Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к теме № 2



2015-11-23 427 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




При подготовке к семинарскому и практическому занятиям по теме № 2 обучающиеся должны обратить внимание на следующие моменты.

Правовой статус индивида – одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Административно-правовой статус личности составляет важнейшую органическую часть общего правого статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О гражданстве» и другими законодательными актами. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой правосубъектности. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, определяет его правовой статус. Административно-правовое положение личности характеризуется, прежде всего, объемом и характером административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Под административной правоспособностью понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она наступает с момента рождения гражданина. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемом законодательством. Административная дееспособность гражданина - признаваемая за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно не определен законодательством. В полном объеме она возникает с восемнадцати лет. Частичная дееспособность наступает с шестнадцатилетнего возраста. Именно с этого возраста лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации устанавливается:

– Конституцией Российской Федерации;

– актами органов представительной власти;

– указами Президента Российской Федерации.

В формировании и особенно в реализации данного статуса значительная роль отводится органам исполнительной власти. Во многих случаях именно актами органов исполнительной власти конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями и отдельными актами.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права и свободы как: право на участие в управлении; право на объединения; право на свободу передвижения, право на обращения; право на возмещение государством вреда и другие.

Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти.

Все гарантии прав личности можно разделить на экономические, политические и организационно-правовые. Последние включают в себя не только правовые нормы об охране прав и интересов граждан, но и деятельности различных органов по охране прав индивида. К организационно-правовым гарантиям относятся судебные и внесудебные. Таким образом, административно-правовой статус гражданина характеризуется универсальными правами и обязанностями в сфере государственного управления, подкрепленными комплексом гарантий.

Следует отметить, что многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе, что не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют, например, переселенцы, беженцы, инвалиды и др. Особым административно-правовым статусом обладают иностранные граждане и лица без гражданства.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется:

– Конституцией Российской Федерации;

– Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

– другими федеральными законами;

– межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией;

– другими нормативно-правовыми актами.

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан включают в себя ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации; они не несут обязанностей по военной службе и др.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет административно-правовой статус граждан?

2. В чем заключаются основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления?

3. На основе классификации по юридическим основаниям перечислите основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти, а также укажите нормативные правовые акты, где закреплены выше перечисленные права и обязанности и порядок их реализации.

4. Охарактеризуйте административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Отличается ли статус названных лиц от административно-правового статуса граждан Российской Федерации?

5. Назовите основные способы защиты прав граждан.

6. Найдите и перечислите статьи Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, составы которых устанавливают ответственность для должностных лиц правоохранительных органов за нарушение прав и обязанностей граждан.

 



2015-11-23 427 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к теме № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)