Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к теме № 5



2015-11-23 1247 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме № 5 0.00 из 5.00 0 оценок




Субъект административного права – лицо (организация), которое в соответствии с действующим законодательством является участником управления отношений, регулируемых нормами административного права, и наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления.

Среди субъектов административного права отдельно в качестве юридических лиц рассматривают различные организации, которые являются коллективными субъектами административного права.

Организации, создающие материальные и духовные ценности, как участники (стороны) административно-правовых отношений различаются по своему правовому положению.

Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органом управления организации является администрация. Это может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначенный орган, либо орган, которому коллектив работников делегировал право по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных ей полномочий по организации работы трудового коллектива, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. В отношении коллектива работников администрация обладает дисциплинарной властью. Что касается внешнего управления, то, в отличие от органов исполнительной власти, она его не осуществляет, так как не обладает соответствующими государственно-властными полномочиями. Во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти администрация организации вступает в качестве объекта управления в связи с осуществлением функций организации. Она вправе обращаться к ним с соответствующими ходатайствами, обжаловать их действия, как в админи­стративном, так и в судебном порядке.

Чтобы быть субъектом административного права и участником административно-правовых отношений юридическое лицо должно обладать правосубъектностью, которая определяет административно-правовой статус организации.

Административно-правовой статус юридических лиц – совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в ГК РФ, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т. п.).

В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Организационный блок элементов характеризуется тем, что юридическое лицо осуществляет права и обязанности через свои органы управления:

– высший орган юридических лиц (общее собрание, съезд);

– совет директоров (наблюдательный совет);

– коллегиальные (правление, дирекция) или единоличные (генеральный директор) исполнительные органы;

– орган контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью.

По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие – не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают правами юридического лица. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Разновидностью коммерческих организаций являются унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Различие между предприятиями и учреждениями содержится в результатах их основной деятельности.

Предприятие – это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) – комплекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) приобретает и реализует в процессе совершения следующих действий:

– создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия;

– государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;

– получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;

– формирование органа управления делами;

– определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (учреждения);

– ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.

В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры административно-правового характера:

недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мотивам нецелесообразности;

запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

защита имущества предприятия от незаконного изъятия;

недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности разделяются на:

– государственные (федеральные или субъектов Российской Федерации);

– муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения);

– частные;

– общественные;

– смешанных форм собственности.

По масштабу и значению своей деятельности государственные предприятия и учреждения могут быть: федеральными, субъектов Федерации и местными – районного, городского, поселкового и сельского значения.

Предприятия могут создаваться государственными органами, органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества.

Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.

Государственные предприятия – это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Влияние со стороны государства на негосударственные предприятия ограничено. Управление осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Является ли понятие «организация» общим для понятий «учреждение», «государственный орган», «орган местного самоуправления», «предприятие», «объединение»?

2. Назовите основные виды организаций согласно законодательству Российской Федерации.

3. Раскройте административно-правовой статус предприятий и учреждений.

4. Раскройте сущность и структуру административно-правового статуса общественных объединений. Назовите виды общественных объединений.

5. Рассмотрите порядок и этапы проведения государственной регистрации общественных объединений.

6. Имеют ли религиозные объединения административно-правовой статус? Если да, то раскройте его особенности. Докажите, что организация и деятельность религиозных объединений основываются на нормах административного права.

7. Возникают ли административно-правовые отношения в процессе организации и деятельности религиозных объединений?

8. В чем заключаются особенности административно-правового статуса исправительных учреждений?

9. Какую роль играют общественные и религиозные организации в деятельности уголовно-исполнительной системы?

 

Задача . Жители одного из районов на общем собрании создали общественное объединение, перед которым ставилась цель оказывать социальную помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Предполагалось оказывать бесплатную медицинскую помощь на дому, доставлять продукты питания из магазинов, поддерживать санитарно-гигиенические условия жизни подшефных.

В осуществлении всех этих действий согласно уставу объединения могли принимать участие любые лица, желающие проявить заботу о людях, нуждающихся в ней.

На собрании избрали руководящий орган объединения – комитет, одним из членов которого стал заместитель главы администрации района. Там же были подняты вопросы, к какой организационно-правовой форме относится общественное объединение, требуется ли его государственная регистрация, в каком органе и какие документы для этого требуются.

Дайте юридический анализ дела. Ответьте на поставленные вопросы.

 



2015-11-23 1247 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме № 5 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к теме № 5

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)