6.5. Шарль Луи Монтескье (1689-1755)- «О духе законов».
6.6.Поль Гольбах (1723-1789)- «Система природы».
Литература:
*** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.59-65
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
*** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 109-120
*** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004, с.122-129
*** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.84-92
*** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.62-63
** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000
*** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие -М., 2010, 70-72
* Философские взгляды Франсуа Вольтера (1694-1778)- деист (в онтологии) и сенсуалист ( в гносеологии)
Бл-Сх № 50 (В.Недобитюк)
Труды= 52 тома произведений, в том числе *«Философские письма», *«Философский словарь», *«Философия истории» *«Метафизический трактат»
*Писатель, философ, политик, оратор
ДеизмВольтера: признавал существование в природе разумного мирового начала - БОГА , как первопричины и перводвигателя Вселенной…
· Да, Материясуществует, но способность чувствовать и мыслить даны ей Богом !!!
«Бог- как великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные законы…. все остальное- обряды, вера в чудеса, церковные сооружения, религиозную идеологию придумали служители клира»
В гносеологии Вольтер сенсуалист : «Лучший метод познания- опытные исследования природы»
Атеизм Вольтера- Церковь- главный тормоз на пути прогресса и просвещения… «Раздавите гадину!» ( призыв к революционерам)…
· Но, « если бы Бога не было, то его следовало бы придумать… для народа Бог необходим как вознаграждение наказание…»
В государственном устройстве- его идеалМонархия, но та, которая издает законы
О нравственности. **«Как во Вселенной действует Закон Всемирного тяготения, так и в человеческом сознании действует нравственный закон, единый для всего человечества»
У Человека много инстинктов(самосохранения, голода, жажды)…, но главный инстинкт – жить в ОБЩЕСТВЕ
«Лишить человека страстей( желаний, стремлений, воли) – все равно, что выпустить из него кровь»
Свободачеловека ограничена, так как он смертен
Долг- есть осознание человеком своих обязанностей перед другими людьми
ЭтикаВольтера признает закономерность и материальную обусловленность морали, ее зависимость от социальных условий жизни, от национальных обычаев и традиций
- «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми», - « Об общественном договоре, или Принципы политического права», -- «Исповедь»
«Люди со временем осознают пользу коллективной жизни- возникает семья, затем соц. группы и, наконец, нация…
Собственность дала начала эксплуатации…возникает экономическое и соц. неравенство…
Три ступени происхождения неравенства:
1 ст.- имущественное неравенство, порождено частной собственностью, 2 ст.- политическоенеравенство, порождено появлением государства 3 ст.- социальное неравенство, порождено захватом власти кучкой коррумпированных правителей, деспотизмом власти
Власть Руссо рассматривает в виде теории заговора. «Всякая государственная власть вырождается в деспотизм; выход из него- революционное насилие».
- Общество портит человека, который от природы (от рождения)- добр, честен…
Почему человек потом становится плохим? Кто виновен??? а) частная собственность, страсть к наживе ; б) социальные порядки в обществе и мораль правящей элиты, в) религия
В обществе, где верхушка богачей пользуется всеми благами, а массы народа умирают от голода -
наука и искусство, философия и политика служат неулучшению, а порче нравов»
«Горстка аристократов купается в роскоши , а миллионы людей нищенствуют»
Дени Дидро (1713-1784) - руководитель и вдохновитель «Энциклопедии»… (писали 26 лет, помогали Вольтер, Гельвеций, Монтескье….)
Он рассматривает материальную субстанцию в единстве ее свойства ДВИЖЕНИЯ и таких форм ее существования , как пространство и время
???= Однако человека он понимает механистически: «Мозг вырабатывает мысль так же, как печень желчь».
Вселенная, по мнению Дидро, - это сложное тело, подверженное бурным переменам…
Это быстрая смена веществ, сталкивающихся друг с другом и исчезающих.
Не является исключением и общество, где «сословия пожирают друг друга» («Племянник Рамо»).
**О связи живой и неживой природы («и камень чувствует, но у молекул неорганических тел чувствительность потенциальная, инертная, глухая, тупая, она подобна «живому оцепенению»).
В «Исповеди Савойского викария» Руссо критикует религию и ее мораль
Руссо оправдывает революциюпротив такой социальной несправедливости и деспотизма
Бл-Сх № 52 (В.Недобитюк)
Наследственность и среда (социальная) имеют различное значение в развитии отдельного человека и общества.
Еслиумственное состояние народа определяется социальной ситуацией, то на психикучеловека влияет ещё и биологическая природа и телесная организация.
В работе «Философские принципы материи и движения» он вводит диалектикув рассмотрение проблем бытия.
«Мир в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира».
«Человек есть инструмент, одаренный способностью ощущать и памятью».
· «Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».
!!! «Природа подобна женщине, которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подаёт своим поклонникам надежду узнать её когда-нибудь всю».
Был 1 год в России по приглашению Екатерины П, где безуспешно пытался убедить её в необходимости реформ.
Жульен Ламетри (1709- 1750)
« Материальный мир существует сам по себе, у него не было начала и не будет конца. Субстанцияу него одна-материальная, и источник движения находится в ней самой.
***«Нелогично утверждать будто материю привело в движение нечто нематериальное»
Процесс мышления- это сравнение и комбинирование представлениями, возникающими на основе памяти и ощущений
Душавсего лишь функция мозга. Она прекращает существование после смерти…
Цель жизни- чувственные наслаждения.
*Большой вклад Ламетривнес ввпсихологию – он соединил сенсуализм Д.Локка с рационалистическим учением Декарта….
**** Впервые ввел в психологию понятие потребности (биологические и психологические)
Душасуществует, но ее нельзя отделить от тела…
Тело- это машина, а Душа это мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат
Выделил внимание как отдельный психологический процесс
В трактате «Человек-машина» Ламетри выдвинул идею о подчиненности сознанияи характера людей природной необходимости, тем самым свел сознание Декарта к телесной субстанции.
«Материя способна мыслить в силу своей организации».
Шарль ЛуиМонтескье(1689-1755)- «О духе законов».
( писатель, историк, философ, правовед)
Бл-Сх № 54 (В. Недобитюк)
В философии стоял на позициях деизмаи сенсуализма
Обосновал
концепцию разделения властей
географическогодетерминизма
функциональной роли религии.
Три ветви власти- законодательная,исполнительная и судебная- должны быть при любой форме правления.
** Исследовал причины существования различных форм общества.
Как основоположник географического детерминизма, он считал, что климат и почва определяют дух народа и характер развития общества.
Развил концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Значит и подход к нормам права международного и права национального должен быть различным
** поэтому юридические законы одного народа могут отличатсяот законов другого народа
Поль Гольбах (1723-1789)- «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (была сожжена по решении парламента), «разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Здравый смысл» и др.
Бл-Сх № 55 (В. Недобитюк)
Воинствующий атеист. «Богу нет места во Вселенной, он несоздавал Природу… Философия должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений…
Гольбах разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено
«Вселенная – это колоссальное соединение всего сущего, повсюду являет нам лишь материю и движение».
Он утверждал о несотворимостии вечности материи, ее независимость от человеческого сознания. «Материя вообще есть всё то, что действует каким-либо образом на наши чувства». Считал, что движение – это способ существования материи, вытекающий из ее сущности.
Утверждал, чтоумственные способностизависят от способности чувствовать.
Главныммотивом человеческой деятельности считал стремление к самосохранению, к личному благополучию.
Сторонник теории общественного договора. Мерилом справедливого общества, по его мнению, должна выступать прежде всего свобода и благо человека.
Резко критиковал деспотизм и церковь. Связывал улучшение общественного порядка я деятельностью просвещенного монарха.
*В учении о причинности развивал «систему фатализма» - считал всё происходящее предопределенным, фатальным.