Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Направленность личности



2015-11-20 1282 Обсуждений (0)
Направленность личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

В целом направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т.д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, т.е. составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Характеризуя направленность личности, выделяют следующие её качества: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности –это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленностихарактеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность – это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленностисвязана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость направленностихарактеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленностиличности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

В основе направленности человека лежат потребности, т.е. состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т.п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т.п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, впечатления, желания, склонности, стремления убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации! За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установка –это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, а которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, т.е. естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут бытьпозитивнымиинегативными,принимающими характер предубеждения.

Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная установка может быть направлена:

˗ лично на самого собеседника;

˗ на суть беседы;

˗ на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную(познавательную) – образ того, что готов познать и воспринять человек;эмоционально-оценочную –комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую –готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечение –недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным массивам относят такжегипнотические внушения,но они носят искусственный характер, сформированный “извне”, в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека.

К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес –это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания.

Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут бытьнепосредственнымииопосредованными. Первыеопределяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые – его значением для личности (содержанием).

Склонность –это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Желание –это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление –это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как:

мечта –созданный фантазией образ желаемого;

страсть –мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой;

идеал –мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение –это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, а также средства их достижения.

Убеждения –это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрение –это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь - минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки, когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Направленность личности может быть определена с помощью ориентировочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера, которая позволяет получить полезную информацию о человеке.

Направленность личности и характер человека – это не одно и то же. Люди с разными типами характера могут иметь одну и ту же направленность личности.

Способности

 

Способности– это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Способности, а также знания, умения и навыки не тождественны друг другу, но едины, поскольку по отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность для их приобретения.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, на сколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной деятельности.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. Согласно разработанной им концепции, врожденными свойствами человека являются задатки, т. е. анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Способности развиваются на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены.

Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения и быстроту развития.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться многие (самые различные) способности. Например, такой задаток как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любых видах деятельности, где требуется быстро реагировать на ситуацию, активно перестраиваться, менять темп и ритм работы.

Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Общие способности важны для многих видов деятельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.), специальные – важны для какого-то конкретного вида деятельности (поэтому их называют также профессиональными, например, возможность развития педагогической внимательности – это важная специальная способность, необходимая педагогу).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Выделяют следующие уровни способностей:

˗ репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать знаниями, осваивать деятельность;

˗ творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом одни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно различаться.

С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для измерения способностей использовались различные тесты. Однако более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего развитие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения).

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одаренность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности.

Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гениальность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновременно в различных областях деятельности.

 

Развитие личности

Периодизация жизни — это научная и практическая проблема, отражающая закономерности физического, психического и духовного развития человека. Являются ли процессы развития развертыванием определенных биологических программ, или диалогом человека с обществом, или усвоением общественного опыта? На какие периоды можно разделить процесс развития человека и почему именно на такие периоды? Какие внутренние противоречия приводят к смене этих периодов? Изменяется ли что-то в этих закономерностях в течение обозримого исторического времени? Вероятно, вопросы периодизации еще долго будут оставаться «проблемными» в психологии и других гуманитарных науках.

Построение периодизации психического развитияпредполагает выделение качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Смена стадий имеет в своей основе некоторый устойчивый признак (или отношение признаков). В зависимости от своих теоретических установок различные исследователи подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий.

Так, сторонник биогенетического закона американский психолог С. Холлсчитал, что онтогенез психики в целом повторяет ее филогенез,и выделял стадии младенчества, дошкольного детства, среднего детства, предподросткового возраста и отрочества.

При этом, по его мнению, младенчество - соответствует животной стадии развития психики, дошкольное детство - дикости, среднее детство - варварству,

предподростковый возраст - началу цивилизации, отрочество - эпохе романтизма.

П. П. Блонскийв качестве критерия периодизации психического развития использовал косвенный признак — дентицию (появление и смену зубов) и выделял беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство.

П. П. Блонский указывал на историческую изменчивость процессов психического развития и на возникновение в ходе исторического развития новых периодов детства, а также периода юности.

У Ж. Пиажеосновой периодизации является характеристика интеллекта (например, стадия сенсомоторного интеллекта,стадия дооперационального мышления,стадия конкретных операций,стадия формальных операций и т. д.);

Процесс развития интеллекта, согласно Ж. Пиаже, делится на три больших периода, в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т. е. системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно (0-18 мес), затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций (2-12 лет). После этого открывается возможность для развития формальных операций — период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения (12-14 лет). При этом стадии интеллектуального развития рассматриваются как стадии психического развития в целом. По мнению Ж. Пиаже развитие других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.

Рассмотрим основные, наиболее известные периодизации психического, личностного и профессионального развития человека. Их исторический обзор позволяет выделить множество обстоятельств, на которых обычно сами исследователи внимания не акцентировали.

 

Одна из первых авторитетных периодизаций, до настоящего времени оказывающая большое влияние на понимание учеными этих процессов, принадлежит Зигмунду Фрейду, который считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, включая сексуальные и агрессивные. (Фрейд З. (1856-1939) — австрийский врач и психолог, создатель одного из наиболее влиятельных направлений психологин XX в. - психоанализа, учения о бессознательных детерминантах поведения и метода психотерапии.)

Каковы основные положения теории Фрейда?

При рождении ребенок представляет собой чистое Оно — примитивную, жаждущую наслаждений составную часть личности. Оно следует принципу удовольствия. По мере биологического созревания ребенка развивается и его Я, опирающееся на разумный контакт с внешним миром, или на принцип реальности. Между 3 и 6 годами появляется Сверх-Я, или совесть, постоянно конфликтующая с Онo, тогда как Я пытается достичь чувства душевного равновесия личности.

Основой периодизации у З. Фрейда является объект либидо(половое влечене) – на что направлено либидо. В соответствии с этим, по его мнению, личность проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий.

1) Оральная стадия. Первоначально ребенок познает мир при помощи

рта. При освоении мира и при питании он получает оральное удовлетворение.

2) Анальная стадия. По мере того как ребенок растет, он начинает сознавать новые области напряжения и удовлетворения. Между 2 и 4 годами дети учатся контролировать сфинктер и мочевой пузырь, понимая, что такой контроль может быть новым источником удовольствия, приносить им внимание и похвалу родителей.

3) Фаллическая стадия. С трех лет внимание ребенка сосредоточивается на генитальных областях тела.

4) Латентный период. После 5 лет ослабевает привязанность к родите

лям; внимание более обращается к сверстникам, к учению, спорту и т. д.

5) Генитальная стадия. Последняя стадия биологического и психологи

ческого развития наступает с приходом половой зрелости и возвращением либидозной энергии к половым органам.

Принципиально новую позицию в понимании периодизации занимал Л. С. Выготский, именно он заложил основы периодизации психического развития в отечественной психологии. Выготский утверждал, что: «...только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами». По его мнению «...критические периоды перемежают стабильные, и они являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем».

Таким образом, критерием периодизации выступают центральные (основные) психические новообразования, характерные для каждой стадии; кроме того, каждая стадия характеризуется устойчивой адекватной возрасту социальной ситуацией развития. Стабильные (литические) возрасты разделены кризисными,в которые происходит смена социальной ситуации развития.

В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развитие идет главным образом за счет незначительных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно проявляют себя в виде какого-либо возрастного новообразования.

В критические периоды в относительно короткий срок происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Выделяются кризис следующие этапы психического развития:

1) кризис новорожденности — младенческий возраст (2 мес. — 1 год);

2) 1 года — раннее детство (1-3 года);

3) кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет);

4) кризис 7 лет — школьный возраст (8-12 лет);

5) кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-18 лет);

6) кризис 17 лет.

Термин «возрастной кризис» - условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Данный термин широко используется в зарубежных и отечественных в концепциях, признающих стадиальность развития.

Например, по З. Фрейду смена основных стадий психосексуального развития сопровождается кризисами, Э. Эриксон(теорию которого мы рассмотрим несколько ниже) рассматривает кризис как разрешение основной задачи возраста.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене (на стыке) стабильных периодов. По Выготскому, кризис возраста обусловлен возникновением основных психологических новообразованийпредшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развитияи возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Психологическое содержание такого кризиса составляет механизм смены социальных ситуаций развития. Поведенческие критерии кризиса возраста — трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство(форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения), негативизм(лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям) и др. Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон кризиса возраста.

Д. Б. Эльконин полагал, что основу любого кризиса возраста составляет эмансипация от взрослого. (Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения отмена ограничений, уравнивание в правах). Эмансипация является основой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возраста необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности к действованию в новой социальной ситуации развития.

Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отрицающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, А. Н. Леонтьевсчитал конфликтность поведения при кризисе возраста свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

В конце 1930-х гг. А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, используя понятие «деятельность». Новый подход кардинально менял как представления о движущих силах психического развития, так и принципы выделения его отдельных стадий.

Развитие психики зависит не от деятельности вообще, а от изменяющейся с возрастом ведущей деятельности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современном обществе ведущими в развитии человека становятся следующие виды деятельности:

- эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми,

- орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста,

- сюжетно-ролевая игра дошкольника,

- учебная деятельность в младшем школьном возрасте,

- интимно-личностное общение подростков,

- профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

а) социальная ситуация развития;

б) ведущий тип деятельности в этот период; в) основные новообразования развития;

г) кризисы — переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Д. Б. Эльконинвыделил разные по содержанию периоды и стадии детского развития:

- раннее детство (младенчество — 0-1 год; ранний возраст — 1-3 года);

- детство (дошкольный возраст — 3-7 лет и младший школьный возраст — 7-11лет);

- отрочество (младший подростковый возраст - 11-15 лет и старший подростковый возраст — 15-18 лет).

Выделены 2 типа фаз возрастного развития: фаза освоения мотивационной стороны человеческой активности и фаза овладения операционально-технической стороной деятельности.

В соответствии с этим дошкольный возраст (возраст овладения смыслами человеческой деятельности в игре)и младший школьный возраст (когда происходит овладение средствами мыслительной деятельности в учебной деятельности) составляют 2 фазы единой эпохи — детства.

Периодизации психического развития преимущественно относятся к психическому развитию в детстве. Это обусловлено следующими представлениями:

1) достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития;

2) в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным.

Многочисленность и разнообразие существующих теорий и вариантов периодизации психического развития отражают многомерность самого процесса развития.

В середине XX в. становится актуальным вопрос развития человека в течение всей его жизни. Одно из первых масштабных исследований в этой области провела Ш. Бюллер, изучавшая динамику целеполагания на протяжении всей активной жизни человека.

До 15 лет ребенок живет по сценарию, предложенному другими.

На стадии юности (15-20 лет) человек пытается создавать собственную программу, план, сценарий жизни, ставит большие цели, выбирает профессию. Вследствие недостаточного учета реальных условий многие цели и планы остаются нереализованными.

Стадия взрослости (20-45 лет) характеризуется зрелым целеполаганием. Человек ставит перед собой как ближние, так и дальние цели в профессиональной карьере, семейной жизни и в других сферах и обычно достигает их.

В период «солидного возраста» (45-65 лет) целеполагание строится с учетом достигнутого социального статуса и реальных возможностей (здоровье, условия жизни и пр.). Целей меньше и каждая тщательно продумана. В этот период человек обретает моральное право и возможность ставить цели другим людям (детям, коллегам, подчиненным).

В преклонном возрасте (после 65 лет) человек способен окинуть взглядом всю жизнь и воспринять ее как целое. Часто лишь в конце жизни он способен по-настоящему осознать свои главные жизненные цели и то, насколько они были достигнуты (см. рис. 3.6).

.

 

 

Рис. 3.6. Этапы становления человека как субъекта деятельности

 

Согласно Д. Левинсону, в течение каждой эры продолжительностью около 20 лет индивидуум выстраивает структуру жизни преимущественно из своих отношений с внешним миром. Эта структура образует основу образа жизни, служа одновременно границей и связующим звеном между личностью и обществом. В определенные возрастные периоды люди начинают испытывать сомнения и разрушать существующую структуру жизни. Затем они создают новую структуру, соответствующую текущим потребностям. Эта структура является доминирующей в течение устойчивого периода деятельности. Когда человек «перерастает» ее, весь процесс начинается заново. В жизни мужчины различаются эра предвзрослости (0-17 лет), ранней взрослости (17-45 лет), средней взрослости

(40-65 лет) и эра поздней зрелости (после 65 лет). В каждой эре различаются периоды и подпериоды.

Согласно Роджеру Гоулду, взросление есть процесс отказа от детских иллюзий и ложных предположений относительно уверенности в своих силах и самопринятия. Поведение и жизненно важные решения индивидуума определяет его смысловая сфера.

Большую известность и у нас и за рубежом получила периодизация развития Эрика Эриксона.

В отличие от классического психоанализа,противопоставляющего индивида и общество, Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека. Важнейшим в его концепции является понятие «психосоциальной идентичности», представляющее собой устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья.

При значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и т. п.) психосоциальная идентичность индивида может быть потеряна (так произошло, например, с американцами, воевавшими во Вьетнаме: будучи пациентами Эриксона, они признавались ему, что «не знают, кто они такие, они потеряли себя»). На восстановление утраченной идентичности и должны быть направлены основные усилия психотерапевта, хотя во многих случаях это восстановление происходит в силу изменившихся общественных условий. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

По Эриксону, каждая из стадий определена той проблемой или кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного хода развития; основой периодизации является отношение центральной задачи возраста и средств и способов ее разрешения.

Эриксон выделял 8 стадий психосоциального развития личности, охватывающих весь цикл жизни, которые он — несмотря на оппозицию к классическому фрейдизму — отчасти связывает со стадиями психосексуального развития, описанных З. Фрейдом.

По мнению Э. Эриксона, все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Каждая из стадий определена той проблемой или кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного хода развития.

1) Основная задача первой стадии (0-1 год) — установление доверия к окружающему миру. Базальное "доверие - или недоверие", в результате может сформироваться либо надежда, чувство "защищенности", взаимная любовь и привязанность родителей и ребенка, либо – безнадежность, недоверие к людям. Многое определяется зависимостью от взрослого, как родители относятся ребенку; главное - сформировать доверие, чувство "хорошести" жизни.

2) вторая стадия "Автономия - или сомнение и стыд" (1-3 года). Основная задача - утверждение самостоятельности и уверенности в себе, для нее характерно противоречие между развивающейся автономией и продолжающейся зависимостью от близких. При нормальной линии развития к концу данной стадии ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека(близко к формированию "Я-Сам" в советской психологии). При аномальном развитии формируются сомнения в себе и гипертрофирова



2015-11-20 1282 Обсуждений (0)
Направленность личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Направленность личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)