Типология философских учений
А) Классификация философских учений с точки зренияонтологии. * Термин «материализм» появился в 17 в. ++ Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования. Различают следующие формыматериализма: · стихийныйматериализм античных философов, · натурфилософскийматериализм философов эпохи Возрождения, · механистическийматериализм ХУ11 – ХУ111 вв. · диалектическийи историческийматериализм, предлагаемый марксистской философией.
Механистический и диалектический материализм различаются в ответах о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. ** Вмеханистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого кмеханическому перемещению. ** В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движениерассматривается как любое возможное изменение.
Термин «идеализм»был предложен в ХУ111в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет, исходя из «человека». Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. · Объективный идеализмпризнает исходным началомабсолютныйдух или идею, котораясуществует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г.Гегеля.
· Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является философия Дж.Беркли и Д.Юма.
· Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает Мировой разум (философия Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия Шопенгауэра). Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №16 Б) Классификация философских учений с точки зрения гносеологии. Классификациюможно построить в зависимости от ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: * крайний агностицизм, * умеренный агностицизм (скептицизм) и * гносеологический оптимизм. Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма (скептицизма). В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. **К линии умеренного агностицизма принадлежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д.Юм, И.Кант, в современной философии – критические реалисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты. Позиция гносеологического оптимизмапредполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г.Гегеля, диалектических материалистов. · Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г.Гегель), идеалистом и агностиком (И.Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механический материализм), материалистом и агностиком (Дж.Локк) и т.д.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №17 В) Концепции можно классифицировать также с точки зрения познавательнойспособности: · на рационализм, · иррационализм, · рационализм в узком смысле слова · и сенсуализм. · Иррационалисты: подлинное знание о мире человек может получить с помощью инстинкта или интуиции, а также инсайта (озарения).Разум, рассудок, интеллект ( с точки зрения этих философов) являются препятствием для постижения истины (волюнтаризм Шопенгауэра, философия воли Ницше, философия жизни Бергсона). Ницше: «разум – препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления тормозят человеческие действия; истину трактовал как полезное для жизни заблуждение». Рационалисты: ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум, интеллект. Лейбниц: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума». Они считают, что опыт не может дать истинного знания, опытные данные сомнительны, идеи же, содержащиеся в уме человека, ясны и очевидны. Задача познания – выявить уже заложенные в разуме знания (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний – опыт. Локк: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Они считают, что ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. Сенсуализм существует в материалистической и идеалистической формах, Материалистический сенсуализм– источником познания является внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс). Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е.к ощущениям: существование мира сводится к его способности быть воспринятым человеком. «Существовать – значит быть воспринимаемым» (Беркли, Юм).
* Термин «материализм» появился в 17 в. ++ Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – формами существования. Различают следующие формыматериализма: · стихийныйматериализм античных философов, · натурфилософскийматериализм философов эпохи Возрождения, · механистическийматериализм ХУ11 – ХУ111 вв. · диалектическийи историческийматериализм, предлагаемый марксистской философией.
Механистический и диалектический материализм различаются в ответах о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. ** Вмеханистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого кмеханическому перемещению. ** В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движениерассматривается как любое возможное изменение. Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №18
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №19
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №20
Иррационализм ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).Артур Шопенгауэр(1788-1860)- как создатель«Философия жизни» и «Философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление». Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Воля к жизни как воля к власти. Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы» Раздел 2. Основные этапы истории философии
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1013)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |