Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные технологии в управлении санаторно-курортными учреждениями



2015-11-23 1296 Обсуждений (0)
Информационные технологии в управлении санаторно-курортными учреждениями 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще лет 25–30 тому назад использование вычислительной техники в деятельности санаторно-курортных учреждений (СКУ) было большой редкостью. Круг решаемых с ее помощью задач был крайне ограничен. Сейчас картина совершенно иная: вряд ли найдется санаторно-курортное учреждение, не использующее в своей повседневной деятельности вычислительную технику. Сегодня речь идет об «информационных системах» как о комплексе технических, системных и прикладных программных средств, коммуникационных систем, предназначенных для комплексной автоматизации деятельности санаторно-курортных учреждений. И ни у кого не возникает сомнения о необходимости их более широкого применения для решения актуальных задач, стоящих перед санаторно-курортной отраслью.

А они в сложившихся социально-экономических условиях значительно изменились и усложнились.

Прошло то время, когда спрос на услуги санаторно-курортного комплекса страны превышал его возможности. В условиях острой конкурентной борьбы за клиента санатории, пансионаты вынуждены находить новые формы, менять сложившиеся стереотипы своей деятельности, повышать уровень качества и расширять спектр предоставляемых услуг, оперативно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Все это требует высокой оперативности в работе служб и подразделений СКУ, принятия адекватных управленческих решений, а равно – необходимости оперативной обработки объемных и разнообразных информационных массивов.

Сделать это быстро и качественно можно только с помощью IT систем.

Санаторно-курортные учреждения как объект автоматизации по своей структуре мало чем отличаются от большинства предприятий других сфер деятельности. Их структуру можно разделить на две составляющие: производственные подразделения и подразделения обеспечения производства.

Такое деление весьма условно, так как некоторые подразделения можно с успехом отнести как к одной, так и к другой составляющей. В отношении санаторно-курортных учреждений к производственным подразделениям следует отнести все службы, непосредственно оказывающие услуги отдыхающим: маркетинга, приема и размещения, организации питания, лечебного процесса, досуга. Все остальные (бухгалтерского и складского учета, МТС, инженерные, медико-технические и т. д.) – к подразделениям обеспечения производства. Такое деление подразделений санаторно-курортных учреждений позволит нам перейти к определению основных востребованных направлений приложения усилий коллективов разработчиков информационных систем для учреждений восстановительной медицины.

Подразделения обеспечения производства СКУ по структуре, функциональному назначению, технологии работы, спектру решаемых задач не имеют существенных отличий от себе подобных подразделений предприятий других отраслей производства. Для автоматизации их деятельности с успехом могут применяться, и повсеместно применяются, типовые решения. Рынок программных продуктов сегодня предлагает довольно широкий выбор таких решений – 1С: Предприятие, ПК Галактика, Парус, SAP R3 и ряд др. В этом аспекте задача разработчиков программных продуктов для санаторно-курортных учреждений – не создание аналогичных продуктов, а интеграция создаваемого ими специализированного программного обеспечения с такими системами. Не стоит тратить силы и средства на то, что уже сделано, широко используется, обеспечено качественной поддержкой и сопровождением.

Совсем иначе обстоят дела с разработкой программных продуктов IT систем для автоматизации деятельности производственных подразделений и служб санаторно-курортных учреждений. Приемлемых их аналогов в других сферах производства не существует. На первый взгляд кажется, что СКУ включают элементы гостиниц (службы маркетинга, приема и размещения), предприятий общепита и больниц (лечебный процесс). В действительности эти службы в СКУ имеют выраженную специфику, свойственную только им. Применение программных продуктов, созданных для гостиниц, предприятий общепита, больниц, для СКУ требует их изменений, доработок настолько значительных, что их стоимость если не превосходит, то соизмерима со стоимостью создания нового программного продукта, специального для санаторно-курортных учреждений. Это и привело разработчиков к необходимости создавать программное обеспечение специально для автоматизации деятельности основных подразделений и служб санаториев, пансионатов.

В начале нынешнего столетия появился ряд организаций, занимающихся созданием специализированных программных продуктов для санаторно-курортных учреждений. Усилиями коллективов этих предприятий, при активной помощи и поддержке персонала ряда СКУ, разработано, внедрено и успешно эксплуатируется несколько информационных систем, обеспечивающих комплексную автоматизацию СКУ. Как и любой другой программный продукт, эти системы постоянно совершенствуются: пополняются их функциональные возможности, повышается их технологичность, надежность; устраняются недостатки, недоработки, выявленные в процессе эксплуатации. Можно с большой степенью уверенности отметить, что на сегодняшний день определены и проверены на практике основные принципы построения ИС для СКУ и их минимально необходимое функциональное наполнение.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем основные задачи, стоящие перед разработчиками ИС СКУ на текущий момент:

· дальнейшее совершенствование и разработка новых, в том числе новых версий уже эксплуатируемых информационных систем для санаторно-курортной отрасли на основе современных достижений в развитии информационных технологий, аппаратных средств, системного и прикладного математического обеспечения;

· интеграция существующих и создаваемых информационных систем санаторно-курортных учреждений с другими программными комплексами, которые используются или могут использоваться в СКУ. Это системы планирования, бухгалтерско-финансового, складского и иных видов учета, внутренних депозитных расчетов, систем контроля доступа, биллинговых систем телефонии, телевидения и т. д.;

· создание интерфейсов интеграции санаторных медицинских подсистем (модулей) информационных систем санаторно-курортных учреждений с корпоративными, общегосударственными медицинскими информационными системами с соблюдением требований и рекомендаций национальных и международных стандартов.

Существенной составляющей ИС СКУ является ее стоимость. Для СКУ она состоит из двух основных составляющих: первой – стоимости аппаратно-технических средств, их монтажа и наладки, системного математического обеспечения, и второй – стоимости прикладного программного обеспечения ИС СКУ, его установки, адаптации, конфигурирования автоматизированных рабочих мест (АРМ), обучения персонала. Первую составляющую рассматривать не будем, так как это выходит за рамки нашего рассмотрения.

Вторую составляющую можно разделить на две части:

1) стоимость собственно ПО ИС СКУ, его установка, адаптация;

2) стоимость обучения персонала санатория, работающего на АРМ ИС СКУ.

По абсолютной величине стоимости обе эти части примерно равны.

Возможность снижения стоимости первой части за счет уменьшения прямых затрат при разработке ИС СКУ весьма сомнительна, т.к. это неизбежно приведет к снижению уровня качества создаваемого продукта, что крайне нежелательно. Уменьшение стоимости этой части для конечного пользователя возможно только за счет увеличения предполагаемого тиража (количества потенциальных покупателей). Такая перспектива во многом зависит от самих представителей санаторно-курортной отрасли.

Что касается снижения стоимости обучения персонала, то здесь видны хорошие возможности уменьшить ее в разы. Сегодня при внедрении ИС в санаториях мы вынуждены проводить обучение каждого пользователя индивидуально, и зачастую, с «нуля». Основываясь на многолетнем опыте внедрения ИС в санаториях, можно сказать, что затраты времени на обучение одного сотрудника санатория работе с прикладным ПО ИС составляют 10–15 часов.

Приведем пример. При комплексном внедрении ИС СПК «Здравница» в санатории средней коечной емкости (примерно 400 мест) необходимо обучить 50–70 человек. Кроме того, персонал меняется, новых сотрудников нередко обучают их коллеги и не всегда, к сожалению, оптимальным методам работы. Выход из создавшегося положения, позволяющий очень существенно снизить стоимость обучения персонала на местах, возможен при создании в курортных регионах страны центров по подготовке кадров для работы в санаториях и пансионатах, где установлены или будут установлены ИС СКУ. И это уже реализуется совместно с заинтересованными организациями в регионах.

В России такой центр создан в г. Нижний Новгород, планируется создание центров в г. Казани, Алтайском крае. Студенты НОУ «Сочинский институт экономики и информационных технологий» имеют возможность изучать и приобретать навыки работы с ИС СПК «Здравница», в самое ближайшее время такую возможность получат студенты Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. На базе одного из санаториев планируется создание центра обучения медперсонала СКУ работе с подсистемой Медицина ИС СПК «Здравница». Это позволит значительно сократить время обучения на местах уже подготовленных специалистов, а санаториям сэкономить значительные средства при внедрении ИС.

В заключение, в качестве наглядного примера эффективности разработки и внедрения программных продуктов для комплексной автоматизации основных видов деятельности санаторно-курортных учреждений, центров реабилитации и восстановительной медицины, можно привести деятельность российского предприятия ООО «Информационные технологии в медицине». Установлена и успешно эксплуатируется во многих санаториях и пансионатах различных регионов России созданная специалистами этого предприятия информационная система СПК «Здравница». В ряде из них медперсонал работает с электронной историей болезни. Повсеместное внедрение автоматизированных систем такого типа позволит работникам санаторно-курортных учреждений существенно повысить эффективность своего труда и общую культуру обслуживания больных и отдыхающих, внести вклад в реализацию общегосударственных планов по информатизации медицинской отрасли.

В настоящее время службы медицинских услуг, сервиса, питания и другие в санаториях, вследствие необходимости оперирования большими объемами информации, также испытывают острую потребность в автоматизации технологических процессов.

Так, в ряде СКУ внедряют комплексные АСУ типа Отель, которые включают следующий набор функций: своевременное бронирование номеров; упрощенное и быстрое размещение клиента; контроль технических служб; мониторинг и контроль загрузки санатория; точную и полную статистику его работы(по состоянию номерного фонда, бронированию и размещению в номерах). С введением системы автоматизации лечебного процесса в санаториях исчезли очереди на процедуры в лечебных корпусах.

Вводится система планирования посещения медицинских услуг отдыхающими. Увеличился контроль над количеством и качеством прохождения медицинских услуг.

Составной частью АСУ является система электронных замков QNITY, которая позволяет контролировать доступ в номерной фонд, своевременность уборки помещений. Электронные замки удобны и просты в эксплуатации, имеют современный дизайн. После внедрения внутренней платежной системы выросла выручка в торговых точках, барах, кафе. При заселении клиенту выдается карточка-ключ, являющаяся платежной картой, с помощью которой могут проводиться расчеты во всех торговых точках.

Данная система позволяет анализировать работу торговли и продажу медицинских услуг, вести количественный учет товара в торговых точках.

Для повышения оперативности работы АСУ в санаториях устанавливаются цифровые АТС AVAYA S8500 на 300–350 абонентов. Главное их преимущество – это высокое качество связи и многофункциональность.

В частности, они поддерживают следующие услуги санаторного сервиса: голосовая почта, передача речевых сообщений, селекторная и конференц-связь и т. д. Создание сall-центров позволит осуществлять круглосуточное обслуживание клиентов.

Кроме того, вводится автоматизация бухгалтерского и налогового учета ABACUS, которая позволяет оптимизировать все процессы бухгалтерской деятельности. В санаториях действуют свои теле- и радиоканалы, которые позволяют своевременно информировать клиентов о новостях санатория, рекламировать свою продукцию и услуги, вечерами занимать отдыхающих просмотром интересных фильмов. На всей территории санатория предполагается работа бесплатного беспроводного доступа в сеть Интернет по технологии Wi-Fi. Возможно создание и функционирование своих сайтов, на которых будет представлена вся информация о санатории, лечебных факторах, ценах и услугах. Существует система бронирования путевок в режиме онлайн, что позволяет увеличить географию клиентов.



2015-11-23 1296 Обсуждений (0)
Информационные технологии в управлении санаторно-курортными учреждениями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные технологии в управлении санаторно-курортными учреждениями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)