Глава 14. Неопределенность, риск и страхование
в экономике...................................................... 462 14.1.Неопределенность и риски современной рыночной экономики 463 14.2. Спекуляция и ее роль в условиях рынка.......... 469 14.3. Страхование как средство ограничения уровня риска 476 Учебный тренинг......................................................... 485 Раздел III. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ............................................................ 487 Глава 15. Национальное производство и воспроизводство............................................ 488 15.1.Содержание, виды и пропорции национального (общественного) воспроизводства 489 15.2. Теоретические модели общественного воспроизводства 493 15.3. Система национального счетоводства: необходимость возникновения, содержание, цели 511 15.4. Концепции и принципы построения Системы национальных счетов 513 15.5. Основные макроэкономические показатели СНС 516 Учебный тренинг......................................................... 533 Содержание Глава 16. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост..................................... 537 16.1.Цикличность экономического развития как проявление макроэкономической нестабильности. Теории циклических колебаний.................................... 537 16.2. Классификация экономических циклов в зависимости от продолжительности. Средние циклы и их фазы................................................................... 541 16.3. Нециклические колебания экономики.............. 549 16.4. Безработица, ее содержание, причины, виды, формы. Уровень безработицы. Последствия влияния безработицы на экономику............................... 552 16.5. Экономический рост: содержание, типы, факторы 560 16.6. Концепции и простейшие модели экономического роста 562 Учебный тренинг......................................................... 569 Глава 17. Финансовая система....................................... 573 17.1.Необходимость, содержание, структура и функции финансов......................................... 573 17.2. Финансовая система. Государственный игосударственный долг................................... 577 17.3. Теория налогообложения................................. 585 Учебный тренинг......................................................... 593 Глава 18. Кредитная система.......................................... 596 18.1.Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита 596 18.2. Формы и функции кредита............................... 598 18.3. Кредитная система и ее структура.................. 604 Учебный тренинг........................................................ 612 Содержание Глава 19. Правительственное регулирование национальной экономики.............................. 615 19.1.Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики 615 19.2. Цели, средства и методы правительственного влияния на экономику 621 19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику...630 Учебный тренинг......................................................... 635 Глава 20. Теоретические аспекты рыночной трансформации экономики Украины........... 638 20.1. Объективные предпосылки и направления рыночной трансформации экономики Украины 638 20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований............. 645 20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики 653 20.4. Трансформация денежно-кредитной и финансовой систем Украины......................... 657 20.5. Проблемы и перспективы интеграции Учебный тренинг......................................................... 668 Раздел IV. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА............................ 671 Глава 21. Интернационализация хозяйственной жизни и мировой рынок................................. 672 Содержание 21.1. Международное разделение труда и интернационализация экономики как основа формирования мирового хозяйства 672 21.2. Формы международных экономических отношений (МЭО). Концепции трансформации 678 21.3. Мировой рынок экономических благ............... 683 21.4. Торговый и платежный баланс......................... 690 21.5. Содержание и структура мировой валютной системы 695 21.6. Сущность, причины, формы и тенденции развития миграции рабочей силы 699 Учебный тренинг......................................................... 702 Глава 22. Глобализация экономики и общецивилиза- ционные проблемы человечества................. 705 22.1. Глобализация как закономерный процесс мирохозяйственного развития 705 22.2. Сущность, признаки и уровни глобализации экономики 715 22.3. Противоречия глобализации и ее модели....... 722 22.4. Взаимосвязанность и предпосылки решения глобальных проблем 733 Учебный тренинг......................................................... 749 Альфред Нобель................................................................ 753 Лауреаты премии Банка Швеции по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля .......................... 758 Глоссарий.......................................................................... 811 Послесловие ...................................................................... 863 ПРЕДИСЛОВИЕ Экономическая теория как фундаментальная наука непрерывно развивается — формируются новые научные школы и направления исследований, получают логическое завершение экономические концепции, уточняются или отрицаются как не выдержавшие испытания практикой теоретические постулаты. Особым качественным изменениям подвергаются теоретические исследования экономической жизни общества на этапе трансформационных преобразований в связи с возникновением потребности не только в осмыслении новых реалий, но и в необходимости подготовить хозяйствующих субъектов, общество в целом к новым условиям экономического сотрудничества. Переход от индустриального к духовно-информационному обществу, трансформация моделей экономического развития под влия- Предисловие ниєм глобализации экономики, интеллектуализация и индивидуализация труда, неуклонная дематериализация производства и пре-вращениечеловеческогокапиталав доминанту экономического развития, беспрецедентные динамические переходные процессы порождают принципиально новые проблемы, не вписывающиеся в рамки традиционных представлений экономической теории, требующие новых концептуальных решений и методологических подходов. Углубление понимания природы субъекта экономической деятельности и законов этой деятельности постепенно формирует новую предметную сферу экономической теории, обусловленную реальной тенденцией смещения приоритетов, — с богатства экономического на богатство социальное, гуманистическое. Определяющей составляющей этого богатства становится человек как личность и как наивысшая ценность. Все это обусловливает расширение проблематики экономических исследований на основе выделения человеческого капитала как определяющего фактора и результата развития социально-экономических систем. Становление экономических основ новой цивилизации, сориентированных на всестороннее развитие человека, кардинально меняет исследовательские приоритеты. Для формирования современного экономического мышления, подготовки специалистов нового поколения необходимо не только разрабатывать фундаментальные проблемы экономической теории, но и подготовить принципиально новые учебники, внедрять новейшие технологии обучения. Предлагаемый читателю учебник подготовлен коллективом авторов, имеющих многолетний опыт преподавания экономической теории в лучших высших учебных заведениях страны. Его отличают глубина анализа, разнообразие теоретических проблем, оригинальность подачи материала, логическая последовательность и концентрированность изложения. В учебнике органически соединено теоретическое освещение проблем экономической теории с наглядностью подачи материала. Это один из первых учебников нового поколения, вобравший в себя лучший отечественный и мировой опыт и обеспечивающий возможность внедрения новейших образовательных технологий. Основные категории экономической теории представлены в целостной, системной взаимозависимости, что обеспечивает органическое вхождение в макро- и микроэкономическое пространство. Многоаспектный характер отражения категориального аппарата экономической теории обеспечивает раскрытие сущности и особенностей наиболее известных экономических теорий, определение новых дефиниций, обусловленных экономическим развитием современного общества. Он позволяет самостоятельно изучать экономические процессы, систематизировать, выстраивать логически последовательные целостные знания. Учебник позволяет также внедрять дистанционные методы обучения, включает вопросы для самоконтроля, широкий глоссарий, приемлем для внедрения компьютерных технологий в организацию учебного процесса. Авторский коллектив с благодарностью примет все замечания и предложения по усовершенствованию содержания и формы подачи учебного материала. Выражаем слова благодарности В. Ятиной и В. Карасеву, В. Розумному, С. Бартошу и О. Кобец за помощь, оказанную при подготовке учебника к печати. Предисловие
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |