Их классификация и взаимодействие
Экономические отношения каждого общества проявляются прежде всего как интересы, считал Ф. Энгельс. Осознание потребностей и стремления их удовлетворить предопределяют мотивацию поведения человека, побуждая его к определенному целевому действию. В реальной действительности потребности приобретают конкретную форму интересов (рис. 2.4). Глава 2 Интерес (от лат. interesse — иметь важное значение) — форма проявления потребности, осознанное стремление человека к ее удовлетворению. Экономические интересы являются сущностной характеристикой движущих сил формирования и развития экономических субъектов. Экономические интересы — осознанное стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению экономических потребностей, являющееся объективным побудительным мотивом их хозяйственной деятельности. По своей сущности экономические интересы объективны. Они отражают место и роль хозяйствующих субъектов в системе общественного разделения труда и экономических отношений. Вместе с тем экономические интересы являются субъективными и всегда имеют своих носителей. Субъекты экономических интересов — отдельные индивиды, домохозяйства, коллективы (группы) людей, общество в целом. Объекты экономических интересов — экономическиеблага (вещественные товары, услуги, информация и т. п.). Плюрализм экономических потребностей порождает разнообразие экономических интересов, образующих сложную и динамическую систему, многомерную в фазах воспроизводства, в пространстве и времени, в статике и динамике. Экономические интересы общества могут быть классифицированы по разным критериям, а именно: • по субъектам: — личные; — коллективные, групповые; — общественные; • по насущности, важности: — главные, первоочередные; — второстепенные; • по временным признакам: — текущие; — перспективные; Экономические потребности общества. Экономические интересы • по объектам: — имущественные; — финансовые; — интеллектуальные и т. п.; • по степени осознания: — действительные; — кажущиеся, мнимые; • в зависимости от возможностей реализации: — реальные; — утопические. Хозяйствующие субъекты являются выразителями специфических экономических интересов. В рыночной экономике: — экономические интересы домашних хозяйств направлены на максимизацию общей полезности с учетом существующих цен и доходов; — экономические интересы предпринимателей направлены на максимизацию прибыли, снижение затрат и повышение конкурентоспособности продукции; — экономические интересы государства направлены на реализацию нужд общества в целом. По территориальному признаку выделяют такие экономические интересы: — муниципальные; — региональные; — национальные; Территориальный срез системы экономических интересов отдельной страны формируется на основе распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Муниципальные и региональные интересы направлены на реализацию экономического потенциала отдельной территории с целью обеспечения нужд определенного территориального сообщества. Вместе с тем государственные и муниципальные служащие, осуществляющие мероприятия по практической реализации данных интересов, являются носителями личных Глава 2 потребностей, не всегда совпадающих с общественными. Это разногласие порождает коррупцию — отрицательное социальное явление, связанное со злоупотреблением государственной властью, корыстным использованием служащими официальных полномочий, авторитета и возможностей их реализации для получения личных выгод в частных или узкогрупповых корпоративных интересах. Основные формы коррупции: взяточничество, злоупотребление должностным положением, превышение властных или должностных полномочий, разворовывание государственного или коллективного имущества, нецелевое использование бюджетных средств и т. п. Согласно Международной конвенции против коррупции, принятой 29 марта 1996 г., коррупция — это попытка получить прямо или опосредованно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет публичные функции, любого предмета, который имеет денежную стоимость или Другую пользу (подарка, послания, обещания, преимущества) в обмен на любое действие или бездеятельность при исполнении служебных обязанностей; предложение либо предоставление прямо или косвенно такой пользы; любые действия или бездеятельность во время выполнения правительственными чиновниками или лицами, которые выполняют публичные функции, своих обязанностей с целью получения незаконного дохода для себя или третьей стороны; мошенническое использование или утаивание имущества, полученного вследствие указанных действий. Практика подтверждает, что основными инструментами преодоления коррупции являются: — контроль за соблюдением законности и обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти; — четкая спецификация прав собственности; — конкурсное размещение государственных и муниципальных заказов, предоставление прав на аренду недвижимости и т. п.; — гласность в вопросах получения и использования бюджетных средств; -Экономические потребности общества. Экономические интересы — внедрение принципа "единого окна , согласно которо Система взаимосвязанных и взаимодействующих интересов общества всегда противоречива. Поэтому перед каждым обществом возникает проблема поиска эффективного механизма их согласования. Единство интересов достигается в процессе их взаимодействия и взаимореализации. Пути объединения экономических интересов: — субординированное подчинение одних экономических интересов другим; — координированное согласование разносторонних интересов всех экономических субъектов. Проблема соотношения и приоритетности интересов экономических субъектов остается дискуссионной. Механизм их согласования определяется сущностью экономической системы.
Командно-административная экономика характеризуется жесткой субординацией экономических интересов (рис. 2.5) на основе приоритетности и абсолютизации государственного интереса, который отождествляется с общественным и противопоставляется коллективным и личным интересам. При этом субординация и подчинение интересов обеспечивается централизованным директивным планированием и идеологической пропагандой. Глава 2 По мере развития общества и усложнения экономических интересов жесткое администрирование, отсутствие обратной связи начинают противоречить принципам функционирования сложных самоорганизующихся систем. Игнорирование роли и значения личного интереса как мощного фактора социально-экономического прогресса, подчинение его государственному в условиях командно-административной экономики приводит к рассогласованности системы экономических интересов, в том числе: — искажению мотивационного поведения экономических субъектов; — угнетению стимулирующей роли потребностей; — снижению ответственности и стимулов к высокоэффективному труду; — потере трудовых ценностей и социальных установок населения; — развитию психологии иждивенчества и экономической зависимости от государства.
В отличие от командно-административной системы в рыночной экономике доминирует личный интерес потребителя. Практика успешного развития передовых западных стран подтверждает, что не субординация, а координация интересов является самым эффективным средством их согласования и реализации (рис. 2.6). Экономические потребности общества. Экономические интересы мирования целостной, органической системы взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических интересов. Их противоречивое взаимодействие основано на принципах обратной связи и самоорганизации, носит творческий характер и оказывает содействие прогрессивному развитию общества. Процесс эволюции современных развитых стран на основе социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики создает предпосылки для координации и гармонического развития системы экономических интересов гражданского общества. Вместе с тем корпоратизация экономической жизни порождает проблему согласования экономических интересов владельцев, менеджеров и наемных работников с целью недопущения их оппортунистического поведения. Важную роль в согласовании индивидуальных и корпоративных интересов в современных смешанных экономиках играет государство. Отстаивание и содействие реализации интересов отдельных групп в современном обществе приобрело форму лоббизма. Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — влияние на законодателей и чиновников, направленное на поддержку отдельных предприятий, областей, социальных групп, слоев населения, путем личной заинтересованности должностных лиц. С точки зрения известного западного исследователя М. Олсона, лоббистская деятельность является свеобраз-ным коллективным благом, нуждающимся в определенном уровне организованности группы. При этом малочисленные и лучше организованные группы часто оказываются более эффективными в отстаивании собственных интересов. Яркий пример такой деятельности — предоставление налоговых льгот отдельным фирмам или областям, следствием чего является увеличение налогового бремени других групп предпринимателей, общества в целом. Как отмечает М. Ол-сон, "организованные и активные интересы малых групп склонны побеждать неорганизованные и незащищенные интересы больших групп. Часто сравнительно небольшая 8-631 65 Глава 2 группа или область добивается таможенного тарифа или налоговых скидок за счет миллионов потребителей или налогоплательщиков, несмотря на якобы доминирующее правило большинства"1. 2.4. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования Как отмечал известный немецкий мыслитель Г. Гегель, ближайшее рассмотрение истории убеждает в том, что действия людей вытекают из их потребностей, страстей, интересов и только они играют главную роль. Обеспечение высокой мотивации хозяйственной деятельности — одна из важнейших экономических проблем. В истории экономической мысли сформировались разные подходы к ее решению (табл. 2.1). Вместе с тем в современной экономической теории выделились два направления исследования проблем мотивации: — содержательные теории, которые акцентируют внимание на причинах, побуждающих хозяйствующих субъектов к определенной деятельности, и на нуждах и интересах как определяющих факторах экономической мотивации; — процессные теории, авторы которых исследуют механизм мотивации экономического поведения с учетом восприятия хозяйствующими субъектами определенной ситуации и ожидания ими возможных последствий от избранного варианта хозяйственной деятельности. Диалектическое единство потребностей, интересов и стимулов порождает мотивацию как внутреннее побуждение человека к конкретному действию (рис. 2.7). Таким образом, экономические потребности и интересы лежат в основе стимулирования — побуждения хозяйствующих субъектов 1 Олсон М. Логіка колективної дії. Суспільні блага і теорія груп / М. Олсон ; пер. з англ., післямова С. Слухая. — К. : Лібра, 2004. — С 194. 66 Таблица 2.1. Проблема мотивации хозяйственной деятельностив истории экономической мысли
Окончание табл. 2.1
Экономические потребности общества. Экономические интересы определенным действиям путем применения материальных стимулов. Стимул (от лат. stimulus — буквально остроконечная палка, который подгоняют животных, стрекало) — раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию, побуждение к действию, побудительная причина. Первоосновой хозяйственной деятельности являются потребности, которые в сознании человека превращаются в интересы и мотивы побудительных целевых действий. Мотив (от лат. moveo — двигаю, толкаю) — побудительная причина действий и поступков человека. Побуждение экономических субъектов к определенным действиям порождает конкретный результат в виде удовлетворения, частичного удовлетворения или неудовлетворения потребно-сти, образовывая таким образом логическую цепочку активной деятельности (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Потребности и интересы как источник активности экономических субъектов Таким образом, противоречивое взаимодействие производства и потребления, интересов, потребностей и стимулов является движущей силой социально-экономического развития. Вместе с тем стимулирующая роль экономических потребностей, интересов и сформированных на их основе мотивов хозяйственного поведения определяется социально-экономической средой и специфическими чертами конкретной экономической системы. УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |