Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв
8.1. Марксистская философия: диалектический материализм, исторический материализм. Карл Маркс (1818-1883)-«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»;Фридрих Энгельс (1820-1885)-«Анти-Дюринг», «Диалектика природы». 8.2. Позитивизм.Огюст Конт (1798-1857) как основоположник новой науки- социологии. Концепция о трех стадиях развития научного знания ( теологической, метафизической, позитивной, т.е. научной). Эмпириокритицизм ( Эрнест Мах, Рихард Авенариус) 8.3. Иррационализм ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).Артур Шопенгауэр(1788-1860)- как создатель «философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление». 8.4. Воля к жизни как воля к власти. «Философия жизни» Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы». 8.5 Экзистенциализм Серена Кьеркегора ( 1813- 1855)- «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева. 8.6 ФеноменологияЭдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, ЭФром. Герменевтика:Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер.
Литература: ** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.141-218 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002 ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 139-168 ** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.113-131 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с. ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.64-81 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.120-141 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.68-72 ** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000 ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010
Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)
Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)
Бл-Сх № 60-А- (В.Недобитюк)
Бл-Сх № 61 (В.Недобитюк) Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма» В работах «Государство и революция», « Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации А) Энгельс Б) Плеханов В) Троцкий Г) Ленин Д)Чернышевский Е) Бердяев ** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество. Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная. Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.
Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже
Лекция
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |