Тема 9. Русская философия
9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии 9.2.Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей) 9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев) 9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков) б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин) в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский) г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков). 9.5. Отечественная философия в 20 веке: а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев), б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин), в) социальная философия (Зиновьев, Панарин), Литература: ** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.85-190 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002 ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 168-204 ** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.131-142 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с. ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.96-103 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.141-172; 332-334 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.72-94 ** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000 ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010
Тема 10. Онтология(учение о бытии). Материя и сознание. 10.1.Понятие о бытии. Категория бытияв истории философии 10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи 10.3. Проблема единства и многообразия мира 10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи 10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии. 10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное. 10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг. 10.8. Основные категории философии
Литература: ** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.49-105 ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 204-262, 280-294 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.225-265 ** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.42-76, 176-228 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.94-117 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.140-160, 181-205 ------------------------------------------------------------------------------ ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.113-118 ** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.52-66. ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010, с.112-118 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
Тема 11. Гносеология 11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии. 11.2. Сущность, содержание и структура познания 11.3. Основные направления в теории познания 11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение. 11. 5. Методы и формы научного познания.
Литература: ** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.228-314 ** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.355-419 ** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.105-136 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.117-138 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.279- 296 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.205-227 ------------------------------------------------------------------------------ ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 294-312 ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.158- 173-118 ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие- М., 2010, с.120-126 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
Бл-Сх №54-а ( В.Недобитюк)
Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов». Два периода в творчестве: а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы- « Всеобщая естественная история и теория неба»; б) критический период- исследование вопросов гносеологии (1781- «Критика чистого разума») этики, религии, эстетики. Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром вещей-в-себе)- мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили миром явлений). * Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой , нам покажется, что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и воздухе). Однако «ущербность» карандаша – всего лишь явление, видимость. В действительности он цел. Кант выделяет три познавательных уровня сознания: · Чувственность, которая дает возможность ощущений, · Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; · Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).
** Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов.
· Всё возможное знание выражено в суждениях, которые И.Кант делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические, с другой – на априорные и апостериорные. **Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическимисуждениями И.Кант называл такие суждения, в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии. **Априорные суждения – предшествующие опыту. Апостериорные – получаемые в результате опыта. · По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.
Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
· Хотя действительный мирнедоступендля познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долга.
Его Кант называет «Категорический императив» - человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.
Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральны и достойны человека. (напр…. решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)
Блок-Сх №57 (Недобитюк В.В.)
Георг Гегель Блок-Сх №57-а (Недобитюк В.В.)
Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)
Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)
Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма» ** В работах «Государство и революция», « Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации ** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество. Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная. Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.
Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма)
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |