V. Изучение нового материала
1. Ознакомление с Житием святых. Слово учителя. Однажды монах Зосима, живший на Соловецких островах, пришел в Новгород. Его позвала на пир богатая и известная боярыня Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника. «И пригласила она Зосиму на обед, и посадила его на пиру известно было им о добродетельной жизни его... Он же с привычным для него смирением и кротостью, сидя на пиру, немного пище причастился — с юности возлюбил он безмолвие, не только во время трапезы, но и всегда. И взглянув на сидящих с ним па пиру, вдруг удивился Зосима и поник головой, но не сказал ничего. И снова поднял он глаза свои, и то же увидев, опустил голову, и в третий раз взглянул, вновь то же увидел: некоторые из пирующих, сидящие в числе первых, без голов Зосиме представились. И ужаснулся блаженный, увидев столь необычное видение, и вздохнув из глубины души своей, прослезился. И не смог больше ни к чему притронуться из предложенного па трапезе, пока не удалился оттуда». О своем видении Зосима рассказал лишь двоим — близким ему людям, которые были вместе с ним на пиру, — монаху Герману и новгородцу Памфилию, известному своей добродетельной жизнью. Он поведал им, что видел на пиру шесть бояр, сидевших без голов. Святой велел Герману и Памфилню никому не сообщать об этом. Спустя несколько лет великий князь московский Иван Васильевич отправился с войском в поход, чтобы подчинить себе вольный Новгород. «И встретили их новгородцы со многими силами, и был у них бой с воеводами великого князя, и побиты были Новгородцы в битве той. И захватили воеводы шесть бояр великих, и много других новгородцев взяли тогда в плен и привели к великому князю. Он же их всех к Москве отправил, а некоторых казнил, чтобы и другие страх перед ним имели. А шести боярам... повелел им князь великий головы отсечь». Так исполнилось страшное пророческое видение Святого Зосимы. Об этом видении повествуется в житии высокочтимых русских святых Зосимы и Савватия — основателей Соловецкого монастыря. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. В древнерусских рукописях эти сочинения также часто именовались как «повесть о житии или «сказание о житии и о чудесах». Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о событиях, которые его составитель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не случайно авторы житий (агиографы) часто называют свидетелей жизни святого и совершенных им чудес. Сверхъестественные события: воскрешение мёртвых, внезапное исцеление неизлечимых больных и т. д. — для древнерусских книжников были реальностью. 2. Чтение и анализ отрывка «Жития Сергия Радонежского» с комментированием непонятных слов. —Что вы узнали о детстве Варфоломея? —Чем он отличался от других детей? VI. Итог урока —С чем ознакомились на уроке? —Что вас особенно удивило, поразило? Домашнее задание:найти в энциклопедии текст о Сергии Радонежском; рассказать своими словами о его подвигах. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Чтение и анализ «Жития Сергия Радонежского» 1. Словарная работа. Учитель объясняет детям значение следующих слов: БЛАГОРОДНЫЙ — 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый; 2) исключительный по своим качествам, изяществу. УГОДНИК— 1) человек, который угодничает (разг.); 2) в религиях: название некоторых святых. ДОБРОДЕТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность. ПРАВЕДНЫЙ— у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. ОБЕТ — торжественное обещание, обязательство. БЛАГОЧЕСТИВЫЙ — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви. АНГЕЛ — в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям. СМИРЕНИЕ — 1) смириться; 2) отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. МОШНА — мешочек для хранения денег. БЛАГОДАТЬ — 1) о чем-нибудь хорошем, имеющемся в изобилии (разг.); 2) очень хорошо, прекрасно; 3) в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила. ОТРОК — мальчик-подросток. —Как вы понимаете выражения «всей душой» и «от чистого сердца»? —Подберите синонимы к словам «благородный», «невиданный». — Подберите антоним к слову «благословил». IV. Физкультминутка V. Работа над содержанием текста —Рассмотрите на с. 26 картинку М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Прочитайте отрывок из текста, относящийся к ней. —Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как вы думаете, почему это произошло именно с ним? —О чем просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? —О каких чертах характера говорит его поступок? VI. Проверка домашнего задания — Что вы узнали о Сергии Радонежском из энциклопедии? —Почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем? —Расскажите о битве на Куликовом поле. В своем рассказе используйте опорные слова, данные на с. 32—33 учебника. VII. Итог урока — Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до при Дополнительный материал Сергий Радонежский Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314-25 сентября 1392) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился с боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оста-иался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 иночество под именем Сергия. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиева лавра и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во нсем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинно-житие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыри общинножительный устав, принятый потом по многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благо-чаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту бит-иу, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сер- гию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинс-кую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |