Необходимость и сущность научно-технической политики
Тема 5. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
5.1. Необходимость и сущность научно-технической политики 5.2. Государственное регулирование инновационных процессов
Необходимость и сущность научно-технической политики
Решающее влияние научно-технического прогресса на экономическое и социальное развитие объясняется тем, что: во-первых, использование в производстве новой техники, технологии и информационных систем становится ведущим фактором роста производительности экономических ресурсов; во-вторых, НТП положительно влияет на совершенствование структуры экономики, уменьшая в составе затрат на производство удельный вес живого труда с одновременным увеличением удельного веса средств и предметов труда; в-третьих, применение новейшей техники и технологии производства обеспечивает повышение качества продукции (услуг). НТП является внутренним фактором развития экономики и характеризуется сильным влиянием науки и техники на развитие производства. Основными приоритетными направлениями государственной научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства. Конечной (стратегической) целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке и обеспечение социально-экономической безопасности страны. НТП состоит из двух параллельных процессов научного прогресса (обновления знаний) и технического (технологического) прогресса (изменение характера фактического использования техники и оборудования). По формам развития НТП делится на эволюционную (поступательное развитие науки и техники) и революционную (научно-техническая революция). Научно-техническая революция - это качественные изменения в научно-технической сфере на основе использования фундаментальных научных открытий, которые обуславливают коренные изменения во всех либо в какой-нибудь отдельно взятой сфере деятельности (науке, технике, производстве, управлении, социальной инфраструктуре). Виды государственной научно-технической политики: - активная, умеренная и пассивная; - протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу и предельно открытая для зарубежной науки и техники; - с опорой на собственный научный потенциал и на заимствование иностранных идей и технологий; - с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ. Законом Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» определено, что государственная научно-техническая политика — это составная социально-экономической политики государства, которая определяет основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности государства в научно-технической сфере. В Украине существует разветвленная система государственных органов, которые осуществляют научно-техническую политику. В структурах как законодательных, так и исполнительных органов государственной власти созданы соответствующие подразделения, к функциям которых относится формирование основ научно-технической политики. Непосредственную деятельность по разработке, обоснованию и ресурсному обеспечению государственных научно-технических программ проводят Министерство экономики, Министерство промышленной политики, Министерство образования и науки, Министерство финансов, Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук. Реализация научно-технической политики осуществляется государством с помощью механизма прямого и косвенного регулирования. К методам прямого влияния на НТП относятся: 1. Определение государственных приоритетов в развитии науки и техники. Это начальный этап формирования научно-технической политики. Исходя из приоритетных направлений разрабатывается система мероприятий, которую реализуют всеми методами государственного регулирования. 2. Разработка и внедрение государственных научно-технических программ. Государственные научно-технические программы имеют индикативный характер, включают плановые задания государственным учреждениям, заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям, а также прогнозы развития научных исследований и проектных работ в частном секторе экономики. 3. Государственный заказ в научно-технической сфере. Государственный заказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия для участия научных, исследовательских и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований, разработке и освоении принципиально новых технологий и видов продукции. 4. Государственная научно-техническая экспертиза. Проводится с целью обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений и программ развития науки и техники, определения социально-экономических и экологических последствий научно-технической деятельности, анализа эффективности использование научно-технического потенциала, определения качественного уровня исследований и их результатов. Выводы государственной экспертизы также используются для обоснования целесообразности предоставления налоговых и кредитных льгот. 5. Бюджетное финансирование исследований и работ. Финансируются работы выполняемые в рамках приоритетных направлений развития науки и техники. Бюджетное финансирование научно-технической деятельности касается, как правило, фундаментальных исследований и разработок, приоритетных направлений развития науки и техники, прикладных научно-технических разработок, результаты которых имеют общегосударственное значение; научно-технических исследований и работ, связанных с научно-техническим сотрудничеством по международными соглашениям. 6. Подготовка научно-технических кадров. Государство обеспечивает подготовку и переподготовку научно-технических кадров в государственных научных учреждениях и учебных заведениях, выделяет необходимые для этого бюджетные ассигнования и материальные ресурсы, законодательно предоставляет равные правовые условия для функционирования организационных структур разных форм собственности, которые осуществляют обучение и повышение квалификации кадров. Государство устанавливает нормативный минимум научно-технических знаний для любого уровня образования. С целью подготовки научных кадров государство вводит систему аттестации научных преподавательских кадров и оказывает содействие признанию эквивалентности дипломов о высшем образовании и научных степенях на межгосударственном уровне. За высокие достижения в области науки и техники государство устанавливает премии и почетные звания для лиц, которые сделали значительный вклад в развитие науки. 7. Государственная политика в сфере патентов и лицензий. Направлена на регулирование отношений, связанных с приобретением и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности. Авторы интеллектуальной собственности получают часть доходов от использования их продукта в бизнесе. Этим подходом создается эффективная система поощрения научно-технических работников в интенсификации исследований и разработок, повышении качества научно-технического и технологического продукта, его практической направленности. Необходимым условием практического использования научно-технических достижений является государственная защита прав интеллектуальной собственности на научно-техническую продукцию. Результаты научно-технической деятельности являются объектом собственности создателей (разработчиков) научно-технической продукции, если иное не предусмотрено законом или договором. К методам косвенного регулирования относятся: инструменты налоговой, финансово-бюджетной и амортизационной политики; правовая защита интеллектуальной собственности; государственная политика в сфере международного научно-технического сотрудничества и т.п. Составной частью государственной политики в сфере НТП является поддержка международного научно-технического сотрудничества. Субъектам научно-технической деятельности предоставляется право принимать участие в выполнении международных программ и заключать соглашения с иностранными организациями и фирмами, принимать участие в деятельности иностранных и международных научных обществ, ассоциаций и союзов на правах их членов, осуществлять взаимный обмен научно-технической информацией, проводить обмен научно-техническими и преподавательскими кадрами, студентами и аспирантами, а также общую подготовку специалистов
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |