Раздел 1. Особенности философского знания
Тема 1. Введение в философию, определение и основные функции. 1.1.Место философии в системе духовной культуры 1.2.Определение философии. Основные области философского исследования 1.3.Классификация основных философских систем.Функции философии 1.4.Мировоззрение, его компоненты и уровни. Особенности философского мировоззрения. 1.5.Религиозные, философские и научные картины мира
1.1…Место философии в системе духовной культуры Существует материальная идуховная культура. К материальнойотносится:
Недобитюк В.В.= Лекция-1
Духовная культура - это деятельность, направленная на духовное развитие человеческого общества (новые идеи, знания, гипотезы, открытия…). Основные элементы:
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №1
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №2
Недобитюк В.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №3 Эти и другие высказывания свидетельствуют о существовании разнообразных философских концепций.
1) исследование общих вопросов бытия - онтология(от греч. онтос – сущее и логос – учение)
2) анализ наиболее общих вопросов познания - гносеология(гносис – знание, познание и логос – учение);
3) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества – социальная философия;
4) исследование наиболее общих и существенных проблем человека – философская антропология;
5) учение о ценностях- аксиология
6) учение о законах мышления - логика
7) учение о морали и нравственности - этика
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №4
1.3. Классификация основных философских систем. Функции философии
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №5
!!!=таким образомФилософия являетсяметанаукойпо отношению к другим частным наукам как естественным , так и общественно- гуманитарным
!!!=Философское знание, выполняя мировоззренческуюи методологическую функции, представляет собой метазнаниепо отношению к другим видам человеческого знания.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №6
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №7
1.5… Религиозные, философские и научные картины мира Религиозная картина мира. Слово «религия» -- лат. религио - благочестие, святость и религаре – связывать, соединять. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними есть принципиальное различие. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. Религия акцент делает на веру, а не на доказательства и аргументацию. Она предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия вообще не дает никаких гарантий, освобождая человека даже от иллюзии их возможности. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, а философия не предполагает никаких ритуальных действий. При обсуждении вопроса о связи религии и философии возникает вопрос о вере. Любаянаучная или философская теория базируется на некоторых предпосылках, которые принимаются без доказательств, т.е. на веру. В науке эти положения формулируются явно, в философии они могут некоторое время оставаться неявными. На неустранимость веры из философии обращали внимание многие мыслители. Принципиальная особенность религиозного миропонимания – удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное, - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное, - вторично. Религиозный ответ на мировоззренческие вопросы предполагает принципиальную неспособность человека переступить черту, разделяющую сакральное и профанное. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ: обряды, ритуалы, молитвы, в некоторых случаях – медитация, а местом, где происходит пресечение священного и обыденного, выступает храм. Если в представлении о сакральном времени различные религии сходятся (время божества – вечность), то в понимании времени обыденного мира предлагаются разные варианты. Христианское время растянуто в линию: от сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда.
Начало и конец земного времени смыкаются с божественным, а все, что происходит внутри исторической линии, предопределено божественным замыслом и развивается в соответствии с божественной волей. В греческом политеизме или в буддизме предлагается циклическая концепция времени. Вселенная возникает из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь. Причина гибели, как правило, одна и та же: грехи человека, сумма которых превысила некий заданный уровень, удерживающий мир от гибели. Современная культура предлагает человеку множество вариантов на мировоззренческие вопросы. Однако мировыми религиями признаются только три: христианство, ислам и буддизм. Версии мироздания, морально-этические нормы в них разнятся по содержанию, однако структура и смысл ответов один – устремленность к миру потустороннего, сверхъестественного и сведение смысла человеческого существования к поискам спасения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1138)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |