III. Введение в тему. Рассказ учителя о писателе
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — русский художник и писатель, книжный график. Много лет назад в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. На день рождения отец дарил ему книги о природе — «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке», семь томов Брема «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни. Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. Дополнительный материал Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-технических мастерских (1922—1927 гг.), в частности у А.А. Рылова. Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928— 1935 гг.), «Чиж» (1930—1941 гг.). В 1928 г. получил свой первый книжный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ленинградского отделения Госиздата, где художественной частью заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор исполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. Часто оформлял и собственные сочинения («Разные звери», 1929 г.; «Волчишка», 1931 г.; «Никитка и его друзья», 1938 г.; «Медвежата», 1944 г. и др.). В 1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения. Умер Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г. IV. Словарно-лексическая работа —Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан». Чтобы его содержание вам было более понятно, поработаем над словами. —Подберите синонимы к словам: баловство (потворство, шалость); унимать (успокаивать); сшибить (сразить, побить, уронить). —Подберите антоним к слову: начальник (подчиненный). —Объясните значение слов: МАРАЛ — крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами. СОПЕТЬ - тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки. ГУСЬКОМ — один вслед за другим, вереницей. НЕБОСКРЕБ — очень высокий многоэтажный дом (преимущественно о домах американских городов). — Как вы понимаете выражения: «...начнет скакать по заго V. Физкультминутка VI.Работа над рассказом 1. Чтение рассказа учителем и учащимися. 2. Беседа после чтения.
—Какое впечатление произвел на вас рассказ? —Можно ли назвать его юмористическим? —Назовите, каких животных упоминает автор в своем рассказе? Опишите одно из них. —Правильно ли поступил автор, забравшись на забор? —Кто выручил его? —Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно, нет. Как бы вы ни любили животных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.) —Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка? (Поговорить с детьми о мерах предосторожности.) 3. Выразительное чтение рассказа. VII. Итог урока — Что нового узнали на уроке?
Уроки . В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип» Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить детей анализировать поступки героев; делить текст на части, озаглавливать каждую часть; учить составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания детей о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным. Ход урока 1 I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан». III. Введение в тему 1. Чтение стихотворений А. Фета и И. Бунина. Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. (А. Фет) Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. (И. Бунин) —О каком времени года говорится в каждом стихотворении? —Как вы это узнали, по каким приметам? 2. Слово учителя о В.П. Астафьеве. — Сегодня мы познакомимся с рассказом, из которого узнаем много о жизни стрижей. А написал его замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев. Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г. раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний поклон», 1968—1975 гг.). В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушел на войну; там получил два тяжелых ранения и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г., вместе демобилизовавшись, супруги поехали на родину жены — в город Чусовой (Пермская область). Здесь Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился к школе рабочей молодежи, вошел в литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». В 1931 г. он напечатал в этой газете свой первый рассказ «Гражданский человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного писателя Астафьева «Звездопад». В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой похожих па притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека), взбудоражило не только читателей. Об Астафьеве заговорили ведущие критики, отнеся его к писателям-деревенщикам. Установилась тесная связь Астафьева с «Нашим современником» — журналом, охотно печатавшим «деревенскую прозу». Астафьев позволял себе говорить то, что считал нужным. Рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986), наполненный уничижительными характеристиками местных жителей, вызвал настоящий скандал в литературных кругах. Опубликованный в 1986 г. роман «Печальный детектив», рисующий жутковатые картины советской действительности, был переведен на иностранные языки и принес автору международное признание. Все написанное Астафьевым не уложится и в 15 солидных томов. Была для Астафьева тема славная, проходящая через все его творчество: война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971) и «так хочется жить» (1995) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «...мы просто завалили их (немцев) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе. IV. Физкультминутка
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (869)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |