Тема 20. Направленность личности
Потребности и мотивы человека. Потребности как источник активности и развития личности. Иерархия потребностей человека. Мотив как предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Виды мотивов и их классификация. Соподчинение мотивов. Жизненные смыслы. Психология деятельности. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение, игра как виды деятельности. Строение деятельности, понятия действия и операции. Основные закономерности выработки навыка. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь. Понятие ведущего типа деятельности.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний 1. Предмет и задачи психологии. 2. Методы психологии. 3. Развитие психики (по А. Н. Леонтьеву). 4. Человек как субъект деятельности. 5. Потребности и мотивы. Функции мотивов. 6. Роль ощущений в жизни человека. 7. Общая характеристика человеческого восприятия. 8. Внимание как высшая когнитивная функция. 9. Основные свойства внимания. 10. Память. Классификация видов памяти. 11. Основные процессы и механизмы памяти. 12. Виды мышления и их характеристика. 13. Общие и специальные способности. 14. Мышление, язык и речь. 15. Виды и функции речи. 16. Внутренняя речь человека. 17. Виды активного воображения. 18. Виды эмоциональных состояний. 19. Волевая регуляция поведения. 20. Способности и задатки. 21. Характер. Типология характера. 22. Темперамент. Эволюция учений о темпераменте.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗДЕЛ I. Методологическое введение в психологию развития Тема 1. Принцип развития в психологии. Принцип развития как методологический принцип психологии. Философия истории Г.Гегеля. “Этюды по истории поведения” Л.Выготского и А.Лурия. “Развитие памяти” А.Леонтьева. П.Зинченко, А.Запорожец и их исследования развития действий. «Проблемы развития психики» А.Н. Леонтьева Интерпретации понятия «развитие» в различных направлениях психологии. Ассоцианизм и увеличение внутреннего опыта. Научение в бихевиоризме. Развитие личности в психоанализе. Генезис структур психического действия. Развитие и его возрастные кризисы. Психологическая интерпретация понятия: “кризисы возрастного развития”. Психологическая реализация принципа развития в концепции периодизации детского развития Д. Эльконина.
Тема 2. Детская психология в программе построения предметов современной психологии. Психическое развитие ребенка как предмет детской психологии. Программы изучения психического развития. Биогенетические теории. Социогенетические концепции в детской психологии. Направления исследования психогенеза. Теории двух факторов детского развития. Движущие силы, направления и механизмы психического развития человека в его онтогенезе. Понятие сензитивных периодов детского развития. Тема 3. Детство как социо-культурный феномен. Детство как предмет психологической науки. Культурно-исторический характер определения границ детского развития. Понятие психологических норм развития ребенка. Социокультурный статус детства в современном гражданском обществе. Тема 4. Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии. Лонгитюдинальный метод и метод поперечных срезов. Наблюдение в детской психологии. Экспериментальные исследования психического развития. Формирующий эксперимент в возрастной психологии. Психодиагностика детского развития. Квалификационный анализ в психологии развития.
РАЗДЕЛ II. Психология развития личности, сознания и деятельности Тема 5. Законы развития личности. Категория личности в психологии развития. Пространство развития личности ребенка. Становление и актуализация личности в развитии. Индивид-личность-индивидуальность. Понятие поступка в психологии личности. Свобода, самостоятельность, ответственность как базовые свойства поступков личности. Законы развития личности: закон гармонического развития; закон соответствия в развитии базовых свойств; закон опережения личностного статуса воспитателя. Тема 6. Развитие мотивационной сферы. Поведенческие проявления энергии субъективности. Потребности как источник развития. Побуждения, мотивы, желания, вожделения, страсти. Эмоции ребенка и развитие эмоциональности. Аффекты в природе личностных конфликтов. Закон связывания энергии сознанием. Высшие чувства человека, интересы и стремления. Стремления к добру, правде и красоте и развитие духовности человека. Тема 7. Возрастные этапы развития поступков. Поступок как целостное проявление личности в системе социальных отношений. Интимность общения младенца, непосредственность ребенка, произвольность игровой активности, самосознание личности школьника, личностное самоопределение юности как этапы развития поступков. Девиации личностного развития. Аномалии в развитии поступков. Акцентуации характера, девиантное поведение, личность преступника. развитии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |