Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к теме № 15



2015-11-23 630 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме № 15 0.00 из 5.00 0 оценок




При изучении данной темы следует учитывать, что административная юрисдикция - это урегулированная законом правоприменительная, правоохранительная, административно-процессуальная деятельность уполномоченных органов публичной власти (их должностных лиц), осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке.

Целью данной деятельности выступают рассмотрение и разрешение индивидуальных юридических споров (правовых конфликтов) или рассмотрение дел, связанных с административно-процессуальными отношениями гражданина, должностного лица организации (любой формы собственности) либо юридического лица с государственным (как правило, исполнительным) органом или органом местного самоуправления (их должностными лицами) при реализации этими органами властных полномочий.

Административная юрисдикция, как и каждый из ее видов, обладает всеми признаками юрисдикции в целом, в то же время ее отличают определенные особенности. В качестве характерных признаков административно-юрисдикционной деятельности можно назвать следующие.

1. Специфические административно-правовые споры. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве. Они являются одним из источников между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих отношений. В процессе разрешения административно-правовых споров осуществляется правовая оценка поведения (действий) участников административных правоотношений. Эти споры могут возникать как по инициативе управляющей стороны, так и между различными участниками управленческих правоотношений. В качестве основания административно-правовых споров могут выступать жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокуроров.

2. Разрешение административно-правовых споров предполагает установление определенного порядка или процессуальных правил, которыми следует руководствоваться при рассмотрении индивидуальных дел. Индивидуальные дела, лежащие в основе административно-правовых споров, и составляют содержание административно-юрисдикционных производств.

3. Преимущественно внесудебный порядок разрешения административных споров. Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера не является исключительной прерогативой исполнительных органов государственной власти или их должностных лиц. Во многих случаях может осуществляться и в судебном порядке, что вытекает из гарантированного Конституцией РФ всеобщего права на судебную защиту прав и законных интересов. Административная юрисдикция исполнительных органов имеет много сходного со стадиями рассмотрения и разрешения дел в судебном административно-юрисдикционном процессе.

4. Отсутствие служебного подчинения между сторонами - участниками административно-юрисдикционного производства и органом исполнительной власти. Однако это необязательный признак административной юрисдикции, так как правоотношения в данной сфере могут возникать не только между органом государственной власти и иным субъектом административного права (юридические, физические лица), но и между органами государственной власти в одной вертикали, в связи с чем его следует считать факультативным признаком административной юрисдикции.

Подчинение - один из главных признаков органов исполнительной власти. Например, между вышестоящим и нижестоящим налоговыми органами, предметом взаимоотношений которых будет выступать не правовой конфликт, а рассмотрение административных дел в налоговой сфере.

5. В юридической литературе отмечается еще такой признак административной юрисдикции, как наказательный (карательный) характер. При этом делается оговорка на то, что юрисдикция может быть наказательной только в случае рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности или дисциплинарной (материальной) ответственности. Результатом такой административно-юрисдикционной деятельности будет наказание правонарушителя. Однако данный признак также нельзя назвать обязательным, поскольку, напр., производство по делу об административном правонарушении и др. виды производств не всегда заканчиваются наказанием.

6. Итогом рассмотрения дела является правовой акт (постановление, решение, определение), имеющий индивидуальный (ненормативный) характер. Обязательность его принятия обусловлена самой природой административно-юрисдикционной деятельности, в ходе которой решается правовой спор или применяется санкция. Данный акт имеет государственно-властный, т.е. обязательный, характер. Он порождает особого рода правоотношения между органом административной юрисдикции и нарушителем либо стороной в правовом споре; органом административной юрисдикции и органами, исполняющими решения; органами, исполняющими решения, и нарушителем либо стороной в правовом споре.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под административной юрисдикцией?

2. Назовите основные признаки административной юрисдикции.

3. Что входит в структуру административной юрисдикции?

4. Что понимается под индивидуальным административным делом?

5. В чем сущность административно-правового спора?

6. Назовите участников административно-правового спора.

7. Каковы цели разрешения административно-правового спора?

8. Какие виды административно-юрисдикционного производства Вы знаете?

9. В чем заключается дисциплинарное производство?

10. Назовите основные стадии дисциплинарного производства.

11. Кто является участниками дисциплинарного производства?

12. Какими нормативными правовыми актами регулируется производство по жалобам?

13. Какие стадии производства по жалобам можно выделить?

14. Назовите участников производства по жалобам.

15. Раскройте административный порядок рассмотрения жалоб.

16. Раскройте судебный порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц и государственных служащих органов исполнительной власти.

Рекомендуемая литература: [1, 2, 22, 36, 58, 63, 86].

 



2015-11-23 630 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к теме № 15 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к теме № 15

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)