Постметафизическое мышление
В. Н. Фурс ФИЛОСОФИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО МОДЕРНА ЮРГЕНА ХАБЕРМАСА УДК 14 ББК 87.3 (4 Гем) Ф 95 Фурс В. Н. Ф 95 Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. — Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. — 224 с. ISBN 985-6479-18-5. Немецкий философ Юрген Хабермас является одним из наиболее значительных представителей западной философии последней трети XX века. Без концептуальных моделей, разработанных Хабермасом, невозможно представить себе панораму сегодняшнего состояния философии и социальных наук. Вместе с тем в постсоветском интеллектуальном пространстве многие знают о Хабермасе, но мало знакомы с его идеями в их подвижном единстве. Критическая литература о Хабермасе отстает от него самого, непрерывно развивающего свои взгляды. Этот очевидный дефицит и призвана в определенной мере восполнить данная книга, в которой в систематической форме представлена сложная и разветвленная философская концепция Хабермаса. На обложке использован фрагмент картины Ольги Гурко «Пассажир». ISBN985-6479-18-5 ББК 87.3 (4 Гем) © В. Н. Фурс, 2000 © Экономпресс, 2000 ВВЕДЕНИЕ Немецкий философ Юрген Хабермас — один из наиболее значительных представителей западной философии последней трети столетия. Будучи чрезвычайно продуктивно работающим исследователем, Хабермас более тридцати лет генерировал идеи, которые неизменно вызывали большой резонанс. Без концептуальных моделей, разработанных Хабермасом, невозможно представить себе панораму сегодняшнего состояния философии и со — циальпых наук. Вместе с тем идеи Хабермаса, как это ни странно, до настоящего времени остаются почти неизвес — тными в постсоветском интеллектуальном пространстве и малоосвоенными отечественной философе — кой мыслью. Имеющаяся критическая литература, относящаяся, главным образом, еще к советским временам', не только страдает неизбежными идеологическими аберрациями восприятия, по и явно "отстала" от самого Хабермаса, непрерывно развивавшего свои взгляды. Этот очевидный дефицит и призвана в определенной мере восполнить данная книга — здесь я постараюсь в систематической форме представить сложную и разветвленную философе — кую концепцию Хабермаса. Презентацию философа резонно начать с краткой биографической справки. Юрген Хабермас родился 18 июня 1929г. в Дюссельдорфе. Его интеллектуальные интересы были достаточно широки -— он ' Edna :nt не e<twtcmftenni,L\t 'хшеншмм исключением янлис'пнн опспюятсль-ная статья II. Мотрошнюкой и сип/тике, счспшнлепинм ш лекций .Vm'iep.wi-са. прочитанных им н Мпскае: см.: Хибер.чис IO. Де.чнкрчтия. Разум. Нраа-статиюсты — М., 1У92. (2-е им. — IW5./ изучал (в Геттингене, Цюрихе и Бонне) философию, историю, психологию, немецкую литературу и экономику. Окончив учебу, защитил диссертацию о Шеллинге у Эриха Ротхакера в Бон — не. В 1956—1962 гг. работал во Франкфурте в Институте социальных исследований ассистентом Адорно. Хабилитировался ' в Марбурге у Вольфганга Абендрота с работой "Структурное изменение общественности"; именно с этого труда, опубликованного в 1962 г., начинается широкая известность Хабермаса. В 1962—1964 гг. работал профессором философии в Гейдель — берге, в 1964—1971 гг. — профессором философии и социологии во Франкфурте. С 1971 по 1983 г. был (вместе с Карлом — Фридрихом Вайцзеккером) содиректором Института исследований жизненных условий научно — технического мира им. Мак — са Планка в Штарнберге. В 1981 г. был опубликован основной труд философа — фундаментальная двухтомная "Теория коммуникативного действования"; пожалуй, именно с этого момента Хабермас получает мировое признание в качестве одного из ведущих философов современности. С 1983 г. и до отставки по возрасту в 1994 г. Хабермас занимал должность профессора во Франкфурте, в 70 — 90 — е гг. был приглашенным профессором в ряде университетов Европы и Америки. Творческий капитал Хабермаса внушителен: им написано около 30 книг, в которых наряду с собственно философскими рассматриваются вопросы ряда социальных и гуманитарных наук — социологии, культурной антропологии, правоведения, этики, психологии, лингвистики и др. В этом обилии тем и идей очень легко запутаться, тем более что дело еще осложняется эволюцией представлений автора, который не боялся пересматривать положения своей концепции, если они более не казались ему достаточно обоснованными и продуктивными. И все же через это многообразие путеводной питью проходят несколько основных мотивов, обеспечивающих единство философской позиции и исследовательскую идентичность Хабермаса. Эти мотивы отчетливо читаются уже в работах 60 — х гг., когда Хабермас выступал в роли ведущего представителя молодого поколения "Франкфуртской школы". С лидерами классической критической теории общества — Хоркхаймс — ром, Адорно, Маркузе и др. — Хабермас разделяет нацеленность на социально действенные формы знания. Эта установка на разработку теории, которая была бы ориентирована на социальную эмансипацию и методически опосредова — на рефлексией общественно - исторической обусловленности ' Хибчлшпация (llahililalhm) — замещение (по конкурсу) оолжноапи n/mioikiaainc.w и нысшсм учеоном 'j знания, характеризует позицию Хабермаса на всем пути его идейной эволюции. С наследием классической критической теории связан еще один сквозной мотив исследовательского поиска Хабермаса, задающий центральную тему его размышлений. По признанию Хабермаса, именно "Диалектика Просвещения" стала для него своего рода ключом: чтение этой книги еще во времена работы с Адорно позволило ему систематически понять теорию овещнения (Verdinglichung) как теорию рационализации. "Уже тогда моей проблемой была теория модерна, теория патологий модерна, с точки зрения осуществления, деформированного осуществления, разума в истории" '. Однако о разработке сколько — нибудь систематической теории модерного раз — вития как процесса общественной рационализации, теории, позволяющей показать амбивалентность капиталистической модернизации, опознать и объяснить патологии современных развитых обществ, речь в те годы, конечно, не шла. Хабермасу еще предстоял длинный путь проработки идеи "теории общества" — собственной версии критической теории, принципиально отличающейся от классической. Недостатки последней, лишь постепенно, шаг за шагом осознаваемые и преодолеваемые, Хабермас ретроспективно — уже с концептуальных "высот" собственной "теории коммуникативного действоваиия" 2 — сведет к трем основным пунктам: 1) непроясненность нормативных оснований, 2) абсолютистская трактовка истины и отношения философии к наукам, 3) недооценка демократических традиций правового государства. По Хабермасу, основной недостаток классической критической теории состоял в том, что в ней не эксплицировались нормативные предпосылки самой критической теории. Разоблачая скрытую социальную вовлеченность общественных паук, Хоркхаймер вместе с тем не вскрыл социальную ангажированность самой критической теории и ее связь с нормативными структурами общества. В результате, критической теории оставалось довольствоваться лишь внешней критикой, разоблачающей общественное неразумие. При этом, однако, возникали серьезные проблемы. Прежде всего, каверзный вопрос о том, как вообще возможна позиция кри — ппах ./. Dit; пене llnllhersichlliclikeil: Kleine /wlHiM-he Schnfien I '. h'nmkjurl tun Main: ' Huh It'ktllHj IMS. .V /71. «(« ( il.w концепции Хаперлиии нкрмчн "komnumikalhes Hinuleln " mi>i обычно пере-туника/пивное iieficiiimmaiiiie" (« итшчие от "kiannumikulne Humllnngen" — ttin,if ileutmiiiiH ") : "KOMMYHHKtinntHiioe оейспшокание " — нпо опрчоч.п'пный сно-in тип соцшаыют Oeiicinmia, прншитшистааляемыи. кик ii/xiimki. иттрумеп- тики идеологии в условиях тотального идеологического об — мана. Во — вторых, проводимая Хоркхаймером, Адорно и Map — кузе критика последовательно вскрывала неразумие буржуазного разума, репрессивный характер современной (научной, технической и общественной) рациональности вообще, но в результате такого тотального разоблачения разума сама критическая теория стала невозможна как рациональное пред — приятие, хотя именно так она изначально и понималась. Имен — но эта трудность и привела классическую критическую теорию к кризису. Хабермас же ищет в самом обществе, выступающем предметом критического анализа, социальные структуры, задающие критике нормативный стандарт и тем самым делающие ее более точной и дифференцированной. Хабермас указывает на то, что только в модерном капиталистическом обществе получает развитие социальный феномен, делающий возможной саму критическую теорию. Именно в модерном обществе формируется "общественность" ', которая ориентирована на рациональное обсуждение общих проблем с участием всех (в принципе) граждан и которая полагает, что все политические решения должны, в принципе, быть опосредованы и легитимированы именно таким обсуждением. Понятие общественности у Хабермаса является одиовре — ' Понятиеобщественности (Otjentlichkeil— "ойцествеиность". "гласnotпи-,") является КЛЮЧевЫМ ft-lfl теоретической Позиции Xuoep.MaCa, 1Н)СвЯН1Ив111его его историко-сшиюлогичес-KOMV ПрОНСПЧПиЮ СПОЮ первую 'ЛШЧитеЛЫ1уюpaoomГ. K(IKотмечает XaoepMUC. \ потребление таких слов, как "общественный (пуоличный) "и "оГицествеиность". tte.MoHcmptipycm их многозначность: мы говорим о "публичных мероприятиях", "общественных '}<)ипии\", "гп'олич-Htm власти ". "ое'нцественпом мнении", "публике" ч in. п. Эти слова imelom греческие проис-хоЖ1)ение: ft городах-государствах сфера "полиса" строго отличалась inn сферы "ойкоса"-OoM(t.\'o'jHiicmea кик сфера публичной .neujttu. Иуоличпость конституировалась it разговоре (оуоь то н форме оао'жоеиия оощих проблем или cvthinpoiriitodcmeu) и tt совместных оей-ствиях (койне, состязаниях и /п. п.). Оо1цественная .жизнь понимались кик сфера свооооы и аг.опального взаимодействия равных с равными. Эта древнегреческая .моОель оощс'ствспнос-ти ()и сего времени сохраняет спою нормативную силу: кик идеологический ооразец они сохраняет непрерывность. 11рохо(>я1цую через столетия и оищесншенные формации. Вместе с тем категории оСпцеспыеппого и приватного нахооят юридически 1)еистненпое применение лишь с ио'мшкшмениеммо^ерпогигосуоирстни и omtie.u'iinoit от пего сферы гражоанскигтющеспуш "Они служат политическому самопоиимапию. ранно как и нранонои uncniitmуции.пиации оур-жуа'люи — (1 специфическом смысле — ooutecninemnicnui" (ilahermas J. Slrukiuruuntlel der Offenllichkeil. 5. AufluKe. — Berlin: Luchlerlmiul. 1471. — S. 17). li современном пощечине, полагает Хабермас. налицо тенденции к рашыпашно феномена общественности: it ino нремн как сфера ее действия постоянно расширяется, ее политическая ilcucmiteiinocniti становится нее оолее проблематичной. Вместе с тем оощесншсиноспнг остается opzaiuuyioitniM принципом современного политического порноки. Нспольп'я термин Offeiuliclikeil. Х'аоермш имеет в вину публичную сферу как определенную область неятелыюсти лншей а ее оппичии от частной сферы, пуйэичншть кик принцип организации общественной (прежое всего политической) жилш. но главным i>opa'JOM ооще-ственность как специфического социального кви1и-с\'Сп>екиш. Кагоа 'jtnont термин употребляется во множественном числе (Oljenlliclikeiten). он передается нами выражением "ot'n,e-(Пшепия общественности ". менно эмпирическим и нормативным: с одной стороны, общественность — конкретно —исторический феномен, "идея общественности" нашла свое фактическое воплощение в институтах демократического правового государства. С другой стороны, институциализация общественного обсуждения в форме парламентских дебатов является, очевидно, далеко не идеальной формой: общественность не имеет непосредственного участия в процессе принятия решения и, превращаясь в публику средств массовой информации, оказывается, скорее, объектом социальных манипуляций, чем субъектом действия. В этом смысле понятие общественности является для Хабер — маса нормативным — оно задает масштаб и направление критики современных общественных реалий. Тем самым экспликация нормативных оснований критической теории позволяет Хабермасу преодолеть ограниченность характерной для Хоркхаймера, Адорно и Маркузе стратегии внешней критики общества, заведшей их в тупик, и обосновать стратегию внутренней критики общественных патологий. Второй недостаток классической критической теории связан с первым. Хабермас отмечает, что франкфуртцы руководствовались "гегелевским" абсолютистским пониманием истины и поэтому не смогли па деле осуществить продуктивную кооперацию с позитивным знанием. В результате, эволюция критической теории шла в направлении от идеи со — юза философии с эмпирическим социальным исследованием и соответственно от рациональных форм анализа к принципиально несистематическим формам философской рефлексии. Для того чтобы на деле обеспечить эффективное взаимодействие с позитивным знанием, философия, по мнению Хабермаса, должна усвоить фаллибилистское ' самосознание и методическую, или процедурную, рациональность современных опытных наук. То, как конкретно в философии Ха — бермаса обосновывается и осуществляется идея "не —эксклюзивного" разделения труда с социальными науками, будет подробно рассмотрено ниже — в основной части книги. Наконец, третий недостаток классической критической теории, являющийся продолжением первых двух, состоит в тотальности критики, вытекающей, прежде всего, из принятой первым поколением франкфуртцев стратегии внешнего критицизма. Хабермас обращает внимание па достижения социального правового государства, па прочные демократические традиции гражданского общества и выбирает путь не "трансцендирования" модерного общества, а его реформист — Принцип фамиоилизма. сформулированный Пирсом и поМиее Понпером. утвержоиет нринципшиы1\'ю погреишиость. наовержеиность оанюкам всего человеческого тания. ского развития, направляемого дифференцированной рациональной критикой. Предпринятый Хабермасом переход от революционных (или тотально — критических) установок классической критической теории к реформистским ориентациям весьма удачно выражен названием статьи о теории коммуникативного действовапия, принадлежащей Энтони Гидденсу, одному из ведущих современных социологов, — "Разум без революции" ' (перефразируется название известной книги Маркузе "Разум и революция"). Критическая наука об обществе, которую предлагает Ха — бермас, не рассматривает спонтанно возникающие общественные отношения как нечто само собой разумеющееся, но и не противостоит современному обществу как некоему внешнему предмету. Она инициирует дискуссии о существующих общественных формах и тем самым активно способствует их изменению. Она понимается как особая форма социальной практики, которая нацелена на максимальное утверждение в фактической жизнедеятельности общества принципов и процедур гласного разумного обсуждения и тем самым является способом рационализации социальных практик. Для действительного преодоления недостатков предшествующей критической теории Хабермас предпринимает систематическую критику ее идейных истоков — классического марксизма. "Франкфуртская школа", являясь одним из наиболее значительных и заметных явлений в западном марксизме, была далека от доктрииалыгой ортодоксии и все же некритически заимствовала некоторые исходные допущения классического марксизма, которые, по Хабермасу, нуждаются в пересмотре. Программа систематической критики теории Маркса, которую Хабермас начал осуществлять еще в 60 —е гг., была направлена не на разрушение, а на переосмысление и трансформацию. Ее кульминацией (но не завершением) стало появление книги "К реконструкции исторического материализма" (1976). Ниже (особенно в главах 4 и 5) мы увидим, что Хабермас широко использует для своих теоретических целей попятийность, разработанную Марксом. Как отмечает Квентин Скипнер, Хабермас, подвергнув теорию Маркса систематическому критическому рассмотрению, стимулировал значительное оживление интереса к Марксову наследию в социальных науках в 70 —80 —е гг.2 Основной мишенью критики для Хабермаса являются сведение общественной рациональности к рациональности трудовой деятельности как покорения природы (а эту посылку Маркса разделяет и классическая критическая теория) и соответственно редукция акта самосозидания человеческого рода к труду'. Институциональные рамки общества (то, что Маркс называл "производственными отношениями", реальным базисом общества) не являются, по Хабермасу, непосредственным результатом процесса труда. Соответственно в философско — историческом плане можно выделить два процесса эмансипации общества — эмансипацию от внешнего природного принуждения и от репрессий, проистекающих из собственной природы. Тогда можно говорить и о двух несовпадающих общественных идеалах. Первый рисует образ организации общества как автомата, возникающей в результате научно-технического прогресса. Второй же прочерчивает перспективу роста публичной рефлексии, которая растворяет формы господства, сублимирует институциональные рамки и высвобождает потенциал коммуникативного действования. Целью этого движения является организация общества на основании свободной от господства публичной дискуссии 2. Принципиальное разграничение труда и языковой коммуникации является конститутивным для всего теоретического предприятия Хабермаса. При этом понятие труда отождествляется им с инструментальным действием, которое руководствуется техническими правилами, основанными на эмпирическом знании. В свою очередь, коммуникативное дей — ствование, или символически опосредованная иптеракция, руководствуется интерсубъективно значимыми нормами, которые определяют взаимные поведенческие ожидания участников. Если значимость технических правил зависит от эмпирической истинности предложений. то значимость общественных норм основывается только на иптерсубъективнос— ти взаимопонимания и обеспечивается общим признанием таковых норм 3. В таком случае история как процесс рационализации общества может быть описана двояко: во —первых, как процесс роста производительных сил посредством рационализации средств и процесса их выбора, во — вторых, как процесс раци — онализации действия, ориентированного на взаимопонимание. "Рационализация означает здесь устранение тех отиоше — ний принуждения, которые незаметно встроены в структуры коммуникации..." ' Таким образом, общественная рационализация может быть понята как процесс поступательного преодоления систематических нарушений коммуникации. При этом нормативные структуры не просто следуют линии развития процесса материального воспроизводства, а имеют внутреннюю историю. Более того, именно развитие этих нормативных структур является действительным локо — мотивом социальной эволюции, поскольку принципы организации общества означают новые формы социальной ип — теграции, а эти последние делают возможным создание но — вых производительных сил. Таким образом, рассмотрение теории Маркса прояснило причины ограниченности классической критической теории: дело в том, что Марксов анализ общества выполнен в парадигме инструментального разума, тогда как коммуникативный разум остается по существу на периферии исследования. Это означает, что "теория общества" как новая версия критической теории должна выбрать в качестве своего основания какую —то иную исследовательскую программу. Такое основание в конце 60 — х гг. Хабермас усматривает в философ — ской герменевтике Гадамера, разработавшего модель языкового взаимопонимания. Однако герменевтика гадамеровского образца непосредственно еще не может выступать в роли критической науки об обществе. Причиной тому является, по мнению Хаберма — са, безоглядная реабилитация Гадамером традиции явно в ущерб рефлексии, упрощенное противопоставление "истины" "методу". Справедливая критика ложного объективистского самосознания все же не должна вести к отказу от методического отчуждения предмета, которое отличает рефлексивное понимание от наивного коммуникативного опыта. "Га— дамер превращает проникновение в предрассудочную структуру понимания в реабилитацию предрассудка как такового" 2. Предрассудки ("пред —суждения" — Vorurteile) действительно являются условиями возможности познания, однако это наивное познание возвышается до рефлексии, когда проясняет для себя те нормативные основания, в пределах которых оно движется. Герменевтическая процедура должна возвышать до рефлексивного осознания то, что в актах пони— мания всегда уже предструктурировано традицией. Хабермас заимствует гадамеровскую идею иптерпрета — ции общественных процессов по модели языкового взаимопонимания, однако считает важным учитывать экскоммуни — кативные социальные эффекты, которые не только фактически имеют место в обществе, но и оказывают воздействие (зачастую — определяющее) на языковую коммуникацию: "Имеет смысл понимать язык как вид метаинституции, от которой зависят все общественные институты... Однако эта метаинституция языка как традиция, в свою очередь, явно зависит от общественных процессов, которые не раскрываются в нормативных взаимосвязях. Язык является также средой господства и социальной власти. Он служит легитимации отношений организованного насилия" '. Поэтому критическая теория общества не может основываться лишь па герменевтической модели, она требует такой понятийной стратегии, которая, с одной стороны, не отказывается от идеи символического опосредования социального действия в пользу натуралистических трактовок поведения, а с другой, не подвержена "герменевтическому идеализму" и не сублимирует общественные процессы к свершению духовного предания: сама культурная традиция должна быть понята в ее действительном отношении к другим моментам общественных взаимосвязей. Итак, границы применимости герменевтики Гадамера для нужд теории общества обусловлены тем, что в этой герменевтической модели не учитывается решающая роль само — рефлексии в понимании. Образцом такой науки, которая эффективно соединяет в себе обе процедуры — герменевтическое понимание и критически — объективирующую рефлексию, Хабермас считал в конце 60-х гг. психоанализ Фрейда. Хабермас трактовал психоанализ как такую форму научного познания, конститутивным интересом которой является интерес совершеннолетия (тогда как в основе опытных наук лежит "технический" интерес, а в основе герменевтических — "практический"); совершеннолетие при этом понимается как состояние свободы от прежде непрозрачных связей, достигаемое в саморефлексии. Психоаналитическая процедура направлена не па прямое понимание говорящего. Напротив, явное содержание его выражений воспринимается аналитиком как "рационализации" — косвенные символические проявления скрытых от сознания содержаний, которым придана видимая связность и которые благодаря этому скрывают свое действительное происхождение и свой подлинный смысл. При этом симметрич — ность коммуникации нарушается и пациент частично превращается из равноправного участника в объект критического анализа: аналитик старается каузально объяснить выражения пациента причинами, скрытыми от сознания последнего. Однако это объективирующее прерывание прямой коммуникации служит на деле устранению патологий, вызы — вающих систематические нарушения коммуникации: аналитик доводит свои объяснения патологий до сознания пациента, помогая ему тем самым ассимилировать вытесненное и адекватно понять его. Это значит, что психоанализ изначально нацелен на углубление саморефлексии и обеспечение не — искаженности коммуникации, а понимание и каузальное объяснение являются составными моментами аналитической процедуры. В соответствии с представлениями Хабермаса конца 60 —х гг. именно по методологическому образцу психоанализа может быть развита критическая паука об обществе. Причем социальная критика не предписывает никаких конкретных социальных действий, направленных к некоему идеальному общественному состоянию, она лишь практически способ — ствует росту социального самосознания. Идея совершенно — летия, которая и приводит в движение саморефлексию, в принципе не может быть окончательно реализованной ни в каком определенном обществе. Это лишь "регулятивная идея" в кантовском смысле. Реальное социальное действие связано с ней лишь таким образом, что она даст нормативный стандарт оценки фактически наличного общественного порядка, являясь основанием его проблематизации. Таким образом, уже в работах 60 - х - начала 70-х гг. арти -кулируется и получает первоначальное категориальное выражение ряд моментов, определяющих существо философской концепции Хабермаса, — в соотнесении им собственной еще формирующейся позиции с хорошо развитыми теоретическими положениями классической версии критической теории общества, Марксовой общественно — исторической концепции, философской герменевтики и психоанализа. Обобщенно (и лишь предварительно — без привлечения понятийного аппарата более поздних работ и без учета сделанных впоследствии уточнений и дополнений) их можно сформулировать следующим образом: 1. Миссия философии. Философия не является стерильным академическим занятием, а призвана играть активную общественную роль, выступая особой формой социальной практики. Причем философская теория не нуждается в дополнении внешней ей политической практикой, а включает в действие свою имманентную практичность — энергию рациональной критики. Философский дискурс с его принципами разумного обсуждения, проблематизации, обоснования и т. п. представляет собой лишь концентрированное концептуальное выражение способа существования открытой общественности, к которой и апеллирует философская критика. Последняя направляется идеалом социальной эмансипации, отождествляемой с состоянием полной рациональной прозрачности общественных отношений (совершеннолетием общества). Идея эмансипации не предполагает никаких революционных актов. Представляя собой осознанную утопию, она задает пор — мативный стандарт поступательной рационализации наличной социальной материи. 2. Основная тематика.Ключевой темой является выявление и анализ социальных патологий современных развитых обществ па основе теоретической реконструкции про — цесса их исторического развития. Диагностика современности дает ориентиры для социальной критики, осуществляемой философией, и, в свою очередь, фундируется общей теорией истории. При этом в основе реконструкции исторического процесса лежат два базисных допущения: во — пер — вых, общественное развитие рассматривается, прежде всего, в плане рационализации общества, а, во —вторых, общественная рационализация как таковая отличается от ее капиталистического образца. То есть общественная эволюция трактуется как диалектический процесс, имеющий "светлую" и "темную" стороны; столь же дифференцированной должна быть и оценка современности. Соответственно ставится задача разработки такой теории общества, которая была бы достаточно мощной и гибкой для реконструкции социальной эволюции. 3. Базовые методологические установки. Во — первых, это установка на реальную кооперацию рационалистически ориентированной философии с эмпирическими социальными науками: только при таком подходе философия способна построить достаточно содержательный и хорошо фундированный теоретический образ общества. Во —вторых, это конститутивная для исследования строения и динамики общества оппозиция "инструментальный / коммуникативный". Эта оппозиция является как аналитической, позволяющей воспроизвести сложность организации социума, так и ценностной, поскольку Хабермасом общественные патологии связываются с экспансией инструментальных принципов в область коммуникативных практик. В-третьих, это установка на разработку такой исследовательской программы, которая была бы способна сочетать "понимающий" подход, необходимый для адекватного схватывания коммуникативного действия, с ква — зи — объективистским подходом, позволяющим исследователю занять дистанцированную позицию относительно фактических коммуникативных практик и рассмотреть их уже не с точки зрения наивного участника, а критике — рефлексивно. Исследовательская позиция Хабермаса, оставаясь неиз — менной в своем "жестком ядре", вместе с тем претерпела довольно значительную эволюцию. Едва ли разумно выстраивать здесь строгую периодизацию творчества Хабермаса, по все же имеет смысл дифференцированно представить его наследие. Предельно схематично идейное развитие Хаберма — са можно маркировать двумя книгами: если "Познание и интерес" (1968) является основным трудом первого периода (так сказать, главным результатом творчества "раннего Хаберма — са"), то центральной работой второго периода будет, конечно, "Теория коммуникативного действования" (1981). В этом втором этапе можно еще выделить: 1) период переосмыслений своей прежней позиции и поисков нового синтеза, охватывающий 70-е гг.Здесь вехами являются, на наш взгляд, работы "К логике социальных наук" (1970), "Теория общества или социальная технология" (совместно с Никласом Люманом, 1971), "Что такое универсальная прагматика?" (1976), "К реконструкции исторического материализма" (1976); 2) период развертывания и разъяснения основной теоретической модели.К нему, помимо "Теории коммуникативного действования", относятся, прежде всего, "Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действова — ния" (1984), "Философский дискурс модерна" (1985) и "Пост — метафизическое мышление" (1988); 3) период разработки этики дискурса и дискурсивной философии права как приложений и дополнений к базовой модели.Здесь можно назвать, прежде всего, "Моральное сознание и коммуникативное действование" (1983), "Разъяснения к этике дискурса" (1994) и "Фактичность и значимость" (1992). В этот период Хабермас публикует также большое количество работ философско — публицистического характера (впрочем, следует отметить, что активное участие в обществен — но — политических дискуссиях было характерно для всего твор — ческого пути Хабермаса). Ясно при этом, что различие 2 — и и 3 — и фаз является, ско — рее, типологическим, чем строго хронологическим. Ставя в этой книге задачу первичного представления теоретической позиции "зрелого" Хабермаса, я ограничусь лишь реконструкцией его основной концепции, оставляя без рассмотрения как перипетии ее становления, так и ее ответвления в сторону этики и философии права. Вместе с тем некоторые — пусть минимальные — разъяс — нения по поводу основных импульсов, приведших к ее формированию, будут, пожалуй, все же совсем не лишними. Представляется, что можно говорить о трех таких импульсах, из которых два имели характер внутренних проблем первичной теоретической позиции Хабермаса, а третий был связан с новыми мотивами, появившимися в общественном сознании. Внутритеоретические проблемы были вызваны тем, что принципиальная установка на союз философии и социальных наук как условие разработки продуктивной теории общества вступила в противоречие с некоторыми важными положениями ранней концепции Хабермаса. Во —первых, это касалось философско — методологических оснований критической теории общества. Как отмечалось выше, Хабермас полагал возможным найти такие основания в "глубинной герменевтике" —- гибриде философской герменевтики и глубинной психологии. Однако такой теоретический фундамент, в силу его сугубой философичности, оказался несоединим с эмпирическим социальным исследованием. В результате Хабермас вместо провозглашения психоанализа методологическим образцом для критической теории приступил к разработке оригинальной философской концепции — универсальной (или формальной) прагматики, которая эксплицирует понятие коммуникативной рациональности и вводит методологию реконструктивного исследования как платформу кооперации философии и социальных наук. Во —вторых, в теоретической позиции "раннего" Хаберма — са сохранялись взятые из марксистской традиции представления, философско — исторические по своему характеру, кото — рые также препятствовали осуществлению эффективного анализа социальных процессов. Это — представления о "родовой истории", "родовом субъекте". В марксистской традиции играло большую роль гегелевское по происхождению понятие субъекта исторического процесса, способного (при соответствующих условиях) осознать себя как такового. С этой идеей были связаны и трактовка социальной эволюции как разворачивающегося в истории самоотчуждения родового субъекта, и анализ патологий капитализма как сводящихся к антагонизму двух общественных классов, и концепция революции как обратного присвоения отчужденных родовых сил. Этот философско — исторический остаток, по признанию Хабермаса, характеризует его собственную прежнюю пози — цию, как она представлена в книгах "Теория и практика" и "Познание и интерес" '. Стремясь избавиться от него, Хабермас совершает поворот в сторону социологического изучения социальных систем, не редуцирующего общественную сложность. Теперь он предпочитает говорить не об "историческом процессе", телеологическом и подчиненном объективным законам, а о "социальной эволюции" — контингентной и многофакторной2. На этом пути нового самоопределения Хабермас проделывает огромную аналитическую работу, подвергая критическому рассмотрению и ассимилируя идеи крупнейших представителей теоретической социологии — Вебера, Мида, Дюрк — гейма, Парсонса, Шюца и др. При этом одной из основных методологических проблем оказывается осуществление сии — теза двух альтернативных и взаимодополнительных исследовательских стратегий изучения социального мира — структурного функционализма, представляющего общество как объективную систему, и субъективистской социологии жиз — ненного мира. Целью этой работы является философски и социологически релевантная теория общества, в которой можно было бы развернуть импликации модели коммуникативной рациональности. Наконец, третьим импульсом к новому самоопределению явились для Хабермаса изменения в общественном сознании, выразившиеся в нарастающей критике рационалистических идеалов модерна, стимулированной противоречиями и патологиями — порождениями реальной практики модер — ного развития. "С конца 60 —х гг. западные общества приближаются к состоянию, в котором наследие западного рационализма более не является бесспорным"3. Хабермас видит одной из основных своих задач разработку объяснительно мощной и достаточно гибкой концепции модерна, способной как объяснить его патологии, так и защитить его нормативное содержание. Теория коммуникативного действования и представляет собой выражение такой теоретической позиции, которая претендует на решение этих трех проблем. "Основное понятие коммуникативного действования ... открывает доступ к трем тематическим комплексам, которые пересекаются друг с другом: прежде всего, дело идет о понятии коммуникативной рациональности, которое ... противостоит когнитивно — инст — рументалыюй редукции разума; далее, о двухступенчатом понятии общества, которое ... связывает пара
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |