Методические рекомендации к теме № 1
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО планы семинарских и практических занятий по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 - Правоохранительная деятельность Специализация – Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе Узкая специализация – Организация режима в УИС Квалификация (степень) выпускника «специалист»
Псков 2015 ББК 67.401
З 96 Автор-составитель: к.ю.н., доцент Б.В. Зыкин. Административное право: планы семинарских и практических занятий / авт.-сост. Б.В. Зыкин.– Псков: Псковский филиал Академии ФСИН России, 2015. -102 с.
Планы семинарских и практических занятий составлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 14 января 2011 года № 20.
Планы семинарских и практических занятий обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «20» мая 2015 г., протокол № № 5, научно-методического совета филиала «04» августа 2015 г., протокол № 12. Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин кандидат юридических наук М.Н. Богданов
Учебно-методическое издание
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
планы семинарских и практических занятий
Пояснительная записка Семинарские и практические занятия – это важная форма организации углубленного изучения слушателями материалов учебного курса теории права и государства. Она способствует выработке и закреплению навыков самостоятельной работы с источниками и специальной литературой. Одновременно, семинарские и практические занятия не только способствуют активизации познавательной деятельности слушателей, но и являются одним из способов контроля их знаний. Семинар – форма групповых практических занятий в учебном процессе, которая предполагает активное участие всех слушателей в обсуждении учебных вопросов по каждой теме с целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного и практического материала. Ответы слушателей должны соответствовать предлагаемым вопросам, т.е. им необходимо раскрыть понятия, специфические признаки, связь с теорией и практикой правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. Вместе с тем, слушатель вправе дополнить их новыми вопросами, конкретизирующими предлагаемые вопросы темы. Для этой цели слушатели могут самостоятельно подготовить к семинарскому занятию доклад, реферат, сообщение. При ответе на вопросы слушатель должен избегать поверхностного изложения материала, общих фраз или механического повторения лекции. Ему необходимо подойти к семинару творчески. Творчество слушателя заключается в активном использовании публикаций в журналах «Государство и право», «Административное право и процесс», «Правоведение», «Российская юстиция» и др. Планы семинарских и практических занятий составлены с учетом программы учебного курса по теории государства и права, рассчитанной на 180 часов аудиторных занятий. Исходя из особенностей вуза, в числе учебных вопросов специально выделены проблемы роли правоохранительных органов в укреплении законности, правовой и профессиональной деятельности сотрудников, значение выработанных теоретических положений для практики правоохранительных органов. В планы семинарских занятий включены методические рекомендации по изучению вопросов самостоятельно и задания практического характера. Цель семинарских и практических занятий заключается в закреплении лекционного материала, развитии у обучающихся навыков критического мышления в данной области знания, умений работы с учебной и научной литературой, нормативными материалами. На семинарском занятии желательны дискуссии, коллективные обсуждения имеющихся в теории государства и права проблем и возможных способов их разрешения. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения слушателей. Преподаватель может использовать данный вид занятий для проведения разнообразных деловых игр. Кроме того, семинары и практические занятия являются формой контроля преподавателя учебного процесса в группе, успеваемости и отношения к учебе каждого курсанта. Курсанты работают над моделированием отдельных содержательных блоков курса, контрольными работами, принимают участие в тестированиях, устных опросах и т.п. Методические рекомендации призваны оказать существенную помощь курсанту при подготовке к семинарским и практическим занятиям, перед которыми ему следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждении, тщательно изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную, методическую и научную литературу, необходимые нормативно-правовые акты. При этом нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками или учебными пособиями). Особое внимание нужно уделить рассмотрению первоисточников, рекомендованных преподавателем. Обращение курсантов к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, материалам СМИ позволит в значительной мере углубить проблему, разнообразит ее обсуждение. С другой стороны, и преподавателю, и курсантам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Активное и заинтересованное участие курсантов в семинарской и практической работе способствует более глубокому изучению содержания теории государства и права, повышению уровня правовой культуры будущих юристов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями. Учебно-тематический план изучения дисциплины «Административное право» Очная форма обучения
Тема 1. Административное право как отрасль права План семинарского занятия Цель занятия: изучить понятие, содержание и виды государственного управления как разновидности социального управления; функции государственного управления; исполнительная власть в системе государственного управления; предмет, метод, систему административного права; виды общественных отношений, регулируемых административным правом; привлечение к самостоятельной работе обучающихся путем проведения реферативных работ. Место проведения: учебная аудитория Методы отработки вопросов: устное обсуждение вопросов, реферативных работ, дискуссия. Время – 2 часа Вопросы, выносимые для обсуждения на занятии: 1. Понятие и основные черты государственного управления. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. 2. Предмет, метод, система административного права. Виды общественных отношений, регулируемых административным правом. 3. Соотношение административного права с другими отраслями права. 4. Источники административного права и их виды. Юридические акты как источники административного права.
Методические рекомендации к теме № 1 При подготовке к семинарскому занятию по теме № 1 следует помнить, что административное право – одна из основных отраслей права и предназначено прежде всего для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. Предмет административного права включает в себя пять составляющих его частей: 1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях (от Президента Российской Федерации до администрации государственных предприятий, учреждений и организаций). Это внешняя деятельность всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они созданы, а именно: для организации экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности; 2) внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые однотипны независимо от того, где они осуществляются (в органах исполнительной власти, законодательных или судебных). Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т. п. Эта деятельность носит вспомогательный, обеспечительный характер и регулируется нормами административного права; 3) деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях; 4) общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия; 5) общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов местного самоуправления. Административно-правовая норма – установленная государством норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных областях государственной деятельности. Административно-правовая норма содержит определенное правило поведения, имеющее общеобязательную силу для субъектов административного права, которым оно адресовано. Административно-правовая норма наделяет их юридическими правами и обязанностями, определяет возможные или должные действия или ограничивает рамки таких действий. В случае необходимости, предписанное административно-правовой нормой, поведение субъектов обеспечивается мерами государственного принуждения, в том числе мерами юридической ответственности. Структура административно-правовой нормы аналогична структуре любой другой нормы права: это гипотеза, диспозиция и санкция. Административно-правовые нормы могут быть классифицированы по различным критериям. По способу воздействия на поведение субъектов административного права выделяют обязывающие нормы, запретительные, уполномочивающие и поощрительные. В зависимости от содержания, предмета регулирования административно-правовой нормы выделяются материальные и процессуальные нормы. По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на бессрочные, действующие без указания отведенного им срока, и срочные, с заранее установленным сроком действия. Административно-правовые нормы могут быть классифицированы и по субъектам, на поведение которых они оказывают воздействие. Классификацию норм административного права можно провести и по другим критериям. Родственные по своему содержанию нормы объединяются в обособленные группы норм правовые институты административного права, например, институт административной ответственности, институт административно-правового статуса граждан и ряд других. Реализация административно-правовых норм, то есть практическое претворение в жизнь ее требования, выражается в соответствующем поведении субъекта права, к которому она обращена. Существует несколько способов реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. Административно-правовое отношение, общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой. Характерная особенность административно-правового отношения заключается в том, что оно возникает, как правило, между органом, наделенным государственно-властными полномочиями (преимущественно органом исполнительной власти), и другой стороной, которая таких полномочий может не иметь (гражданин, общественная организация, предприятие). Эти отношения связаны в большинстве своем с управляющим воздействием органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции регулирующую, координирующую и контрольную функции. Таким образом, в административно-правовых отношениях одна из сторон всегда орган публичной власти, призванный представлять и защищать публичный интерес. Можно выделить следующие основные группы административно-правовых отношений, имея в виду цели их реализации и виды субъектов этих отношений. Первую их группу составляют отношения, которые возникают в связи с реализацией органами государственной власти (в основном органами исполнительной власти) установленной законом компетенции. Вторую группу отношений составляют отношения в связи с реализацией гражданами и организациями их прав в сфере исполнительной власти. Третью группу отношений составляют отношения, связанные с нарушением органом государственной власти прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, то есть административно-правовые споры. Четвертую группу отношений составляют отношения, возникающие в связи с нарушением гражданами и организациями установленных государством общеобязательных норм и правил, влекущие возможность применения мер административного принуждения, в том числе административных наказаний. Основными источниками административного права являются: Конституция Российской Федерации в части установления основ организации системы исполнительной власти, легитимного оформления предметов ведения федерации и субъектов Российской Федерации, установления полномочий Правительства Российской Федерации, определения системы российского законодательства и других институтов административного права; федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти; федеральные законы Российской Федерации об организации управления в отдельных отраслях экономики, социальной, культурной сферах развития, в системах обеспечения безопасности; указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся проблем организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации, совершенствования системы правовой информации (вопросы правовой информатики); программные и концептуальные документы, законодательство субъектов Российской Федерации по проблемам административно-правовых отношений, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административные договоры (соглашения); локальные акты. Административная наука – это система теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмета ее регулирования. Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления, складывающихся при этом общественных отношений и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, анализ правоприменительной практики, выявление свойств, характерных для административно-правового регулирования этих отношений. Учебная дисциплина «Административное право» представляет собой систему обучения, которая строится исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине изучаются основные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли права, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины (правовые дефиниции), позволяющие глубже изучить дисциплину и научную отрасль права. Административное право как учебная дисциплина изучается в высших юридических учебных заведениях. Построение системы курса во многом зависит от профиля вуза, где изучается дисциплина административного права. Дисциплина имеет свои особенности, которые отражаются, прежде всего, в построении институтов системы курса. К числу ее особенностей следует отнести комплексность и объемность предмета и объекта регулирования управленческих отношений, без которых не может существовать ни одно государство и общество, так как эта публичная отрасль права регламентирует отношения в сфере государственного управления и охраняет нормы других отраслей права.
Вопросы для самоконтроля: · Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность? · Каковы характерные черты исполнительной (административной) власти как ветви государственной власти? · Каковы принципы государственной исполнительной власти? Дайте их краткую характеристику. · Нормами каких отраслей права регулируется деятельность государственной администрации? · В чем заключаются цели административно-правового регулирования? · Каков круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права? · Как выражены признаки (черты) метода административно-правового регулирования в нормах права в сравнении с методом гражданского права? · Почему административное право принадлежит к числу фундаментальных отраслей права? · Какие основные административно-правовые институты Вы знаете?
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |