КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общие сведения Сведения об ЭУМК Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психологии и педагогики» предназначен для студентов всех специальностей технических вузов, а также может быть использован преподавателями, аспирантами и практическими работниками предприятий для самообразования. Электронный учебно-методический комплекс составлен на основе типовой учебной программы «Основы психологии и педагогики. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 5 июля 2007 г., регистрационный № ТД – СГ.006/тип и учебных планов специальностей: 1-26 02 03 – Маркетинг, 1-31 03 04 – Информатика, 1-40 01 01 – Программное обеспечение информационных технологий, 1-40 01 02 – Информационные системы и технологии в экономике, 1-40 03 01 – Искусственный интеллект, 1- 53 01 02 – Автоматизированные системы обработки информации И.Г. Шупейко,доцент кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат психологических наук, доцент, А.Ю. Борбот, старший преподаватель кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», магистр педагогических наук. Рассмотрен и рекомендован к изданию на заседании кафедры инженерной психологии и эргономики, протокол № 9 от 11.04.2011г. Одобрен и рекомендован к изданию методической комиссией факультета компьютерного проектирования, протокол № __ от __.__.2011г.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
В соответствии с учебными планами студенты дистанционной формы обучения всех специальностей изучают курс «Основы психологии и педагогики». Учебным планом по данному курсу предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия по наиболее актуальным темам, выполнение контрольной работы. Изучение курса заканчивается сдачей зачета. К сдаче зачета студенты допускаются только при условии выполнения и защиты контрольной работы. Курс «Основы психологии и педагогики» рекомендуется изучать в соответствии с рабочей учебной программой. Сначала необходимо ознакомиться с содержанием дисциплины по рабочей учебной программе, затем последовательно изучать теоретический материал, пользуясь соответствующим разделом данного ЭУМКД. Усвоение теоретического материала следует проверять, используя перечень вопросов для контроля и самоконтроля по соответствующим темам. После изучения конкретной темы теоретического раздела следует выполнить ту часть контрольной работы, которая имеет отношение к этой теме. Если последовательно следовать такой схеме учебной работы, то одновременно с окончанием изучения теоретического раздела будет выполнено и все задание на контрольную работу. Выполненную контрольную работу в электронном виде необходимо отправить по электронной почте тьютеру данной дисциплины. После проверки контрольной работы и выполнения доработки по замечаниям, если этого потребует тьютер, контрольная работа будет допущена к защите, о чем ваш преподаватель-тьютер сообщит вам электронным письмом.
Рабочая учебная программа Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ФНиДО _____________В.М. Бондарик “___”_______2011 Регистрационный № УД-_________/р.
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Рабочая учебная программа для специальностей: 1-26 02 03 – Маркетинг, 1-31 03 04 – Информатика, 1-40 01 01 – Программное обеспечение информационных технологий, 1-40 01 02 – Информационные системы и технологии в экономике, 1-40 03 01 – Искусственный интеллект, 1- 53 01 02 – Автоматизированные системы обработки информации
Факультет заочного, вечернего и дистанционного обучения Кафедра инженерной психологии и эргономики 1-26 02 03 – 102 часа, 4 курс-зачет, 1-31 03 04 – 102 часа, 5 курс-зачет, 1-40 01 01 – 102 часа, 5 курс-зачет, 1-40 01 02 – 102 часа, 4 курс-зачет, 1-40 03 01 – 102 часа, 5 курс-зачет, 1- 53 01 02 – 102 часа, 5 курс-зачет,
Курсы 4 (5) Контрольные работы – одна Зачет 4 (5) курс Всего часов по дисциплине –102 Форма получения высшего образования -дистанционная
Cоставил Шупейко Игорь Георгиевич, кандидат психологических наук. доцент. Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы “Основы психологии и педагогики. Учебная программа для высших учебных заведений”, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 5 июля 2007 г., регистрационный № ТД – СГ.006/тип и учебных планов специальностей: 1-26 02 03 – Маркетинг, 1-31 03 04 – Информатика, 1-40 01 01 – Программное обеспечение информационных технологий, 1-40 01 02 – Информационные системы и технологии в экономике, 1-40 03 01 – Искусственный интеллект, 1- 53 01 02 – Автоматизированные системы обработки информации,
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры инженерной психологии и эргономики, протокол № 10 от 16 мая 2011 г. Заведующий кафедрой К.Д. Яшин ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания дисциплины. В современных условиях обществу нужны специалисты, обладающие глубокими не только профессиональными, но и психолого-педагогическими знаниями. Это связано с тем, что на современного руководителя, специалиста возложен широкий круг обязанностей. Среди них одна из наиболее важных – это подготовка персонала к выполнению задач профессиональной деятельности. Поэтому, осуществляя свои функциональные обязанности, он должен обучать и воспитывать подчиненных, сочетая высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к людям, постоянной заботой о них, помощью в жизненных и служебных затруднениях. Каждый человек, любой специалист всегда находится в окружении других людей, взаимодействует с ними, поэтому для него исключительно важно правильно понимать причины их состояния и поведения, знать к каким последствиям приведут его слова или действия. Кроме этого необходимость внедрения психолого-педагогических дисциплин в практику подготовки специалистов негуманитарных специальностей обусловлена социальной значимостью формирования у студентов профессионального самосознания и мастерства, активизации познавательной сферы и мышления, осознания личностных особенностей, психических процессов и специфики межличностных отношений, психологии управления и решения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и представлений о психических явлениях, закономерностях и механизмах, определяющих поведение человека в организации, особенностях управленческой деятельности, знакомство с научно-обоснованными методами и приемами руководства коллективом, изучение закономерностей процессов обучения, воспитания и самовоспитания, что должно способствовать формированию творческой личности, ориентированной на достижение высокого уровня профессионализма. Задачи изучения дисциплины. Основными задачами дисциплины являются: § изучение принципов и категорий психологической науки, их взаимосвязи и взаимообусловленности, ознакомление с системой основных понятий психологии; § изучение основ психологии личности как объекта и субъекта управления; § знакомство с социально-психологическими феноменами, формируемыми в коллективах организаций как социальных группах; § изучение психологических особенностей деятельности руководителя; § изучение психологических особенностей, трудностей и барьеров делового общения; § изучение психологических закономерностей конфликтов в организациях; § знакомство с методами решения конкретных практических задач управления; § изучение методологических основ, принципов и категорий педагогики, дидактики и теории воспитания; § изучение закономерностей педагогического процесса, принципов, форм и методов обучения. Решение поставленных задач должно обеспечить формирование самосознания и мировоззрения будущего специалиста как системы взглядов на природу, общество и человека, позволяющих оптимально использовать творческие возможности личности, ее познавательные и коммуникативные способности в организации коллективной производственной деятельности. В результате изучения курса «Основы психологии и педагогики» студент должен: a) знать: § основные теоретические положения психологии и педагогики; § категории и основные понятия общей психологии и педагогики; § основные понятия психологии личности, социальной психологии, психологии управления, практической психологии, дидактики и теории воспитания; § содержание и структуру профессионального мастерства; § акмеологические категории и принципы высшего образования; б) уметь характеризовать: § основные категории психологии, психические познавательные процессы и уровни психического отражения; § структуру и функции психических состояний; § психические свойства личности и их особенности; § социально-психологические особенности делового общения; § виды конфликтов, их основные этапы и стадии; § психологические особенности управленческой деятельности, методы принятия управленческих решений и психологические проблемы лидерства; § закономерности педагогического процесса; § основные принципы, формы и методы обучения; § принципы, формы и методы процесса воспитания; в) уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать: § психические процессы как основу познавательной и исполнительской деятельности; § психические свойства личности и их особенности; § внешние и внутренние причины деловых, личностных и межличностных конфликтов; § психологические особенности индивидуального стиля управления; § формы и виды психокоррекции личности; г) приобрести навыки и качества: § профессиональной рефлексии; § саморазвития и самоактуализации личности; § профессионального творчества; § управления и самоуправления в профессиональной деятельности; § принятия конструктивных управленческих решений; § делового, личностного и межличностного общения; § конструктивного решения конфликтов; § саморегуляции психических состояний; § психологической самодиагностики; § применения психолого-педагогических знаний в профессиональной практике. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
Программа рассчитана на 102 учебных часа.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА Контрольная работа включает 12 заданий, которые выбираются из Практикума по дисциплине «Основы психологии и педагогики», который входит в состав данного ЭУМКД. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами студенческого билета, а его содержание выбирается из нижеприведенной таблицы. При выполнении контрольной работы нужно распечатать соответствующие страницы Практикума (шаблоны СЛС и тесты), заполнить их аккуратно от руки, сделать титульный лист, сброшюровать и представить в таком виде на проверку. Можно также выполнить контрольную работу в электронном виде и прислать ее по электронной почте преподавателю-тьютеру. Варианты заданий для контрольной работы
Примечания: 1. Шифр вопроса включает номер темы и номер вопроса, например, шифр Т3-5 означает: тема 3, вопрос 5. 1. Если значение двух последних цифр шифра студенческого билета (ШБ) превышает 10, то вариант определяется по формуле: ШБ-10. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ 1. Шупейко И.Г. Основы психологии и педагогики: Курс лекций – Мн.: Бестпринт, 2003. 2. Основы психологии и педагогики: практикум / И.Г.Шупейко и др.-Минск: БГУИР, 2008. 3. Шупейко И.Г., Борбот А.Ю. Основы психологии и педагогики: Тесты. – Мн.: Бестпринт, 2003. 4. Введение в психологию / Под общ. Ред. проф. А.В. Петровского, М.: Изд. Центр «Академия», 1995. 5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. 6. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук и др., под общей ред. А.И.Жука.- Минск,2003. 7. Психология: курс лекций в 2 ч./ под общ. Ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейнв.- Минск, 2002. 8Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов – на- Дону: «Феникс»,2000. 9. Харламов И.Ф. Педагогика. 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002. 10. Немов Р.С. Психология в 3 кн. – кн.1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2002. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1.Абрамова Г.С. Психология только для студентов. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001 – 416с. 2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – 288с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МПУ, 1988 – 429с. 3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 – 416с. 5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982 – 199с. 6. Бодалев А.А. Личность и общение. Изобр.тр. М.1983. 7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Книжный дом «Университет», 2000 – 366с. 8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. Л.: ЛГУ, 1998 – 560с. 9. Коротов В.М. Введение в педагогику. М.: Изд-во УРАО, 1999 – 256с. 10. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. 2-е изд. М.: Политиздат, 1998 – 367с. 11. Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 – 208с. 12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981 – 392с. 13. Леоньтев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1982. 14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. 15. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для пед. училищ. М.: Просвещение, 1990 – 301с. 16. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. 17. Практическая психология для менеджеров. Под ред. проф. Тутушкиной М.К. М.: Информ.-Изд. дом «Филинъ», 1996 – 386с. 18. Психология и педагогика: Учебное пособие. Под ред. В.М. Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998 – 175с. 19. Психология и педагогика: Учебное пособие. Под ред. К.А. Абульхоновой и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998 – 320с. 20. Психология и этика делового общения. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 – 279с. 21. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990 – 494с. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,1998 – 705с. 23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М. 1984. 24. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986 – 216с. 25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997 – 736. 26. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984 – 272с. 27. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. Теоретический раздел Лекции
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |