Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость и методы государственного регулирования цен



2015-11-23 438 Обсуждений (0)
Необходимость и методы государственного регулирования цен 0.00 из 5.00 0 оценок




Цена является одним из важнейших инструментов воздействия на экономику. С помощью цен производство подчиняется общественным потребностям, выраженным в форме платежеспособного спроса; цены стимулируют снижение затрат на производство и реализацию товаров, внедрение достижений НТП, повышение качества товаров и т.п.

Мировая практика подтверждает, что государственное регулирование цен в той или другой мере существует во всех странах. Сущность и формы государственного влияния на процессы ценообразования зависят от состояния экономического развития страны.

Регулирующую функцию цена наиболее эффективно может выполнять лишь при условиях свободного ценообразования, т.е. тогда, когда она формируется только под влиянием рыночных факторов. Но как рынок, так и свободная (рыночная) цена не являются универсальными средствами регулирования экономики. Они не способны учитывать всего разнообразия условий и целей социально-экономического развития страны.

В общем понимании цена - это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Как видно из этого определения, что существуют две цены, которые функционируют в рыночном механизме. Цена продавца или цена предложения - количество денег, которое продавец желает и рассчитывает получить от единицы товара. Цена покупателя или цена спроса - это количество денег, которое покупатель согласен и способен заплатить за единицу товара. Балансом между потребностями продавца и возможностями покупателя является рыночная цена или цена продажи товара.

С целью осуществления ценовой политики государство создает специальную систему органов ценообразования, к которой в Украине относятся общегосударственные, региональные и ведомственные учреждения. К первой группе относится Кабинет Министров Украины (Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины), ко второй — управления по вопросам ценовой политики Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Различают следующие формы государственного регулирования цен: ограничение уровня цен; введение налоговых платежей; поддержка цен через дотации.

Методы государственного регулирования цен делятся на прямые и косвенные. К прямым методам относятся:

- заключение договоров о ценах между предприятиями и государством;

- дотирование производства товаров (предоставление услуг);

- «замораживание» (блокирование) цен;

- введение предельных уровней торгово-сбытовых надбавок;

- декларирование изменения цен;

- установление предельных уровней цен;

- применение фиксированных цен.

К косвенным методам относятся:

- введение предельных нормативов рентабельности;

- изменение ставок ввозных пошлин;

- льготное налогообложение и кредитование;

- дифференцирование уровня ставок товарных налогов.

Можно выделить несколько основных целей, каждой из которых соответствуют определенные методы государственного влияния на ценообразование:

1. Предотвратить разрушительное влияние цен на экономику. Такая цель, как правило, ставится, если в экономике нарушены естественные хозяйственные связи, недостаточно развита инфраструктура рынка, имеется острый дефицит основных товаров, высокий уровень инфляции, безработица и т.д. При таких условиях государство склоняется преимущественно к политике прямого регулирования цен, в рамках которой на важнейшие виды товаров и услуг устанавливаются фиксированные цены. Политику фиксированных цен неминуемо приходится дополнять дотированием производителей этой продукции.

2 Удержать инфляцию с помощью политики доходов. В рамках этой политики ставится задача остановить раскручивание спирали «зарплата — цены» и снижение на этой основе инфляции к нормальному уровню. При таких условиях наибольшее распространение приобретают следующие методы: временное «замораживание» (блокирование) цен, применение предельных цен или предельных коэффициентов повышения их, использование предельных нормативов рентабельности, дотирование производителей социально важных потребительских товаров или предоставление целевых компенсаций потребителям. Эти методы государственного регулирования цен, как правило, дополняются соответствующим регулированием заработной платы.

3. Обеспечить доступ к товарам первой необходимости всем слоям населения независимо от уровня их денежных доходов. Такая цель может быть оправданной при условиях сравнительно невысокой эффективности общественного производства, если существует разногласие между высокими затратами на производство товаров первой необходимости и низкой заработной платой широких слоев населения. Для решения этой проблемы применяется политика низких цен на товары первой необходимости, которая реализуется через низкий уровень товарных налогов или через полное освобождение от налогов. При необходимости политика низких цен дополняется дотированием производителей важнейших товаров. В рамках этой проблемы к некоторым товарам не первой необходимости государство применяет политику высоких цен, которая реализуется с помощью повышенных ставок косвенных налогов (например, акцизного сбора). С помощью высоких цен государство ограничивает производство и потребление соответствующих товаров, а вместе с тем компенсирует потери налоговых поступлений в бюджет, вызванные низкими ценами на товары первой необходимости.

4. Защитить внутренний рынок от отрицательного влияния внешней конкуренции. Внутренние цены в каждой стране, как правило, отличаются от мировых, что обусловлено неодинаковым уровнем затрат на производство и разностью в системе налогообложения. Превышение внутренних цен против мировых делает выгодным импорт иностранных товаров. И наоборот, низкий уровень внутренних цен стимулирует экспорт отечественных товаров. Это может нанести ущерб национальным предприятиям, привести к спаду производства и росту безработицы. Для предотвращения таких явлений государство использует механизм дотирования национальных производителей или с помощью ввозной таможенной пошлины на импортные товары повышает их цены до необходимого уровня. Если возникает необходимость сдержать экспорт определенных товаров из страны, государство через механизм экспортной таможенной пошлины повышает цены отечественных товаров до необходимого уровня или ограничивает вывоз с помощью нетарифных методов (квотирование, лицензирование).

5. Предотвратить монополизм и обеспечить конкурентную среду на рынке. Регулирование цен монополистов осуществляется:

- через установление фиксированных или предельных уровней цен, предельных уровней посредническо-сбытовых и торговых наценок (надбавок), предельных нормативов рентабельности;

- через внедрение обязательного декларирования изменения цен.

Контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется системой специальных органов, в частности Государственной инспекцией по контролю за ценами Министерства экономики Украины и подчиненными ей государственными инспекциями АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Главными задачами инспекций являются:

- осуществление государственного контроля за соблюдением установленного порядка утверждения и применения цен;

- защита законных интересов граждан;

- искоренение фактов злоупотреблений субъектами предпринимательства с целью получения незаконных доходов за счет повышения цен;

- экспертиза экономического обоснования цен и тарифов, установленных предприятиями независимо от форм собственности и хозяйствования.

Кроме государственных инспекций, право контроля за соблюдением порядка применения цен и тарифов имеют и другие государственные и негосударственные учреждения: налоговые, финансовые и антимонопольные службы, комитет защиты прав потребителей.

Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение дисциплины цен распространяется на всех субъектов хозяйствования, которые нахо­дятся на территории Украины и осуществляют предпринимательскую деятельность.

 



2015-11-23 438 Обсуждений (0)
Необходимость и методы государственного регулирования цен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость и методы государственного регулирования цен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)