Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 13. Сущность и виды административного процесса




План практического занятия

Цель занятия: усвоение знаний, полученных на лекционных занятиях, в результате самостоятельной работы развитие умений и навыков в применении норм права на практике.

Место проведения: учебная аудитория

Методы отработки вопросов: выполнение практических заданий.

Время – 2 часа

Вопросы, выносимые для обсуждения на занятии:

1. Понятие и особенности административного процесса.

2. Виды административного процесса.

3. Принципы и структура административного процесса.

4. Предмет, метод и система административно-процессуального права.

Методические рекомендации к теме № 13

При изучении данной темы следует иметь в виду, что процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата. Государственно-управленческая деятельность имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс есть реализация норм материального права. Деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. Он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.



Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции).

В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно правоприменительный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества, во-первых, находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т.п.).

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуальной деятельности. Его суть заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое выражение прежде всего и главным образом в процессуальной форме. В целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом варианте. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что начиная с 60-х гг. ведется непрекращающаяся дискуссия по этому поводу.

Тестовое задание

1. Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

1) административный процесс связан с реа­лизацией в принудительном порядке администра­тивно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения

2) административный процесс связан с реа­лизацией исполнительной власти

3) данная концепция признает тождественность понятия административного про­цесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс»

4) сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область приме­нения мер административного принуждения

5) административный процесс рассматривается как совокупность всех действий, совер­шаемых органами исполнительной власти, их должностными лицами для реализации своей компетен­ции

 

2. Административный процесс — это юридическая форма реа­лизации такой ветви единой государственной власти, как,,,, (закончите предложение)

  1. исполни­тельная власть
  2. Правительственная власть
  3. судебная власть
  4. законодательная власть
  5. Президентская власть

 

3. Административ­ный процесс связан с реализацией:

1) норм только материального административного права

2) норм материального административного права и гражданского права

3) норм материального административного права и трудового права

4) норм материального административного права и экологического права

5) норм материального административного права и таможенного права

 

4. Структуру административного процесса образуют следую­щие производства:

1) производство по принятию нормативных актов государствен­ного управления

2) производство дознания по уголовным делам

3) производство по предложениям и заявлениям граждан и об­ращениям организаций в сфере государственного управления

4) производство по административно-правовым жалобам и спорам

5) уголовное судопроизводство

 

5. Предмет административно-процессуального права включает в себя:

1) общественные отношения, регулируемые материальным ад­министративным правом

2) общественные отношения, регулируемые нормами граж­данского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права

3) внутриорганизационную процессуальная деятельность органов исполнительной власти

4) общественные отношения, регулируемые уголовным правом

5) общественные отношения в сфере законотворчества

6. Основу «управленческой» концепции административного процесса составляют следующие положения:

1) административный процесс понимается как дея­тельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц) по реализации санкций материальных норм административного права.

2) сведение назначения (функции) административного процесса только к выполнению юрисдикционных задач не сообразуется с общим назначением административного права, в котором принудительные и охранительные задачи имеют допол­нительный, фрагментарный характер

3) данная концепция состо­ит в признании тождественности понятия административного про­цесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс»

4) основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область приме­нения мер административного принуждения, прежде всего административных наказаний

5) административный процесс рассматривается как совокупность всех действий, совер­шаемых органами исполнительной власти, их должностными лицами для реализации своей компетен­ции.

 

7. Правовая при­рода административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в:

1) обеспечении законности в сфере управления

2) обеспечении законодательной деятельности государства

3) обеспечении реализации материальных норм российского права

4) обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности

5) обеспечении деятельности государственных служащих

 

8.Систему принципов административного процесса образуют следующие принципы:

1) принцип законность

2) принцип заинте­ресованности граждан

3) принцип быстроты процесса

4) принцип охраны интересов личности и государства

5) принцип гласности

9. Структуру административного процесса образуют следую­щие производства:

1) производство по делам о поощрениях

2) производство по делам об административных правонаруше­ниях

3) производство по гражданским делам

4) процедуры, обусловленные прохождением государственной службы

5) регистрационное производство

 

10. Предметом регулирования административ­но-процессуального права являются:

1) материальные правовые отно­шения, возникающие в связи с осуществлением задач государствен­ного управления

2) уголовно – процессуальные отношения

3) деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная админист­ративно-процессуальными нормами

4) отношения, связанные с законотворческой деятельностью

5) гражданско – правовые отношения

 

11. На административный процесс распространя­ется и такое свойство как…..…, озна­чающее, что этот вид процесса реализуется органами исполнительной власти всех уровней, а также в случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъекта­ми (вставьте слово).

1) эффективность

2) объективность

3) научность

4) динамичность

5) законность

 

12. Как деятельность юридическая, административный процесс объективно нуждается в «собст­венном» регулировании, что обеспечивается с помощью:

1) админист­ративно-процессуальных норм

2) технических норм

3) норм морали

4) норм общественных организаций

5) принудительных мер

 

13.Систему принципов административного процесса образуют следующие принципы:

1) принцип материальной истины

2) принцип ра­венства сторон

3) принцип национального языка

4) принцип самостоятельности в принятии решения

5) принцип ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение.

 

14. Процессуальные нормы административного права применяются там, где возникает необходимость в:

1) наказании виновных

2) привлечении к ответственности

3) охране общественного порядка

4) реализации материальных административно-правовых норм

5) реализации материальных норм иных отраслей российского права

 

15. Административно-процессуальные правоотношения отлича­ются от материальных административно-правовых отношений:

1) по особенностям регулирования

2) по своему назначению

3) по своей структуре

4) по кругу субъектов

5) по санкциям

16. Адекватно отражая содержание и функции исполнительной вла­сти, административный процесс имеет свою структуру, образуемую….. (закончите предложение)

1) нормами административно – процессуального права

2) совокупностью производств

3) совокупностью процессов

4) процессуальными документами

5) юридическими фактами

 

17. Связь административного процесса с материальным админист­ративным правом выражается в том, что процесс выступает:

1) только как порядок реализации санкций материальных норм административного права

2) как порядок принятия законов

3) как необходимый порядок реализации материальных норм административного права

4) только как порядок применения административных наказаний

5) только как порядок применения дисциплинарных взысканий

 

18. К юрисдикционным относятся следующие производства:

1) производство по делам о поощрениях

2) производство по делам об административных правонаруше­ниях

3) производство по гражданским делам

4) производство по предложениям и заявлениям граждан и об­ращениям организаций в сфере государственного управления

5) производство по административно-правовым жалобам и спорам

 

19. К процедурным относятся следующие производства:

1) производство по принятию нормативных актов государствен­ного управления

2) производство дознания по уголовным делам

3) производство по предложениям и заявлениям граждан и об­ращениям организаций в сфере государственного управления

4) производство по административно-правовым жалобам и спорам

5) уголовное судопроизводство

 

20. Административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая………, возникаю­щие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а так­же иными компетентными субъектами (заполните пробел).

1) правовые коллизии

2) споры

3) процедуры

4) конфликты

5) правовые отношения

Задания

1. Дайте понятие административному процессу.

2. Что понимается под административным процессом в широком и узком смысле?

3. В чем отличие административного процесса от уголовного и гражданского?

4. Кто является субъектом административного процесса?

5. Какие принципы административного процесса Вы знаете?

6. Охарактеризуйте принципы административного процесса.

7. Какие стадии административного процесса можно выделить?

8. Как соотносятся административный процесс и административно-процессуальное производство?

Рекомендуемая литература: [1, 2, 22, 29, 48, 80, 82].




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)