III. Проверка домашнего задания
—Ксегодняшнему уроку вы приготовили иллюстрации. Кратко расскажите, каким отрывкам они посвящены. —Найдите иллюстрации в учебнике, прочитайте строчки, которые более точно раскрывают их содержание. Ученики по очереди представляют классу нарисованные иллюстрации к отрывкам и объясняют. Учитель отмечает наиболее удачные рисунки. VI. Работа над содержанием сказки 1. Вступительная беседа. —Итак, сегодня мы отправляемся в сказку Пушкина. А называется она... . («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».) —Осенью 1833 года поэт вернулся в Болдино. Тогда он и написал эту сказку. Как вы думаете, откуда он взял сюжет для нее? (Это сюжет русской народной сказки, которую рассказывала ему няня Арина Родионовна.)
2. Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая...». 3. Беседа по вопросам.
—Что вы узнали из начала сказки? —Отчего умерла царица? —Найдите описание новой царицы. —Как понимаете выражение «И умом и всем взяла»? —Объясните значение слов: «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.) —Какое приданое имела царевна? —Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.) —Что значит «нраву кроткого такого...»? —Какое приданое приготовлено царевне? —Кто из вас знает, что такое «девичник»? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) —Что узнала царица от зеркальца? —Зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки? —Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? —Как вы понимаете значение «черной и белой зависти»? Чем они отличаются? —Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? —К чему привела черная зависть в сказке? V. Физкультминутка VI. Продолжение работы над сказкой 1. Чтение сказки до слов «Раз царевна молодая...» (с. 82). 2. Беседа по вопросам.
—Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать? —О каких чертах характера это говорит? —Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов? —Как богатыри узнали, что в их доме царевна? —Как царевне жилось у богатырей? —Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор? —Как братья пришли свататься к царевне? —Почему она им отказала? Какой она была? —Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова? —Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев? VII. Итог урока — Чему учит нас эта сказка? Над чем заставила вас задуматься? — Как автор относится к главным героиням? Докажите. Ход урока 3 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания —Сегодняшний урок мы начнем с проверки домашнего задания. Итак, какие синонимы вы подобрали к словам? (Своенравный — своевольный, самодурный, самоуправный; мерзкий — отвратительный, гнусный; желанный — долгожданный, любимый; грозно — сердито, устрашающе; изумленный — удивленный.) —Молодцы! А теперь назовите антонимы к словам «жданный» и «грешен»? (Жданный — нежданный; грешен — безгрешен.) —Какие эпитеты выписали из текста? Прежде чем вы начнете читать, повторим, что же такое эпитет. (Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий».) ] Слушаются ответы детей. j III. Работа над текстом сказкиj 1. Чтение сказки до слов «В тот же день царица злая...». 2. Беседа. j
—Как молодая царевна встретила нищую черницу? —Кто такая черница? (Черница, чернец — то же, что монах.); —Почему царевна не могла подойти к старушке? (Мешал) пес.) ! —Может ли быть такое на самом деле, что животные чувствуют беду или плохого человека? | —Как автор называет нищую черницу, как к ней обращается царевна? Почему? (Автор называет ее старуха, а царевна — бабушка. Она не знает, что из себя представляет \ нищая.) \ —Прочитайте, как выглядело яблоко. Понятно ли вам, почему она не дождалась обеда, как хотела? —Как братья узнали о несчастье? —Почему они не стали хоронить царевну? IV. Физкультминутка V. Продолжение работы над сказкой —Прочитайте выразительно отрывок о том, как царица узнала о гибели царевны. —Какой вести она ждала от зеркальца? Как об этом говорит автор? 2. Чтение отрывка по ролям до слов «Ветер дале побежал...». - Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер 3. Чтение и анализ отдельных отрывков. - Прочитайте о том, как Елисей нашел свою невесту. - Можем ли мы сказать, что Елисей спас свою невесту? Докажите. - Прочитайте последний отрывок сказки. 4. Анализ сказки. - Чем она заканчивается? Почему? - Как, в виде кого представлено зло? - Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. Дети называют героев, учитель или сами учащиеся записывают их на доске в нужную группу. - Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют в сказке? - На какие части можно разделить сказку и как их озаглавить? VI. Итог урока - Что роднит приключенческую сказку с народными? Чем они различаются? - Что хотел сказать поэт читателям, создав эту сказку? - Почему эта история названа сказкой? Домашнее задание:подробно пересказать одну из частей сказки.Найти стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями; приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2037)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |