Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции экономической теории



2015-11-20 1960 Обсуждений (0)
Функции экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе становления и развития экономической тео­рии как науки были сформированы и ее основные функции (рис. 1.12): познавательная, методологическая, практиче­ская, прогностическая, воспитательная.

Рис. 1.12. Функции экономической теории

Познавательная (гносеологическая) функция. Реали­зуется посредством исследования сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формулируя экономиче­ские категории и законы, экономическая теория тем самым обогащает знания людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению хозяй­ственного развития общества.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы конкретных экономических наук, по­скольку раскрывает основоположные понятия, экономиче­ские законы, категории, принципы хозяйствования, кото­рые реализуются во всех областях и сферах человеческой Деятельности.

Практическая функция экономической теории заключа­ется в научном обосновании экономической политики госу­дарства, а также в разработке рекомендаций относительно применения форм и методов рационального хозяйствования.


Глава 1

Экономическая политика это целостная система мероприятий государства, направленных на развитие национальной экономики в интересах всех социальных групп общества. Она призвана определять оптимальные варианты решения экономических проблем.

Между экономической теорией и практикой существует тесная взаимосвязь (рис. 1.13). Любой процесс познания начинается с изучения реальной действительности, то есть с практики. Практика дает материал для научного анализа и формирует спрос на теоретические исследования. Вместе с тем любая теория без обратной связи с практикой теряет ценность и смысл. Практика — критерий истинности эко­номической теории, она дает окончательную оценку ее жиз­ненности. Между практикой и теорией существует посто­янный цикл связи: практика ведет к знанию, знание к экономической политике, экономическая политика к рациональным действиям, действия к усовершен­ствованию практики. Такой цикл связей постоянно повторяется, каждый раз поднимаясь на более высокий уровень (рис. 1.13).

 



 


Рис. 1.13. Взаимосвязь экономической теории и хозяй­ственной практики

Прогностическая функция экономической теории за­ключается в разработке научных основ предвидения пер­спектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов, долгосроч­ных программ развития общественного производства с уче­том будущих ресурсов, затрат и возможных конечных ре­зультатов.


Предмет и метод экономической теории

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, аналитических способностей, которые обеспечивают целостное представление о функцио­нировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хо­зяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь профессио­нальных успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате настойчи­вой работы, проявления предприимчивости и инициативы, принятия обоснованных решений и способности принимать на себя ответственность за свои хозяйственные действия в условиях конкуренции.

Однако нужно знать, что готовых, раз и навсегда пригод­ных рецептов экономического поведения теоретическая на­ука не дает. По этому поводу Дж.М. Кёйнс подчеркивал, что экономическая теория не является набором уже готовых ре­комендаций для применения непосредственно в хозяйствен­ной практике, она является скорее методом, интеллекту­альным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто ею владеет, приходить к правильным выводам.

Экономическое мышление это совокупность взгля­дов, представлений и суждений человека о реальной эко­номической действительности, определяющих ее хозяй­ственное поведение.

Есть два вида экономического мышления: обыденное и научное.

Обыденное мышление — поверхностное, одностороннее и бессистемное восприятие человеком реальных хозяйствен­ных процессов, на основании чего он делает субъективные, порой ошибочные, выводы и суждения относительно эконо­мических проблем.

Научное мышление — всестороннее и глубокое познание человеком экономической действительности на основе ис­пользования научно-исследовательских приемов, которые позволяют раскрыть сущность хозяйственных процессов,


Глава 1

объективно оценить их общественную значимость и прогно­зировать тенденции развития в будущем (рис. 1.14).

 

 

 

 

 

    Наблюдение и отражение в сознании человека реальной экономической действительности
Первый  
 
   

 

 

 

 

 

    Обработка и осмысление полученной эконо­мической информации и формирование на этой основе научных понятий, категорий и законов хозяйственного развития
Второй  
 
   

 

 

 

 

 

    Реализация, внедрение человеком получен­ных экономических знаний в своей хозяй­ственной деятельности
Третий  
 
   

Рис. 1.14. Этапы формирования научного экономического мышления

В современных условиях, когда наїла страна осущест­вляет переход к качественно новому состоянию экономики, функциональная роль экономической теории существенно возрастает. Чтобы изменить условия нашей жизни, сделать их лучше, необходимо иметь глубокие экономические зна­ния для раскрытия природы хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимостей, овладеть механизмами использова­ния экономических законов рынка в хозяйственной дея­тельности.


Предмет и метод экономической теории

Экономическая теория



2015-11-20 1960 Обсуждений (0)
Функции экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции экономической теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)