Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые основы экономики культуры 7 страница



2015-11-23 496 Обсуждений (0)
Правовые основы экономики культуры 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Таблица 11.3. Соотношения тарифных ставок ETC

и прожиточного минимума19

 

Годы Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц), тыс. руб.* Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ETC по оплате труда работников бюджетной сферы, тыс. руб.* Разряды оплаты труда, соответствующие величине прожиточного минимума Тарифная ставка 1-го разряда к величине прожиточного минимума, %
23,1 4,5 1 1 19,0
97,4 16,0 12-13 16,4
297,0 39,0 13,1
416,0 80,0 1 1 19,2
462,0 80,0 17,3
555,0 90,0 12-13 16,2
1003,0 110,0 <18 11,0

 

* С 1998 г. - в руб.

 

Критическое снижение уровня заработной платы может привести к такой самоэксплуатации творческих работников, которая будет отрицательно сказываться на качестве самого труда.

Итак, в первых трех параграфах этой главы мы проследили процесс эволюции политики государства в области труда и занятости и механизмов ее реализации в сфере культуры во второй половине XX в., а также проанализировали результаты этой политики. Подчеркнем здесь, что понимание логики происходивших изменений является непременным условием адекватной оценки нынешней ситуации. В следующем параграфе мы рассмотрим современные механизмы регулирования трудовых отношений.

 

11.4

Общие принципы регулирования трудовых отношений. Отношения между наемными работниками и работодателями (в роли последних выступают организации культуры в лице их руководителей) регулируются трудовым ц законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Такие нормы содержит Конституция Российской Федерации, которой определено, что труд свободен. «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», каждый «имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ст. 37, п. 1 и 3).

Важнейшую роль в рассматриваемой сфере права играет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс или ТК РФ)20. Нормы трудового права могут содержать и иные федеральные законы, а также указы президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, принимаемые в организациях. При этом законодатель в статье 5 ТК РФ определил, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. В этой же статье Трудового кодекса определено, что нормативные правовые акты не должны входить в противоречия с положениями нормативных правовых актов более высокого уровня. Высшая позиция Трудового кодекса в трудовом законодательстве закрепляется еще и содержанием последнего абзаца статьи 5, в котором сказано: «Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс».

В статье 1 Трудового кодекса определены цели и задачи трудового законодательства: «Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, по:

· организации труда и управлению трудом;

· трудоустройству у данного работодателя;

· профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

· социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

· участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

· материальной ответственности работодателей и Работников в сфере труда;

· надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

· разрешению трудовых споров».

Большинство норм Трудового кодекса носит универсальный характер и распространяется на организации Культуры и их работников. Но в ряде его статей учитывается специфика культурной деятельности. Например, Трудовым кодексом определено, что особенности работы по совместительству для работников культуры определяются в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ТК РФ, ст. 282).

Трудовой кодекс допускает заключение срочного трудового договора по инициативе одной из сторон «с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений... в соответствии с перечнями профессий, утвержденными правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (ТК РФ, ст. 59).

Детский труд трудовым законодательством строго ограничен. По общему правилу, дети до четырнадцати лет не могут вступать в трудовые отношения. Но для особых случаев в рамках определенных видов культурной деятельности Трудовой кодекс делает исключение: «В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию» (ТК РФ, ст. 63).

Для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации может также устанавливаться отличный от общего порядок:

· продолжительности ежедневной работы (ТК РФ, ст. 94);

· работы в ночное время (ТК РФ, ст. 96);

· привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаты труда в эти дни (ТК РФ, ст. 113,153);

· направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (ТК РФ, ст. 268).

Обобщая указанные отличия, статья 351 Трудового кодекса определяет: «На творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений... распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».

В каждой организации культуры есть работники «сквозных» профессий, например: бухгалтер, экономист, рабочий по зданию, уборщик служебных помещений и т. п. Труд работников этих профессий схож в разных сферах и отраслях, включая разнообразные организации культуры. Когда же речь идет о специалистах - музейных хранителях, библиотекарях, артистах, режиссерах, руководителях самодеятельных коллективов, кинооператорах и множестве других работников, то характеристики их труда определяются конкретными задачами соответствующих организаций, сутью того или иного вида культурной деятельности.

Главные параметры труда работников как «сквозных», так и специфических для сферы культуры профессий зафиксированы в тарифно-квалификационных характеристиках, последний вариант которых был разработан во исполнение постановления правительства Российской Федерации № 785 от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»21. Каждая из характеристик состоит из трех разделов. Первый определяет должностные обязанности, второй - уровень знаний, необходимых для замещения данной должности, третий - требования к квалификации по разрядам оплаты (уровень образования и стаж профессиональной работы, требуемые для замещения соответствующей должности).

Конечно, на отраслевом уровне невозможно учесть все нюансы конкретных условий деятельности отдельных организаций культуры. Поэтому тарифно-квалификационные характеристики в части должностных обязанностей служат основой для разработки в каждой организации должностных инструкций. Второй раздел используется с учетом конкретных условий при различных процедурах аттестации или тарификации работника. Содержание этого раздела учитывается также при разработке соответствующих образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов в вузах, училищах, институтах повышения квалификации.

Требования к квалификации по разрядам оплаты учитываются при приеме на работу и переводах с должности на должность. Но в определенных случаях в сфере культуры здесь допустимы исключения. Как указывает документ Минтруда России, «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы»22.

Отношения, регулируемые трудовым законодательством, возникают в результате заключения трудового договора между работником и работодателем. Эти отношения имеют ряд признаков:

· личное выполнение работником работы по определенной специальности, квалификации или должности;

· оплата работнику работодателем выполнения трудовой функции;

· подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка;

· обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ТК РФ, ст. 15).

В определенных случаях отношения с физическим лицом, выполняющим необходимую работу, могут строиться и вне трудового законодательства. Приведем иллюстративный пример.

Пример 11.1

Договор вне трудового законодательства. Допустим, театр должен к новой постановке сшить костюмы по разработанным эскизам. В рамках трудового законодательства эта задача будет решаться силами работников театра соответствующего подразделения, в данном случае - пошивочного цеха (или участка), имеющего своего руководителя и исполнителей (художников-модельеров, закройщиков, швей) и обеспеченного необходимыми для работы помещениями и оборудованием. Этому подразделению будет дано поручение в соответствии с производственным планом изготовить театральные костюмы для новой постановки и будут выданы необходимые материалы. Каждый из работников этого пошивочного цеха в соответствии с правилами внутреннего распорядка ежедневно, кроме выходных и праздничных нерабочих дней, отпуска и дней болезни, является к определенному часу на свое рабочее место и в течение всего рабочего дня, за исключением обеденного перерыва, исполняет свои служебные обязанности. Дважды (не реже) в месяц работник получает предусмотренную Труд0вым договором заработную плату, т. е. плату за выполняемую работу.

Продолжая наш пример, представим, что пошивочный цех театра перегружен работой и сшить костюмы для новой постановки к сроку не может. Тогда добиться необходимого результата при наличии необходимых средств театр может другим способом: найти на стороне специалистов и заключить с ними договор на изготовление нужных театру костюмов вне трудового законодательства. В рамках такого договора одна сторона не будет брать на себя обязанности по обеспечению условий труда, а другая - по выполнению правил внутреннего распорядка.

 

Подобные отношения могут регулироваться договором подряда. Это один из видов договоров гражданско-правового характера, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), по которому подрядчик обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а тот, в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его (ГК РФ, ст. 702, п. 1). Сумма вознаграждения и порядок расчетов фиксируются в договоре подряда. Обычно исполнителю выплачивается аванс при заключении договора, а окончательный расчет производится после подписания акта о выполнении предусмотренных договором работ. Работы в соответствии с договором могут выполняться с применением материалов, инструментов, оборудования подрядчика либо полностью или частично предоставляемых заказчиком. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет и другие виды договоров, предусматривающих трудовую деятельность исполняющей стороны. Например, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, договор возмездного оказания услуг (ГК РФ, ст. 769).

Подобные гражданско-правовые договоры, если они заключаются с физическими лицами, имеют сходство с трудовым договором, поскольку предполагают выполнение одной из сторон определенной работы. Однако под-Рядчик или исполнитель23 (заметим, что в законодательных Документах специалист, выполняющий работу в рамках гражданско-правового договора, называется не работником, а исполнителем) никак не связан правилами внутреннего распорядка организации, выполнение им трудовой

функции определяется исключительно достижением конкретной цели, определенной в договоре.

И гражданско-правовой и трудовой договоры, как правило, предусматривают ответственность сторон за неисполнение их условий. При этом гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора (ГК РФ, ст. 1, п. 1). Поэтому обе стороны несут полную ответственность по возмещению ущерба (включая упущенную выгоду) в результате, например, несвоевременной выплаты аванса заказчиком или непредоставления им подрядчику материалов, неисполнения сроков выполнения работ подрядчиком, несоответствия качественных параметров изготовленных изделий или произведенных услуг и др. Добавим к этому, что исполнитель по гражданско-правовому договору не имеет права на выплаты пособий по временной нетрудоспособности; законодательно не отрегулированы вопросы соотношения его труда и отдыха и т.д.

Трудовое законодательство в вопросах ответственности ставит работника в лучшее положение по сравнению с работодателем. За причиненный ущерб он обычно несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, и лишь в особых случаях предусматривается обязанность работника возместить ущерб в полном размере (ТК РФ, ст. 241-243). При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами в рамках трудового законодательства (ТК РФ, ст. 232).

Приведенное сопоставление позволяет сделать вывод о том, что в рамках гражданско-правового договора риски исполнителя оказываются выше, а заказчика ниже по сравнению с возможным вариантом их же отношений в рамках трудового договора в ролях «работник — работодатель». Правда, выигрыш исполнителя по сравнению с работником обычно заключается в более высоком вознаграждении за один и тот же объем работы. На рынке труда разница между субъектами двух типов договоров не всегда существенна. Потенциальные работники и подрядчики, готовые к выполнению сходных работ, обычно оказываются в состоянии конкуренции, а работодателю в определенных случаях бывает удобно спрятать за формой договора подряда отношения иного типа. Поэтому Трудовым кодексом определено, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства» (ТК РФ, ст. 11).

Как видно из этих формулировок, законодательство выводит отношения, регулируемые гражданско-правовым договором, за рамки трудовых отношений. Чтобы понять, верно это или нет, мы должны задать себе следующий вопрос: является ли исполнитель по гражданско-правовому договору собственником средств производства: владеет ли он капиталом для приобретения материалов, пользуется ли собственными инструментами? В случае отрицательного ответа исполнитель по гражданско-правовому договору является таким же наемным работником, как и тот специалист, который работает по трудовому договору, и его отношения с заказчиком можно считать разновидностью трудовых отношений. При этом и в том и другом случае могут использоваться и повременная и сдельная формы оплаты труда.

Отношения иного типа существуют у организаций культуры с авторами и субъектами так называемых смежных прав по поводу интеллектуальной собственности на создаваемое культурное благо. Эти особые правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений, реализуются на двух рынках (рынке культурных услуг и рынке имущественных прав на продукты культуры) и регулируются, хоть и в ограниченном плане, гражданским законодательством. Закон Российской Федерации «Об авторских правах и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 г. к произведениям, являющимся объектами авторского права, относит:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста; ' аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

· сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда24.

Отношения организации культуры с автором могут регулироваться авторским договором заказа, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс25. Произведение может быть создано и в рамках трудового законодательства. Например, должностной инструкцией заведующего литературно-драматической частью театра может быть предусмотрено написание аннотаций к спектаклям текущего репертуара. Тогда он будет автором написанных им аннотаций, но правом использования этих аннотаций, являющихся так называемыми «служебными произведениями», будет пользоваться театр26. Договоры гражданско-правового характера заключаются также с субъектами близких к авторским так называемых смежных прав. Наиболее характерный случай подобных договоров в деятельности организаций культуры связан с созданием фонограмм.

Итак, мы рассмотрели механизмы, регулирующие отношения создателя культурных ценностей с покупателями его рабочей силы или продукта его труда, механизмы, от которых во многом зависит существование специалиста в сфере культуры, а значит, и воспроизводство его трудового потенциала. Качественные и количественные показатели трудовых ресурсов во многом определяются системой профессионального образования: уровнем подготовки специалистов, потенциалом учебных заведений.

 

11.5

Воспроизводство кадров культуры. Одними из принципов государственной политики России в области образования признаются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций27. Законодательное признание непосредственной связи между культурой и образованием позволяет в российской системе образования решать задачи культуры как общего характера - приобщение населения к мировым, общероссийским, национально-региональным ценностям культуры и удовлетворение потребностей людей в художественном, эстетическом образовании, так и специальные — подготовка кадров специалистов для организаций культуры и, шире, для осуществления различных видов культурной деятельности28.

В России существует широкая сеть образовательных (в основном государственных) учреждений, где готовятся кадры для сферы культуры и искусства в рамках программ начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Наибольший удельный вес среди них занимают организации профессионального музыкального образования: консерватории и музыкальные училища. Однако подготовка профессионалов в этой сфере оказалась бы невозможной, не будь она поддержана широкой системой детских музыкальных школ. Не имея статуса профессиональных, они действуют в системе так называемого дополнительного образования. Большинство детей, закончивших музыкальные школы, выбирают в дальнейшем профессии, никак не связанные с музыкой. Но для тех, кто хочет продолжить свое образование в музыкальных училищах, получение образования в детской музыкальной школе по существу является необходимым. Это не зафиксировано в правилах для поступающих, но требования к абитуриентам на вступительных испытаниях таковы, что без очень серьезной предварительной музыкальной подготовки обойтись просто невозможно.

Среди множества музыкальных школ есть такие, которые ориентированы на раннее профессиональное образование особо одаренных детей — так называемые средние специальные музыкальные школы (ССМШ). Статус этих Школ окончательно не определен. Однако их выпускники поступают в консерватории и работают в различных организациях культуры наряду с выпускниками музыкальных училищ, дающих среднее профессиональное образование. Но и высшее учебное заведение - консерватория — не является последней ступенью в системе музыкального образования. Наивысшую квалификацию музыканты различных специальностей могут получить освоением программ послевузовского образования в аспирантуре по творческим исполнительским специальностям29, а музыковеды - в аспирантуре и докторантуре.

Подготовка специалиста наивысшей квалификации в области музыкального исполнительства требует, пожалуй, наибольшего времени по сравнению с любыми другими видами человеческой деятельности. Детская музыкальная школа - 7-10 лет, музыкальное училище— 3 года, консерватория - 5 лет, аспирантура по творческо-исполнительским специальностям — 2 года. В сумме получается 17-20 лет.

Консерватории и другие высшие учебные заведения музыкального образования ведут подготовку специалистов по следующим специальностям высшего профессионального образования: «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», «Вокальное искусство (по видам)», «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов)», «Композиция», «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкальная звукорежиссура», «Этномузыкология», «Музыковедение»30.

Каждой специальности культуры и искусства соответствует, как правило, несколько образовательных программ, отличающихся присваиваемой квалификацией31. Например, специальности «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)» соответствуют квалификации «концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля...» по соответствующим группам инструментов; специальности «Вокальное искусство» - две квалификации: «оперный певец, концертно-камерный певец...» и «исполнитель народных песен...»; специальности «Композиция...» соответствует одна квалификация «композитор...» и т. д. Но вузовская программа подготовки любого музыканта обязательно имеет и педагогическую составляющую. Поэтому к каждой из квалификаций в блоке музыкального искусства через запятую добавлено «преподаватель». Таким образом, высшая школа в области музыкального искусства одновременно решает и проблему подготовки педагогических кадров, поскольку разветвленная сеть музыкальных образовательных учреждений требует постоянного кадрового воспроизводства.

Профессиональное образование в области изобразительного искусства реализуется в подобной же структуре. В этой сфере действуют средние специальные и высшие учебные заведения. И при приеме в высшие учебные заведения предпочтение обычно отдается закончившим художественное училище. Перечень специальностей высшего профессионального образования в области изобразительного искусства и дизайна содержит восемь позиций: «Живопись» (станковая, монументальная, театрально-декорационная, церковно-историческая и др.), «Графика» (станковая, книжная, плакатная, анимационная, компьютерная и др.), «Скульптура», «Монументально-декоративное искусство» (живопись, скульптура), «Декоративно-прикладное искусство» (художественный металл, художественная керамика, художественное стекло), «Искусство интерьера», «Дизайн» (графический, промышленный, дизайн костюма, среды, средств транспорта), «История и теория изобразительного искусства».

Образовательные программы в рамках этих специальностей реализуются в восьми государственных художественных вузах страны (четыре в Москве, два в С.-Петербурге и по одному в Перми и Красноярске). Среднее профессиональное образование в области изобразительных искусств дают пятьдесят государственных художественных училищ.

В нашей стране существует государственное высшее учебное заведение, дающее профессиональную подготовку в области литературного творчества, включая перевод художественной литературы, - Литературный институт имени М. Горького. В перечне специальностей к этому виду художественного творчества отнесены: «Литературное творчество» и «Драматургия». Последняя специальность предполагает кроме квалификации «драматург» еще и «кинодраматург», которая присваивается выпускникам Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова.

Театральное искусство синтетично. Спектакль объединяет творчество литератора и композитора, искусство художника, музыканта и, конечно, артиста. Общую идею определяет и воплощает режиссер-постановщик, объединяя творчество всех участи и ков спектакля. Театр к тому же и Многовидовое искусство. Драматический театр, музыкальней театр, театр кукол — наиболее распространенные в нашей стране виды театрального искусства. Сюда же нужно отнести близкие театру искусства эстрады и цирка.

Семь театральных государственных высших учебных заведений (четыре в Москве и по одному в С.-Петербурге, Екатеринбурге и Ярославле) и некоторые вузы культуры и искусства общего профиля готовят для театров специалистов по пяти специальностям: «Актерское искусство» (артист драматического театра и кино, музыкального театра, театра кукол, эстрады), «Режиссура театра» (режиссер драмы, музыкального театра, театра кукол, эстрады, цирка), «Сценография» (художник - постановщик театра, театра кукол, художник по сценическому костюму), «Технология художественного оформления спектакля» (художник-технолог сцены, театра кукол, художник по сценическому костюму), «Театроведение» (театровед, театровед-менеджер). Квалификацию «артист драматического театра» можно также получить и по программе среднего профессионального образования в одном из четырех действующих в России театральных училищ (в Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске).

К этому нужно добавить, что оперные труппы пополняются также выпускниками музыкальных училищ (артисты хора, концертмейстеры низших категорий) и консерваторий (оперные певцы, артисты оркестра, концертмейстеры и др.). Некоторые консерватории наряду с крупнейшими театральными вузами ведут подготовку режиссеров музыкального театра.

Балет - тоже один из видов театрального искусства. Однако в силу специфики хореографического искусства подготовка кадров для этой сферы имеет автономию. В перечне специальностей высшего образования ей отведено четыре позиции: «Хореографическое исполнительство» (артист балета, педагог-репетитор), «Искусство хореографа» (хореограф, балетмейстер-репетитор, хореограф балета на льду), «Педагогика балета» (педагог-балетмейстер, педагог бального танца), «История и теория хореографического искусства» (балетовед, менеджер исполнительских искусств).



2015-11-23 496 Обсуждений (0)
Правовые основы экономики культуры 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые основы экономики культуры 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)