Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Американский энвайроментализм в начале XX: Элсуорт Хантингтон, Эллен Семпл



2015-11-23 760 Обсуждений (0)
Американский энвайроментализм в начале XX: Элсуорт Хантингтон, Эллен Семпл 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Элсуорт Хантингтон был учеником Дэвиса в Гарварде и коллегой Боумана в Йельском университете. Он отличался творческим мышлением, был чрезвычайно плодотворным автором и блестящим интерпретатором, посвятившим себя изучению воздействия климата на человека.

Элсуорт Хантингтон окончил Белойт-колледж в 1897 г. и был приглашен на должность ассистента в Евфратский колледж в Харпуте (Турция). В Турции он находился до 1901 г. Хантингтон пользовался любой возможностью для путешествий в разные районы страны. Побывал он и в горной долине Евфрата, сделав множество записей и характере климата, местности и ее жителях. В 1901 г. он получил стипендию для учебы в Гарварде у Дэвиса, а в 1902 г. завершил работу на звание магистра. Затем он приступил к подготовке докторской диссертации, но, когда представился случай вернуться в Азию, Хантингтон покинул Гарвард. В 1903-1904 гг. он участвовал в экспедиции в Центральную Азию. В 1905-1906 гг. посетил северную Индию, а затем пересек Таримскую впадину, дойдя до Лобнора и возвратившись через Сибирь.

В 1907 г. Хантингтон поступил в Йельский университет на должность преподавателя геологии. Там ему на основе ряда опубликованных работ была присвоена степень доктора (1909 г.)., а в 1910 г. он стал доцентом. Однако в 1916 г., после того как его просьба о переводе на должность профессора не была поддержана, он покинул Йель. Причиной отказа был его неуспех как преподавателя. Некоторое время Хантингтон зарабатывал себе на жизнь составлением учебников, а после службы в 1918-1919 гг. в армии в полевой разведке возвратился в Йель в качестве научного сотрудника в ранге профессора, но с окладом (на первое время) около 200 долларов в год. Он продолжал работать в этом университете, курируя диссертации и читая курсы лекций вплоть до своей отставки в 1945 г.

В 1917 г. Хантингтон был президентом Американского экологического общества, в 1923- президентом Ассоциации американских географов, а с 1934 по 1938 г. президентом Американского общества евгеники. Им одним или в соавторстве написано 28 книг, кроме того, он участвовал в написании еще 30 книг. Ему же принадлежит около 240 опубликованных научных и научно-популярных статей.

В ходе своих полевых исследований в Азии Хантингтон нашел много свидетельств в пользу представления о глобальном иссушении Земли со времен ледникового периода. Однако ко времени его возвращения из Азии в первой половине 1906 г. его озарила мысль, что вместо постепенного изменения в сторону теплых и сухих условий планета испытывала периодические изменения – циклы влажно-холодных и жарко-сухих периодов неодинаковой продолжительности. Сопоставив периоды сухих условий с историческими датами, он выдвинул гипотезу о том, что великие нашествия скотоводческих племен из Центральной Азии, приведшие к завоеванию монголами Индии и Китая, а также вторжения их в Восточную Европу в XIII столетии, объяснялись иссыханием пастбищ, от которых зависели эти племена. Все это Хантингтон изложил в книге «The Pulse of Asia» («Пульс Азии»), опубликованной в 1907 г. Эта книга принесла ему мировую известность ученого, занятого изучением влияния климата на человеческое общество.

В 1917 г. он опубликовал книгу «Civilization and Climate» («Цивилизация и климат»), в которой была изложена гипотеза, согласно которой человеческие цивилизации способны развиваться лишь в районах с бодрящим, стимулирующим жизненные силы климатом, в то время как постоянно жаркий, расслабляющий климат тропиков препятствует их становлению. В другой своей работе «Principles of Human Geography» («Принципы социальной географии»), вышедшей в свет в 1920 г., он уделил основное внимание человеческой деятельности, опустив или сильно сократив «объяснительное описание» природы Земли.

Книги Хантингтона получили признание не только среди географов, но также и у историков, социологов, врачей. Его обобщения и выводы, касающиеся взаимосвязи между климатом и человеком, будили мысль и волновали воображение. Его живые и яркие зарисовки местностей принадлежат к наиболее выдающимся примерам географического описания. Однако в период, когда Хантингтон занимался своими изысканиями, еще не существовали те количественные данные, на которых следовало бы основывать подобные работы и монографии. Выделение климатических циклов базировалось поэтому на отдельных редких и разбросанных наблюдениях, в том числе на изучении размеров годовых колец деревьев, толщины полос ленточных глин в отложениях проточных озер, а также на зафиксированных в литературных источниках наступлениях наводнений и засух. Современные определения тех же параметров много точнее, чем те сведения, которые мог собрать Хантингтон. Составленные им карты степени цивилизованности базировались на мнении тех людей, с которыми он переписывался. Но поскольку люди обычно считают свою собственную страну самой цивилизованной и так как большинство опрошенных Хантингтоном проживало на северо-востоке США, в Западной Европе или Восточной Азии, то он нашел, что именно эти районы и есть наиболее цивилизованные. В молодости он, конечно, утверждать, что географическое размещение здоровья зависит от климата и погоды гораздо больше, чем от любого другого фактора. Однако со временем он пришел к выводу, что действительность намного сложнее, чем ему казалось вначале. В последней из своих книг он даже утверждал, что не менее важным, чем климат, было и питание – источник энергии (1945 г.). Итак, Хантингтон исследовал объект, относительно которого еще отсутствовали достаточно определенные и достоверные данные. Причем ему пришлось работать в период, когда еще не были созданы методы сбора таких данных.

 

Еще одним ярким представителем американского энвайроментализма является Эллен Семпл, ученица и последовательница идей немецкого географа Фридриха Ратцеля. После завершения образования в 1882 г. в Вассаре она несколько лет преподавала в своем родном Луисвилле (Кентукки). В 1891 г. она получила в Вассаре кандидатскую степень, пройдя двухгодичную программу обучения экстерном, сдав экзамен и написав работу «Рабство: социологическое исследование».

От своих друзей Сепмл услышала восторженные отзывы о немецком профессоре из Лейпцига, лекции которого отличались новаторским подходом к науке. Она приезала в Лейпциг и, несмотря на трудности, стоявшие перед женщиной, которая хочет получить высшее образование, стала учиться у Ратцеля в 1892-1893 гг. и позднее в 1895 г.

Сеппл возвратилась в США, находясь под огромным впечатлением от нового, провозглашенного Ратцелем, подхода к антропогеографии и его интерпретации так называемого географического влияния географического влияния на ход истории. В то же время она совершенно не восприняла идеи Ратцеля об аналогии между государством и организмом. У нее была мысль изложить представления Ратцеля на английском языке, но сопроводив их пояснениями и преобразовав в соответствии с новыми примерами, взятыми из различных районов земного шара.

В 1897 г. Семпл опубликовала свою первую научную статью о роли барьера Аппалачских гор в американской истории. В 1901 г. вышла статья, в основе которой лежали ее собственные полевые наблюдения на нагорьях восточного Кентукки: в ней шла речь об изоляции, проявлявшейся в характере расселения в этом районе. Эта статья принесла ей известность. Однако ее профессиональный статус окончательно утвердился в 1903 г. после публикации монографии «Географические условия в американской истории».

Свою собственную версию первого тома ратцелевской антропогеографии Семпл изложила в объемистом труде «Влияние географического окружения», который вышел в свет в 1911 г. О своем методе исследования Семпл говорила, что он заключается в сравнении типических черт народностей, находящихся на различных стадиях развития, но живущих в сходных географических условиях. Оставаясь сторонником и последователем геодетерминизма, Семпл все же неоднократно подчеркивала, что природные условия не обусловливают всецело человеческую деятельность: лишь определенные обстоятельства направляют поведение людей в предсказуемое русло.

Эллен Семпл была выдающимся преподавателем с необыкновенной силой убеждения. Поколения американских географов воспитывались на проповедуемых ею доктринах. Множество будущих географов слушали ее лекции в период работы сначала в Чикагском университете, а затем в университете Кларка. Легко осудить ее за концепции, которые не выдержали проверку временем, но следует в полной мере оценить ее способность возбуждать энтузиазм у своих студентов, прививая им широкий взгляд на Землю как на дом человека.

В 1911 г. Семпл начала изучать географию Средиземноморского региона. В течение двадцати лет она часто посещала страны Средиземноморья, как европейские, так и азиатские. Ею был проработан огромный объем литературы – древней и современной. В 1915 г. Семпл опубликовала первую из многочисленных статей, касающихся различных аспектов жизни этого региона. В ней рассматривались горные преграды и бреши в них как один из факторов истории этих мест.

В своих статьях Семпл писала о сельском хозяйстве Средиземноморья, связи лесной растительности с климатом, связи климата с религией, а также о географических предпосылках средиземноморской торговли. Одна из самых интересных статей этого цикла была посвящена «храмам на мысах», где мореплаватели, когда им надо было проплыть опасное место, молили богов о помощи. Все эти статьи Семпл объединила в своем последнем большом труде. Работа над ним еще продолжалась, когда в 1929 г. Семпл тяжело заболела. Несмотря на то, что ей было теперь разрешено работать не более двух часов в сутки, она с большим мужеством и упорством довела свой труд до конца. Книга вышла в свет всего за несколько месяцев до ее смерти (1931 г.).

 

В.И.Вернадский (1863-1945 гг.) – выдающийся мыслитель и естествоиспытатель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии и биохимии, создатель современного учения о биосфере и ноосфере. В ранние годы своей научной деятельности Вернадский был одним из организаторов Комиссии по изучению вечной мерзлоты. В своих исследованиях Вернадский выдвинул такие крупнейшие, представляющие большое практическое значение научные проблемы, как строение силикатов, геохимия редких и рассеянных элементов, поиск радиоактивных минералов, роль организмов в геохимических процессах, определение абсолютного возраста горных пород и др.

В «Опыте описательной минералогии» (1908-1922 гг.) и «Истории минералов земной коры» (1923-1936 гг.) Вернадский выдвинул новую эволюционную происхождения минералов (генетическую минералогию). Большое значение для современного естествознания имели исследования Вернадского о строении силикатов и алюмосиликатов, составляющих большую часть земной коры. Учение Вернадского о роли каолинового ядра и строении алюмосиликатов легло в основу современной кристаллографии, а представления о парагенезисе и изоморфных рядах - в основу одного из научных методов поисков полезных ископаемых. Вернадский – один из основоположников геохимии. Он занимался изучением редких и рассеянных химических элементов в изоморфных соединениях и в рассеянном состоянии. Большое внимание уделял изучению химического состава земной коры, океана и атмосферы. В «Очерках геохимии» (1927 г.) Вернадский изложил историю кремния и силикатов, марганца, брома, йода, углерода, радиоактивных элементов в земной коре. Радиоэкологические исследования Вернадского касаются роли радиоактивных элементов в эволюции Земли. Начиная с 1910 г. Вернадский проводил поиски месторождений радиоактивных элементов в недрах Земли и разнообразные химические исследования на радий и уран. Еще в 1910 г. он предсказал значение радиоактивных веществ в различных областях деятельности человека.

Рассматривая воду как минерал, Вернадский в работе «История минералов земной коры» раскрыл минералогию воды. При этом он развивал учение о единстве всех вод Земли.

Созданная Вернадским биогеохимия изучает геохимические процессы, в которых активно участвуют живые организмы. Он также является основоположником современного учения о биосфере. Совокупность живых организмов в биосфере Вернадский называл живым веществом. Согласно учению Вернадского, живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. Огромная роль учения Вернадского о биосфере и ее развитии в полной мере начала выявляться со второй половины XX в. Этому способствовали, с одной стороны, развитие экологии, в которой понятие биосферы явилось одним из основополагающих, а с другой – развитие современной научно-технической революции, выдвинувшей в качестве одной из первоочередных задач проблему оптимизации взаимоотношений человека и природы. Биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в качественно новое состояние – ноосферу – сферу разума. Идеи Вернадского о ноосфере, представляющие крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности – биогеохимии и истории наук. Истории развития наук Вернадский уделял особое внимание, указывая, что в момент взрыва научного творчества и научно-технической революции «научная мысль является орудием достижения нового».

Поставив своей целью исследование химических элементов в природе, Вернадский перенес изучение законов системы Менделеева на природные сферы земного шара и на Космос, проследил их пространственные сочетания, перемещения (миграции), изучил зональные и другие конкретные особенности истории химических элементов. Вернадский придавал особо большое значение перемещениям (миграциям) химических элементов, в результате которых в земной коре создаются большие системы разнообразных химических равновесий. Одна из важнейших таких больших систем – живое вещество, которое Вернадский предложил изучать с точки зрения его веса, химического состава, энергии, объема, и характера отвечающего им пространства. Он отметил огромное разнообразие живой природы по сравнению с костной (мертвой) материей минералов, ее непрерывность и мозаичность с точки зрения характера ее пространства. Отсюда и необычайная химическая активность живого вещества, ведущая его роль в строении «земной оболочки» или биосферы. Этими научными идеями Вернадский открыл перед географией новые пути количественного (вес, объем), исторического и пространственного, непрерывного и мозаичного исследования «земной оболочки» как биосферы, в которой ведущей силой является живое вещество. Особенно важную роль в развитии «земной оболочки», в миграциях химических элементов Вернадский придавал работе человечества, которое ввело в структуру нашей планеты новую формулу действия живого вещества на обмен атомов живого вещества с костной материей.

Все организмы, кроме человека, влияют на историю только тех атомов, которые нужны для их биологического развития; человек же влияет на элементы, нужные для развития техники и прогресса цивилизации. Человек влияет на все элементы менделеевской системы, образует новые соединения в огромных количествах.

В 1944 г., за несколько месяцев до своей смерти, В.И.Вернадский написал статью «Несколько слов о ноосфере», в которой высказал свои мысли о геологической роли человечества, огромной не из-за его массы, а благодаря его разуму. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». Новую область церенаправленно изменяемой природы Вернадский назвал «ноосферой», то есть сферой разума.

Ряд идей Вернадского, характерные для него как ученика Докучаева, развил географ-почвовед Б.Б.Полынов (1877-1952 гг.). Он был замечательным ученым – принципиальным, непоколебимым в своих убеждениях, широко образованным, логически сильным, устремленным в дали науки, и всегда «земным», скромным, отзывчивым.

Полынов первым установил наличие особой переходной сферы от скальных пород (инертной, или косной, материи) к живому веществу – коры выветривания, с особыми законами ее развития, ее энергетики, миграций химических элементов. Он определил кору выветривания как верхнюю оболочку литосферы, в которой «земля», вода, воздух и жизнь приходят в тесное соприкосновение, и материя в своем вечном движении дает, может быть, наибольшее разнообразие форм. Исследование кор выветривания разных типов и в разных странах и регионах, в их связи с процессами почвообразования, закономерно привели Полынова к теории ландшафтов. Он, как последователь Вернадского, подошел к изучению ландшафтов количественными методами определения их веса, объема, энергии, миграции элементов, пространственных отношений. В результате Полынов впервые высказал одну из наиболее плодотворных для географической науки идей – идею исследования геохимических ландшафтов. Для Полынова ландшафт – это конкретный объект изучения сложной генетической связи между физико-географическими явлениями различных категорий, а геохимический ландшафт – целостный объект, обладающий, кроме этой генетической связи, еще и единством миграций химических элементов в коре выветривания и глубже расположенными коренными породами и подземными водами. Геохимический ландшафт выявляется не только в его горизонтальных, но и, в еще большей степени, в его вертикальных связях.

За несколько месяцев до своей смерти Полынов начал писать большой итоговый труд «Учение о ландшафтах». К сожалению, он успел написать лишь первые его главы. Но и в незаконченном виде монография Полынова имеет огромное значение для развития географии.

В начале своего труда Полынов раскрыл величайшее значение ландшафтоведения для развития географической науки. Полынов начал рассматривать ландшафтное не с узких позиций описания элементов ландшафта, их систематизации и инвентаризации, а именно как «синтетическое естествознание». Полынов понятие о ландшафте, связанное с поверхностью суши, распространял и на подводные области морей и океанов, предсказав то время, когда учение о субаквальных (подводных) ландшафтах океанов и морей выделится в особую область географической науки. Полынов ввел в учение о ландшафтах представление об их исторической и связанной с ней пространственной стадиальности, о различной их сложности, о ландшафтной цепи и ландшафтных узлах. Для этого труда Полынова, как и для других его работ, характерен строгий историзм. Он рассматривал ландшафт не только как эффект взаимодействия многих природных процессов, что и до сих пор находится в центре внимания ландшафтоведов, но и как систему, осуществляющего работу этого взаимодействия. Системный подход, к идее которого Полынов пришел еще в 1952 г., был связан им с историческим методом, с необхожимостью анализа происхождения и формирования ландшафта и анализа «ландшафтного процесса».

Школа Вернадского очень велика и становится с каждым годом все сильнее и авторитетнее. Среди непосредственных учеников Вернадского надо также выделить А.Е.Ферсмана (1883-1945 гг.) и Б.Л. Личкова (1888-1970 гг.). Оба они – геологи, но сыграли выдающуюся роль и в развитии географии.

Ферсман, крупнейший геолог, минералог и геохимик, соединил геохимические представления с идеями новой экономической (промышленной) географии, придал огромную роль техногенной деятельности человека, изменяющего природу. Его взгляды нашли свое отражение не только в геохимических трудах, но и в конкретном комплексном исследовании «Полезные ископаемые Кольского полуострова. Современное состояние. Анализ. Прогноз», которое можно рассматривать как одну из самых сильных и научно обоснованных попыток долгосрочного географического прогноза.

Личков – автор современной теории жизни Земли, один из основоположник той отрасли науки, которая теперь стала называться «космическим землеведением». Его оригинальные труды «Природные воды Земли и литосфера» (1960 г.) , «К основам современной теории Земли» (1965 г.) и другие раскрывают жизнь Земли как единый процесс, связывающий, казалось бы, независимые друг от друга природные процессы. Особенно интересна теория «волн жизни» геологических эпох, развитая Личковым.

 

 



2015-11-23 760 Обсуждений (0)
Американский энвайроментализм в начале XX: Элсуорт Хантингтон, Эллен Семпл 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Американский энвайроментализм в начале XX: Элсуорт Хантингтон, Эллен Семпл

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)