Цель данного урока – закрепление навыков решения заданий ЕГЭ по информатике с использованием элементов алгебры логики
Экзаменационная работа состоит, как вы знаете, из 3-х частей: Часть 1 (А)-18 заданий; Часть 2 (В)- 10 заданий; Часть 3 (С)-4задания. Основы логики в экзаменационной работе занимают 25% от всех заданий – это не мало! Это 4 задания с выбором ответа (часть А) и 3 задания с кратким ответом (часть В).
Повторение (Актуализация опорных знаний и их коррекция) Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по основам логики, вы должны твердо усвоить и знать символику и определения (таблицы истинности) трёх основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликация. - давайте вспомним обозначения, названия и таблицы истинности для основных логических операций: (Слайд 5) 1. Операция инверсия, обозначение: А или Ā с чертой (не А) Таблица истинности
(Слайд 6) 2. Операция дизъюнкция, (логическое сложение), обозначается: ٧ (или) Таблица истинности
(Слайд 7) 3. Конъюнкция, (логическое умножение), обозначается ۸ , & (и) Таблица истинности для неё:
(Слайд 8) 4. Импликация, (логическое следование), обозначается →
(Слайд 9) 5. Эквиваленция, («тогда и только тогда, ...»), обозначается «
(Слайд 10) Кроме того вам необходимо вспомнить основные законы логики, их удобно разместить в виде таблицы:
8. А * А = А (Идемпотентность умножения). 9. А*( В + )=А (или А*(А + В)= А; (А + В)* = А* ) 10. A+ В* =А (или А+(А * В) = А; (А*В) + = А + ) (Правила поглощения). 11. = * (или А + В = ) 12. = + (или А* В = ) (Правила де Моргана). 13. = А (Двойное отрицание или закон отрицания отрицания). 14. А + = 1 (А или не А всегда истинно; закон исключения третьего). 15. А * = 0 (А и не А всегда ложно; закон непротиворечивости ). 16. 1 + А = 1 (Истина или А равносильно истине — тавтология тавтологии). 17. 1 * А = А (Истина и А равносильно истине -тавтология тавтологии). 18. 0 + А = А (Противоречие или А равносильно А). 19. 0 * А = 0 (Противоречие и А есть противоречие).
Примеры заданий из ЕГЭ разных лет. 1. Для какого из указанных значений Х истинно высказывание: (Х>4)V((Х>1)→(Х>4)) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Решение. Для ответа на вопрос надо знать, что логическое следование ложно только в одном случае: истина→ложь = ложь (смотрите таблицу). Выполняем проверку всех случаев. 1) Х=1 1>4 V((1>1)→(1>4)), получаем 0V(0→0) 0→0 = 1, 0V1=1 Ответ: 1 Проверим случай 2) Х=2 2>4 V((2>1)→(2>4)), получаем 0V(1→0) 1→0 = 0, 0V0=0, т.е. при Х=2 высказывание ложно.
Решить самостоятельно 2. Для какого из указанных значений Х истинно высказывание: ((Х>3)V(Х<3))→(Х<1)) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ: 3. Выполните все четыре возможных варианта. 3. Для какого из указанных значений Х истинно высказывание: ((Х<5)→( Х<3)) Λ (Х<2→(Х<1)) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ: 2. . Выполните все четыре возможных варианта. 4. Для какого из указанных значений Х истинно высказывание: ((Х>2)→(Х>3)) 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ: 3. . Выполните все четыре возможных варианта. 5. Каково наибольшее целое число Х, при котором истинно высказывание: (90<Х·Х)→(Х<(Х-1)) Решение. Напомним, что для логического следования справедливы следующие равенства: ложно→ложно = истина ложно→истина = истина истина→истина = истина
12. Выбрать пример, не являющийся высказыванием: А) «Гоголь писал «Мертвые души» в Риме»; Б) «Не можете ли вы передать соль?»; В) «Рукописи не горят»; Г) «Некоторые лекарства опаснее самих болезней»; Д) «У кошки четыре лапы». 13. Отрицанием высказывания «Для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый» является: A) «Не для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый»; Б) «Для каждого из нас не учить второй иностранный язык легче, чем первый»; B) «Неверно, что для каждого из нас учить второй иностранный язык не легче, чем первый»; Г) «Неверно, что для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый»; Д) «Неверно, что не для каждого из нас учить второй иностранный язык легче, чем первый». 14. Знаком «®» в логике обозначается следующая операция: А) конъюнкция; Б) дизъюнкция; В) импликация; Г) инверсия; Д) эквивалентность. 15. Логическое высказывание «Если у меня будет свободное время и не будет дождя, то я не буду писать сочинение, а пойду на дискотеку» можно описать формулой: А) (АΛВ)®(СVD); Б) (АΛВ)↔(СΛD); В) (АΛØВ)®(ØСVD); Г) (АΛВ)↔(СVD); Д) (АΛØВ)®(ØСΛD);
11 класс
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |