая реализация принципа развития в концепции периодизации детского развития Д. Эльконина.

 

Тема 2. Детская психология в программе постро­ения предметов современной психологии.

Психическое развитие ребенка как предмет детской психологии. Программы изучения психического развития. Биогенетические теории. Социогенетические концепции в детской психологии. Направления исследования психогенеза. Теории двух факторов детского развития.

Движущие силы, направления и механизмы психического развития человека в его онтогенезе. Понятие сензитивных периодов детского развития.

Тема 3. Детство как социо-культурный феномен.

Детство как предмет психологической науки. Культурно-исторический характер определения границ детского развития. Понятие психологических норм развития ребенка. Социокультурный статус детства в современном гражданском обществе.

Тема 4. Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии.

Лонгитюдинальный метод и метод поперечных срезов. Наблюдение в детской психологии. Экспериментальные исследования психического развития. Формирующий эксперимент в возрастной психологии. Психодиагностика детского развития. Квалификационный анализ в психологии развития.

 

РАЗДЕЛ II. Психология развития личности, сознания и деятельности

Тема 5. Законы развития личности.

Категория личности в психологии развития. Пространство развития личности ребенка. Становление и актуализация личности в развитии. Индивид-личность-индивидуальность. Понятие поступка в психологии личности. Свобода, самостоятельность, ответственность как базовые свойства поступков личности. Законы развития личности: закон гармонического развития; закон соответствия в развитии базовых свойств; закон опережения личностного статуса воспитателя.

Тема 6. Развитие мотивационной сферы.

Поведенческие проявления энергии субъективности. Потребности как источник развития. Побуждения, мотивы, желания, вожделения, страсти. Эмоции ребенка и развитие эмоциональности. Аффекты в природе личностных конфликтов. Закон связывания энергии сознанием. Высшие чувства человека, интересы и стремления. Стремления к добру, правде и красоте и развитие духовности человека.

Тема 7. Возрастные этапы развития поступков.

Поступок как целостное проявление личности в системе социальных отношений. Интимность общения младенца, непосредственность ребенка, произвольность игровой активности, самосознание личности школьника, личностное самоопределение юности как этапы развития поступков.

Девиации личностного развития. Аномалии в развитии поступков. Акцентуации характера, девиантное поведение, личность преступника. развитии.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)