Уроки 63-64. А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна; раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, мышление. Ход урока 1 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Расскажите истории, которые вы придумали как продол III. Введение в тему. Актуализация знаний 1. Работа с пословицами и поговорками. — Прочитайте пословицы, написанные на доске, и объяс Легко подружиться, тяжело разлучиться. Кто не испытал дружбы, тот не жил. Будь верен до смерти. При верном псе и сторож спит. 2. Вводная беседа. — Сегодня мы прочитаем рассказ о дружбе... собачьей. На — Что вы помните об этом писателе? Какой рассказ читали в 3-м классе? («Слон».) 3. Слово учителя о писателе. Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище, В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. — в московское Александровское военное училище. Первые литературные опыты он предпринял во время учебы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют» (за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание). В 1890-1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И.А. Буниным, А.П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909-1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.). В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков». В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился па фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н.Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932 гг.). Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище. IV. Физкультминутка V. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька» 1.Словарно-лексическая работа. — Объясните значение слов: ПРИЗЕМИСТЫЙ — 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий. СТАЛАКТИТ — имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями. ФЛИРТ — любовная игра, кокетство. ФЕСТОН — один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья. ПОДПАЛИНА — рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. ЛИЦЕМЕРНЫЙ — отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия. ЛИЦЕМЕРИЕ — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. ЛАВРЫ — ветви лаврового дерева, венок из них — символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) — пользоваться плодами успехов.). КАРЬЕР — самый быстрый конский бег, ускоренный галоп. ТРИУМФАЛЬНЫЙ — триумф - блестящий успех, торжество. —Объясните выражение: «бывал унизан колючими «репя-хами»...». —Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, ласкательный); мучение (страдание, терзание, пытка, мытарство, маета). —Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разница); взволнован (спокоен). 2. Чтение рассказа учителем и учащимися. — Ваши впечатления от прочитанного? VI. Итог урока — Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, мож Домашнее задание:перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке. Ход урока 2 I. Организационный момент II. Речевая разминка Знакомый Сегодня вышел я из дома. Пушистый снег лежит кругом. Гляжу - навстречу мой знакомый Бежит по снегу босиком. И вот мы радости не прячем Мы — неразлучные друзья. Визжим и прыгаем, и скачем И он, и я, и он, и я! (В. Берестов.) 1. Отработка навыков разных видов чтения. —Прочитайте стихотворение птичьим базаром. —Прочитайте, разделяя слова на слоги. —Прочитаем шепотом. —Прочитайте громко. —Прочитайте с ускорением. —Прочитайте выразительно. 2. Беседа по содержанию стихотворения. —Догадались ли вы, о каком знакомом идет речь? —О чем хотел рассказать нам автор? —Сегодня мы продолжим работу над текстом «Барбос и Жулька».
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1055)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |