Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности, принципы и основные направления воспитания



2015-11-20 4019 Обсуждений (0)
Закономерности, принципы и основные направления воспитания 4.50 из 5.00 4 оценки




 

Движущими силами процесса воспитания являются противоречия, которые могут быть внутренними либо внешними. Внутренними являются противоречия между притязаниями личности воспитуемого и его возможностями, между потребностями и способами их удовлетворения и др., внешними – противоречия между требованиями социальной микро- и макросреды и поведением самой личности. К последним можно отнести противоречия между целями и характером их достижения в системе воспитания и самовоспитания; между требованиями, которые выдвигает государство к коллективу и к личности, и социальным опытом, возможностями их выполнения; между авторитарными отношениями и отношениями сотрудничества в обществе и коллективе.

Закономерности воспитания – это устойчивые существенные взаимосвязи между компонентами воспитательного процесса. Учет и реализация таких связей являются непременными условиями достижения эффективных результатов в развитии и формировании личности.

К основным закономерностям воспитания относят следующие:

1) характер воспитания во всех исторических эпохах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества;

2) цели, содержание и методы воспитания представляют собой целостное единство;

3) процессы обучения и воспитания неразрывно связаны;

4) воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;

5) воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности;

6) в процессе воспитания доля педагога постепенно снижается и увеличивается активность воспитуемого;

7) содержание деятельности в процессе воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

8) воспитание, основанное на выявлении положительных качеств участников и опоре на них, всегда более успешно;

9) более продуктивным является воспитание, основанное на раскрытии перед учащимися перспективы их роста, обеспечении им ситуаций успеха;

10) более эффективно воспитание в коллективе и через коллектив;

11) воспитание, основанное на проявлении гуманности и уважения к личности в сочетании с высокой требовательностью, более эффективно;

12) лучшие результаты достигаются в воспитании, которое осуществляется в условиях защищенности и любви.

В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам воспитания.

Принципы воспитания – это исходные начала, руководящие положения, основные требования, на основе которых строится процесс воспитания, его содержание и организация. К основным из них можно отнести следующие:

· принцип народности – единства общечеловеческого и национального; любви к родному краю, его истории, культуре, народным традициям;

· принцип природосообразности воспитания (учета многогранности и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-физиологических, региональных особенностей);

· принцип культуросоответствия воспитания;

· принцип гуманизации, демократизации воспитания;

· принцип непрерывности воспитания;

· принцип этнизации воспитания (наполнения воспитания национальным смыслом, развития национального самосознания, чувства принадлежности к своему народу);

· принцип дифференциации и индивидуализации процесса воспитания;

· принцип последовательности, систематичности, вариативности и интегративности форм и методов воспитания;

· принцип активности и сознательности личности;

· принцип связи воспитания с жизнью и практикой;

· принцип воспитания в коллективе;

· принцип единства требований и уважения к личности;

· принцип комплексного подхода;

· принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям личности.

Перечисленные принципы, отражая общие закономерности процесса воспитания, определяют требования к содержанию, организации и методам воспитательного процесса.

В воспитании выделяют несколько основных направлений: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, правовое, экономическое, конфессиональное, семейное, и воспитание в обучении. Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Нравственное воспитание предусматривает развитие у воспитуемых нравственного сознания, устойчивых моральных качеств, нравственных потребностей на основе усвоения норм и принципов общественной морали; развитие чувства патриотизма; формирование ответственного отношения к своей трудовой деятельности; выработку умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям посредством развития чувства уважения к старшим, дружбы и товарищества со сверстниками; формирование активной жизненной позиции; привитие заинтересованности в конечных результатах труда и др.

Основными задачами нравственного воспитания являются формирование национального сознания и самосознания, сознательной дисциплины, обязанностей и ответственности, чувства уважения к закону, к старшим, к женщине, желания жить в гармонии с природой.

Нравственное воспитание, содействуя формированию нравственного опыта и являясь основой духовной сферы личности, способствует ее интеллектуальному развитию и формированию волевых качеств.

Основной критерий оценки нравственной воспитанности – поведение учащегося, его отношение к труду, обучению, окружающей действительности, собственности, к старшим и самому себе.

Умственное воспитание человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению и учебно-познавательной деятельности. Оно происходит в условиях специального обучения и воспитания. Содержание умственного воспитания – это система фактов, понятий, положений во всех областях науки, культуры и техники.

Умственное воспитание решает следующие задачи: формирование у воспитуемых запаса знаний, соответствующих современному этапу социально-экономического развития общества; формирование основ научного мировоззрения; развитие интеллекта и познавательных способностей; развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении кругозора. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности. Для этого при организации занятий больше времени уделяется всем видам работ, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации. Этому способствуют новые способы организации учебно-воспитательной работы в учреждениях образования, также как выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, интегративный подход в обучении и воспитании.

Трудовое воспитание призвано развивать у учащихся чувство уважения и готовности к добросовестному труду, оно решает две группы задач, первая из которых связана с формированием трудовых умений и навыков, а вторая – с выработкой нравственных, эстетических и других компонентов сознания, способствующих пониманию общественной и личной необходимости качественной учебной работы как важнейшего условия развития профессиональных способностей. Основой трудового воспитания является выработка собранности, воли, работоспособности, целеустремленности. Критериями же трудовой воспитанности выступают высокая личная заинтересованность и продуктивность труда, его отличное качество, трудовая активность и творчество, трудовая дисциплина и т.п.

Эстетическое воспитание предполагает преобразование эстетических ценностей общества в эстетическую культуру личности. Его средствами являются природа, искусство, окружающая действительность, духовные идеалы и культура. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства, сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений. Вместе с тем оно предопределяет развитие психических качеств человека, прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного и творческого мышления, что очень важно для пробуждения в человеке творческих сил и способностей. Поскольку в современных условиях возрастает роль и значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни человека, постольку возрастает роль эстетического воспитания, развития эстетических чувств, вкуса, идеалов.

Выработка у воспитуемых эстетического отношения к действительности включает активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность.

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебной работы обучающихся, формирует элементы физической культуры, которая, будучи результатом комплексного воздействия биологических, экологических, медицинских, и психо-эмоциональных факторов, служит показателем физического, психического, и социального благополучия человека. Основными задачами физического воспитания в условиях учебного заведения являются: укрепление и закаливание организма; содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения и др.; привлечение учащихся к регулярным занятиям спортом, что способствует укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма болезням.

Экологическое воспитаниепредусматривает формирование у студентов правильного отношения к проблемам окружающей среды, бережного отношения к природе, заботы о природных богатствах, их сохранения и приумножения.

Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры учащихся, повышения уровня их правосознания. Оно решает ряд задач: расширения запаса правовых знаний, формирование устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов государства. Правовое воспитание прививает уважение к правилам общежития, непримиримость к любым нарушениям законности, готовность участвовать в обеспечении правопорядка.

Экономическое воспитание предполагает решение таких задач, как развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни; формирование современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе; воспитание бережного отношения к государственной собственности; выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических знаний и умение применять их на практике.

В целом все направления воспитания реализуются вместе, дополняют друг друга и обеспечивают процесс формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Воспитание – это процесс формирования качеств личности. В психологическом плане качество личности представляет собой систему знаний, убеждений, чувств, привычек, любое качество личности является элементом ее сознания. Основными этапами формирования качества личности являются формирование представлений о данном качестве личности, переход понятий в убеждения, формирование соответствующего поведения, привычек, воспитание соответствующих чувств.

При этом имеет место влияние воспитателя (воспитывающего) на воспитываемых. Влияние – это деятельность воспитывающего (или форма осуществления им своих функций), которая приводит к изменению каких-либо особенностей личности воспитанника, его поведения и сознания. Педагог может влиять на сознание и поведение ученика не только своими педагогическими действиями, но и своими личностными качествами (такими как доброта, общительность и т.д.)

Влияние в процессе воспитания может быть направленным (т.е. ориентированным на конкретного человека или его конкретные качества и поступки) либо ненаправленным (когда оно не нацелено на определенный объект), кроме того оно может быть в виде прямого воздействия (т.е. непосредственного проявления педагогом своих позиций и требований к ученику) либо косвенного воздействия (когда оно направлено не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду).

 



2015-11-20 4019 Обсуждений (0)
Закономерности, принципы и основные направления воспитания 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Закономерности, принципы и основные направления воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)