Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационные формы и системы обучения



2015-11-20 1662 Обсуждений (0)
Организационные формы и системы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Содержание образования, его цели и задачи методы обучения реализуют в тех или иных организационных формах обучения. В дидактике формаозначает способ организации обучения. По определению Б.Т.Лихачева, «форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся».

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Она представляет собой как бы внешнюю сторону структуры учебного процесса, отображающую внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К общим структурным элементам взаимосвязи форм и методов обучения следует отнести учебно-воспитательную цель, содержание, средства и методы работы преподавателя с обучаемыми, их количество и место обучения.

Каждая организационная форма обучения характеризуется своей структурой, принципом упорядочения элементов, имеет свои признаки. Например, для семинарского занятия как формы обучения такими признаками являются: дидактическая цель, задачи, объем работы, состав и количество обучаемых, виды работ, вопросы для обсуждения, регламентированное время, место проведения и т.п.

Формы обучения создают специфические условия для осуществления этого процесса. Все они исходят из дидактической цели, определяются содержанием и методами учебной работы. В настоящее время основной формой обучения является классно-урочная система, единицей которой является урок – более или менее законченный отрезок учебного процесса, в котором представлены такие педагогические элементы, как цель, содержание, методы, средства.

В своем историческом развитии классно-урочная система обучения прошла сложный и длинный путь. Она пришла на смену индивидуальному обучению, которое применялось во времена древнего мира и средневековья. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель проводил занятия с одним учеником либо у себя дома, либо в доме ученика. Положительными сторонами в этой форме организации обучения являются:

· высокий уровень самостоятельности;

· возможность регулировать темп работы;

· эффективность при овладении углубленными знаниями, умениями и навыками;

· систематический контроль и возможность подбора дифференцированных заданий.

Такая форма обучения позволяется также более полно учитывать особенности развития ученика.

Недостатки индивидуальной формы обучения заключаются в том, что она требует больших материальных затрат, кроме этого обучающиеся не общаются друг с другом, не видят положительного примера, не приобретают опыта сотрудничества. Уже в XVI в. индивидуальное обучение подвергалось критике, однако его элементы сохранялись долгое время, до XIX в. включительно. Многие дворянские дети получали вначале домашнее образование. Сегодня индивидуальное обучение применяется в виде репетиторства, дополняя коллективное, а также рекомендуется отдельным ученикам по медицинским показаниям.

В средние века на смену индивидуальному пришло индивидуально-групповое обучение. При этом группы не были постоянными, обучающиеся были разного возраста и с разным уровнем знаний. В школах такого типа учащиеся зазубривали материал, а учитель, вызывая их индивидуально, требовал точного повторения.

В 20-х-30-х годах XVI в., когда стали развиваться города, торговля, промышленность, возникли зачатки классно-урочной системы в так называемых братских школах в Чехии, Польше. Венгрии, Саксонии, а также в Украине и Белоруссии. Дошедшие до нас Уставы братских школ предусматривали организацию обучения по урочной системе.

Теоретическое обоснования и разработка важнейших вопросов классно-урочной системы принадлежит великому чешскому ученому-педагогу Я.А.Коменскому. Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые используются и в наши дни: учащиеся принимаются в школу один раз в году: делятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен работать со всем классом.

Классно-урочная система выдержала почти 500-летнее испытание временем и является основной формой обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги Г. Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Однако в XIX-XX вв. предпринимались попытки отказаться от классно-урочной системы. Бурный рост промышленности в Англии в конце XVIII-начале XIX вв. и нехватка квалифицированных рабочих и специалистов актуализировали потребность в массовом обучении. В условиях дефицита учителей священником А.Беллом и учителем Д.Ланкастером была предложена система «ступеньчатого» обучения или «взаимообучения» (так называемая белланкастеркая система). Суть ее состояла в следующем: в первую половину дня учитель занимался с группой старших, способных учеников (десятских), во второй половине дня они, получив инструкции учителя, проводили занятия с каждым десятком учащихся, передавая им свои знания и умения под общим руководством учителя. В результате один учитель мог обучать до 300 учеников. Понятно, что возникшая и примененная в школах Англии и Индии белланкастерская система взаимного обучения не могла обеспечить достаточного уровня подготовки детей и в дальнейшем не получила широкого распространения.

Необходимость учета в обучении индивидуальных умственных способностей учащихся обозначила поиск новых организационных форм обучения. Так, в начале XX в. появилась новая форма избирательного обучения, которая была представлена батавской системой в США и мангеймской системой в Европе.

Батавская система учебной работы состояла из двух частей. Первая часть – урочная работа со всем классом, вторая – индивидуальные занятия и оказание помощи учащимся, в ней нуждающимся, или работа учителя со способными учениками, ушедшими вперед в своем развитии. С отстающими учениками работал помощник учителя.

Мангеймская система (по названию города Мангейм, Германия) представляла собой несколько измененную классно-урочную систему организации обучения. В ней учеников распределяли по разным классам, исходя из уровня их учебных способностей и интеллектуального развития. Основатель системы Йозеф Зиккингер (1858-1930) предложил в соответствии со способностями учащихся создать 4 специальных класса:

· основные (нормальные) классы для детей со средними способностями (50-60% с обучением 8 лет);

· классы для малоспособных учащихся (20-30% с обучением 4 года);

· вспомогательные классы для умственно отсталых детей (2-2,5% с обучением 4 года);

· классы для одаренных детей, желающих продолжить учебу в средних учебных заведениях (20-25% с обучением 6 лет).

В настоящее время элементы мангеймской системы сохранились в Австралии, Англии, США, Германии и некоторых других странах.

Начало XX в. обозначено поиском новых форм, развивающих активность учащихся в их самостоятельной учебной работе. В 1905г. в США появляется система индивидуализированного обучения, получившая в последствии название далтон-план или лабораторная система, система мастерских. Она была впервые применена в школьной практике в г.Далтон (штат Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст. Суть ее состояла в том, что занятия с учащимися проводились индивидуально в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Коллективная работа проводилась один час в день – остальное время отводилось на индивидуальную работу по разработанным учителем заданиям. Учитель выполнял общие организационные функции и оказывал учащимся при необходимости помощь. Общего плана занятий не было. Успехи учащихся отмечались в индивидуальных карточках. Рабочие места учащихся комплектовались всеми необходимыми учебными пособиями, руководствами, методическими указаниями по выполнению учебных заданий.

Получив широкое распространение в ряде государств, в конечном итоге далтон-план не прижился ни в одной стране мира.

Другой формой этого направления была проектная система обучения(«метод проектов»), которая возникла в первой четверти XX в. в США. Предполагалось, что она обеспечит большую самостоятельность учащихся в учебном процессе. При этом учебная работа заменялась организацией практической деятельности учащихся. Им предлагалась разработка проектов промышленного или бытового назначения, вокруг которых и строилась их учебно-познавательная деятельность. Авторы «метода проектов» исходили из того, что работая над схемами, чертежами, расчетами, учащиеся освоят большие объемы знаний из разных наук. Однако оказалось, что как самостоятельная форма учебной работы такая система не могла обеспечить системного, поступательного накопления знаний; их содержательности, глубины и научности; развивающей и воспитывающей функций.

В школах США использовалась и такая форма, как план Грампа, согласно которому отводились 40% времени для обучения учащихся в больших группах (100 – 150 чел.); 20% в малых группах (10 – 15 чел.); 40% - на самостоятельную работу.

Практически ни одна из этих организационных форм не получила широкого распространения и не прижилась в школе, где основной осталась классно-урочная система.

Достоинствами классно-учебной системы как формы обучения являются:

· четкая упорядоченность учебного процесса;

· эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучаемого;

· своеобразное соревнование умов учащихся при коллективной форме приобретения знаний;

· относительно непрерывное руководство учебной деятельностью обучаемых;

· сочетание изложения нового материала с самостоятельной работой обучаемых.

В то же время урок как организационная форма обучения имеет определенные недостатки, к ним относятся:

· невозможность сообщать обучаемым одновременно разное содержание;

· равнение на среднего ученика;

· затрудненность индивидуального подхода;

· ограниченные возможности для установки обратной связи;

· опасность универсализации отдельных типов уроков.

В дидактике существуют разные подходы дляклассификации уроков, при этом их разделяют:

· по способу проведения – урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий и т.д.;

· по характеру познавательной деятельности – урок первичного закрепления, урок образования понятий и т.д.;

· по степени самостоятельности – урок самостоятельной работы, урок работы педагога с группой и т.д.

В настоящее время чаще всего применяютклассификацию уроков по дидактическим целям и их месту в общей системе обучения, по которой выделяют:

· уроки овладения учащимися новыми знаниями;

· уроки формирования умений и навыков;

· уроки повторения и закрепления (комплексного применения знаний, умений, навыков);

· контрольно-проверочные уроки;

· комбинированные уроки, на которых сразу решаются несколько дидактических задач;

· уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Урок как организационная форма обучения развивается и совершенствуется, в настоящее время все более широко используютсянестандартные уроки. К ним можно отнестиинтегрированный урок, когда материал нескольких тем изучается одним блоком;межпредметный урок, когда объединяется материал нескольких родственных предметов;урок-эссе;урок-конкурс,урок-пресс-конференция;урок-деловая игра;урок-путешествие;урок-аукцион,урок-суди др.

Наряду с уроками, в современной школе распространены и другие формы обучения, такие как лекция, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, дополнительные занятия, формы внеклассной работы (кружки, научные общества, студии, конференции, олимпиады, конкурсы, викторины), домашняя учебная работа, собеседования, консультации, инструктажи, зачеты и экзамены.

В системе высшего образования применятся лекционно-семинарская система, которая появилась на свет вместе с зарождением университетского образования. Для ее применения необходим изначальный достаточный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированность общенаучных навыков и умений самостоятельного приобретения знаний. Она представлена такими формами обучения как лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации, факультативы, самостоятельная работа, курсовое и дипломное проектирование, учебная и производительная практика, зачеты и экзамены.

Эффективность использования разных форм обучения во многом определяетсяспособами организации учебной деятельности обучаемых. Выделяют три способа (формы): индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная) работа обучаемых на занятии.

Индивидуальная работа на занятии предусматривает выполнение заданий самостоятельно каждым обучающимся на уровне его учебных возможностей. Эта форма используется также в условиях программированного и компьютерного обучения, а также для проверки знаний, умений и навыков.

Групповая работа – это способ организации учебных занятий, при котором ставятся определенные задания группе из 5-7 человек (задания диф-ференцированные, индивидуализированные; при этом оценивается каждый учащийся).

Коллективная работа предполагает выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания (например, беседа, диктант и т.п.).




2015-11-20 1662 Обсуждений (0)
Организационные формы и системы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационные формы и системы обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)