Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА



2015-11-27 985 Обсуждений (0)
ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок




М.Б. Кострова

 

 

ПРАКТИКУМ

ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

 

Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по юридическому образованию высших учебных заведений

в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по

направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция»

 

Уфа 2006


УДК 343

ББК 67.411

К72

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Башкирского государственного университета

 

Рецензенты: кафедра уголовного права и криминологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;

 

д-р юрид. наук, профессор Чучаев А.И. (кафедра уголовного права Московской государственной юридической академии);

 

д-р юрид. наук, профессор Якушин В.А. (ректор Волжского университета имени В.Н. Татищева).

 

 

Кострова М.Б.

К72 Практикум по уголовному праву. Общая часть: Учебное пособие.- Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 190 с.

ISBN 5-7477-1549-6

 

Практикум представляет собой учебное пособие, предназначенное для проведения практических занятий при изучении Общей части курса уголовного права студентами вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция». Практикум подготовлен в соответствии с Программой дисциплин по типовому учебному плану специальности 021100 – «Юриспруденция». Предлагаемое учебное пособие содержит общие методические рекомендации, планы практических занятий и список литературы к ним, задачи по основным темам курса.

УДК 343

ББК 67.411

 

ISBN 5-7477-1549-6 ã Кострова М.Б., 2006.

ã Башкирский государственный

университет, 2006.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Задачи (казусы), помещенные в настоящем учебном пособии, составлены с учетом изменений и дополнений в уголовном законодательстве и смежных отраслях права Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2006 года.

Задачи разработаны автором с учетом практики Верховного Суда Российской Федерации и федеральных судов общей юрисдикции в Республике Башкортостан. Содержание некоторых задач основано на материалах прокурорской и следственной практики, публикаций в периодической печати. При разработке задач использован также личный опыт работы автора следователем МВД Республики Башкортостан.

 

Автор выражает благодарность рецензентам - кафедре уголовного права и криминологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Чучаеву Александру Ивановичу - доктору юридических наук, профессору кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии, Якушину Владимиру Андреевичу - доктору юридических наук, профессору, ректору Волжского университета имени В.Н. Татищева, а также консультантам, оказавшим значительную помощь в подготовке к изданию настоящего учебного пособия, - Васильевой Елене Геннадьевне - кандидату юридических наук, доценту кафедры уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета, Данилину Ивану Владимировичу - заместителю Президента Адвокатской палаты Республики Башкортостан, Шариповой Алие Рашитовне - налоговому консультанту ООО Юридическая фирма «Налоговое право», Щербаковой Светлане Васильевне - врачу-психиатру высшей категории Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.

 

Даная работа выполнена при информационной поддержке компании КонсультантПлюс.

 

Автор – Кострова Марина Борисовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РЕШЕНИЮ

ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Среди различных форм обучения, используемых в подготовке будущих юристов в вузах Российской Федерации, важное место занимают практические занятия по специальным правовым дисциплинам, в том числе и по уголовному праву. Главными задачами данной формы обучения являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, получение дополнительных знаний, формирование практических навыков применения уголовного закона в конкретных ситуациях. Кроме того, практические занятия позволяют студентам выработать умение находить и анализировать соответствующие уголовно-правовые нормы и нормы смежных отраслей права, понимать содержание уголовного закона. Эти занятия также способствуют развитию юридического мышления студентов, приобретению умений юридически грамотно выражать свои мысли и правильно употреблять специальную уголовно-правовую терминологию, доказательно формулировать предлагаемые решения, вести полемику с оппонентами.

Для приближения к условиям будущей деятельности по применению уголовного закона, как показывает многолетний опыт преподавания уголовного права в России, наиболее эффективным методом проведения практических занятий является решение задач (казусов). Он позволяет наглядно связать, с одной стороны, теорию уголовного права с положениями уголовного закона, с другой стороны – теорию и закон связать с практикой правоприменительной деятельности. Решение задач (казусов) представляет собой, по сути, воспроизведение тех основных действий, которые совершаются на практике следователями, дознавателями, прокурорами, судьями при применении уголовно-правовых норм в ходе досудебного и судебного производства по уголовным делам.

Необходимым условием правильного решения задач, а также получения максимальной пользы в целом от практических занятий является предварительная основательная подготовка студентов к занятиям. При подготовке к любому практическому занятию в первую очередь следует ознакомиться с законодательством и иными нормативными актами, относящимися к теме, изучить учебную и дополнительную монографическую литературу, указанную к каждому практическому занятию. Целесообразно использовать комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 года (изданные не ранее 2004 года). При этом нужно иметь в виду, что в комментариях содержится постатейное толкование норм УК РФ, поэтому они, во-первых, не являются источниками уголовного права, во-вторых, не заменяют учебники.

Для более качественной подготовки к практическим занятиям полезно ознакомление с научными статьями в юридической периодике, в частности, в журналах «Уголовное право», «Государство и право», «Журнал российского права», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция» и т.д., в сборниках научных трудов, с новинками монографической литературы.

В качестве основной литературы рекомендуется любой учебник по Общей части уголовного права, изданный не ранее 2004 года, желательно более позднего года издания. Такая рекомендация обусловлена тем, что 8 декабря 2003 года принят Федеральный закон №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым были внесены изменения и дополнения в 266 статей из 372, введены новые статьи, а ряд статей признан утратившим силу. В результате его вступления в силу 16 декабря 2003 года Россия имеет, по сути, новый Уголовный кодекс. Соответственно, учебники и комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации, изданные ранее, содержат устаревшие сведения.

Данная рекомендация по выбору учебников и комментариев к Уголовному кодексу Российской Федерации касается изменчивости российского законодательства, она обязательно должна быть учтена студентами и при изучении законодательства, а также иных нормативных актов. Студенты должны помнить, что в условиях проводимой в стране правовой реформы происходят постоянные изменения в российском законодательстве и массиве иных нормативных актов.

К каждой теме курса составлен перечень нормативных актов, рекомендуемый при ее изучении. В нем, согласно принятой традиции обозначения нормативного акта, указываются дата его принятия и издание, в котором опубликован его первоначальный текст. Но это, как правило, неполные сведения, так как привести все нормативные акты, изменяющие или дополняющие первоначальный текст, с указанием их названий, дат принятия и источников опубликования, не представляется возможным в силу огромного объема такой информации.

Например, Конституция Российской Федерации сейчас действует с изменениями, внесенными в 1996-2005г.г. в статью 65 четырьмя Указами Президента РФ и двумя Федеральными конституционными законами; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» в настоящее время действует в редакции трех Федеральных конституционных законов; Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991г. - в редакции двух Законов РФ, двадцати семи Федеральных законов, с изменениями, внесенными тремя Постановлениями Верховного Совета РФ; Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005г. №38, - в редакции приказов от 17 августа 2005г. №134 и от 13 января 2006г. №1.

На момент подписания в печать настоящего задачника Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый 13 июня 1996г., действует в редакции с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 27 мая 1998г. №77-ФЗ, от 25 июня 1998г. №92-ФЗ, от 9 февраля 1999г. №24-ФЗ, от 9 февраля 1999г. №26-ФЗ, от 15 марта 1999г. №48-ФЗ, от 18 марта 1999г. №50-ФЗ, от 9 июля 1999г. №156-ФЗ, от 9 июля 1999г. №157-ФЗ, от 9 июля 1999г. №158-ФЗ, от 9 марта 2001г. №25-ФЗ, от 20 марта 2001г. №26-ФЗ, от 19 июня 2001г. №83-ФЗ, от 19 июня 2001г. №84-ФЗ, от 7 августа 2001г. №121-ФЗ, от 17 ноября 2001г. №144-ФЗ, от 17 ноября 2001г. №145-ФЗ, от 29 декабря 2001г. №192-ФЗ, от 4 марта 2002г. №23-ФЗ, от 14 марта 2002г. №29-ФЗ, от 7 мая 2002г. №48-ФЗ, от 7 мая 2002г. №50-ФЗ, от 25 июня 2002г. №72-ФЗ, от 24 июля 2002г. №103-ФЗ, от 25 июля 2002г. №112-ФЗ, от 31 октября 2002г. №133-ФЗ, от 11 марта 2003г. №30-ФЗ, от 8 апреля 2003г. №45-ФЗ, от 4 июля 2003г. №94-ФЗ, от 4 июля 2003г. №98-ФЗ, от 7 июля 2003г. №111-ФЗ, от 8 декабря 2003г. №162-ФЗ, от 8 декабря 2003г. №169-ФЗ, от 21 июля 2004г. №73-ФЗ, от 21 июля 2004г. №74-ФЗ, от 26 июля 2004г. №78-ФЗ, от 28 декабря 2004г. №175-ФЗ, от 28 декабря 2004г. №187-ФЗ, от 21 июля 2005г. №93-ФЗ, от 19 декабря 2005г. №161-ФЗ; от 5 января 2006г. №11-ФЗ, от 27 июля 2006г. №153-ФЗ.

Процесс внесения изменений и дополнений в УК, а также в другие нормативные акты Российской Федерации будет продолжаться и дальше. Что обязывает студентов подготовить решение задач с учетом всех, в том числе и последних на момент проведения каждого из практических занятий, изменений и дополнений в тексте УК РФ, иных нормативных актов, относящихся к теме.

Для этого требуется ежедневная самостоятельная работа студентов с периодическими изданиями, ознакомление с официальными публикациями в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».

Наиболее удобным способом отслеживания всех внесенных и вносимых в нормативные акты изменений и дополнений, в том числе и новейших, является изучение текстов нормативных актов по справочно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п., которые представляют собой обновляемые электронные информационные банки нормативных документов федерального законодательства, международных актов, судебной практики, комментариев законодательства.

При решении задач по ряду тем необходимо обратиться к положениям международных актов. Официальным источником публикации международных актов являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень международных договоров». Они также включены в различные сборники международных документов, например, в следующие.

1. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М, 1997.

2. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью /Сост. Т.Н. Москалькова и др. М.: Изд-во «Спарк», 1998.

3. Десятый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сборник документов /Сост. А.Г. Волеводз. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.

Большое значение для правильного понимания смысла многих уголовно-правовых норм имеют разъяснения, содержащиеся в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР - если они действуют).

Постановления Конституционного Суда РФ публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации», «Вестнике Конституционного Суда РФ». Студенты могут найти их текст и в различных сборниках, например, в составленном Г.А. Есаковым «Судебная практика по уголовным делам», указанном ниже.

Основным источником публикации постановлений Пленума Верховного Суда РФ являются «Российская газета» и ежемесячный журнал «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». Кроме того, издаются и переиздаются собрания постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР), в частности, в последние годы изданы следующие сборники.

1. Судебная практика по уголовным делам /Сост. Г.А. Есаков. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М.: «Спарк», 2005 (или 1999-2003).

3. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам /Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Так как в некоторые постановления Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР со времени принятия вносились изменения, дополнения или редакционные уточнения, надлежит обращаться к их последней редакции. Тексты постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР со всеми изменениями, дополнениями и редакционными уточнениями студенты могут найти в указанных выше сборниках, поэтому в настоящем учебном пособии не приводятся первоначальные, как правило, очень старые источники опубликования постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР.

Целесообразно также изучение опубликованных материалов судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по конкретным уголовным делам, рассмотренным в кассационном и надзорном порядке, для чего студенты могут обратиться к «Бюллетеню Верховного Суда Российской Федерации» и следующим сборникам.

1. Судебная практика по уголовным делам. Тематический сборник /Сост. О.М. Оглоблина. М., 2001.

2. Судебная практика по уголовным делам /Сост. Г.А. Есаков. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации /Сост. С.В. Бородин, И.Н. Иванова; под общ. ред. В.М. Лебедева. М.: «Спарк», 2005.

В электронной форме международные акты, постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и судебная практика Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам, рассмотренным в кассационном и надзорном порядке, представлены в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Следует отметить, что компанией «КонсультантПлюс», наряду с информационным банком «ВерсияПроф», предназначенным для профессиональной работы, специально для студентов создан информационный банк версии «КонсультантПлюс:ВысшаяШкола», который выпускается на СD дисках. Навыки, приобретенные в ходе работы со справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п., пригодятся студентам в дальнейшей профессиональной деятельности, так как колоссальный объем и динамика изменений правовой информации требуют от специалистов высшего профиля использования современных инструментов для работы с правовой информацией.

Студенты должны организовать подготовку к практическому занятию таким образом, чтобы найти ответы на все вопросы, которые обозначены в плане соответствующего занятия, и решить все задачи наиболее полно и аргументированно.

Решение любой задачи начинается с уяснения ее содержания (фабулы дела) и анализа описанных фактических обстоятельств. Причем делать это нужно так, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как зачастую именно детали содержат необходимые для верного решения данные. Кроме того, студентам надлежит точно уяснить, на какие конкретные вопросы требуется ответить при решении задачи (во многих задачах они уже поставлены, но нуждаются в детализации). После этого необходимо дать исчерпывающий, основанный на законе, юридически грамотный ответ на эти вопросы.

Особое внимание следует уделять аргументации решения каждой задачи. Решение должно быть мотивированным, то есть ответ обязательно должен содержать ссылки на соответствующие статьи УК РФ, на иные законы и подзаконные нормативные акты РФ, на международные акты, если они применимы к данной задаче (казусу). Также требуются ссылки на теоретические положения науки уголовного права, а в необходимых случаях – на постановления и определения Конституционного Суда РФ, на постановления Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР), на опубликованную судебную практику. Юридическое обоснование необходимо соотносить с изложенными в задаче фактическими обстоятельствами.

При решении задач студенты должны исходить из того, что изложенные в задачах фактические обстоятельства дела предполагаются точно установленными, их не следует считать спорными и задаваться вопросом о доказанности того или иного факта. В учебных целях по инициативе преподавателя или студентов допустимо (иногда и необходимо) уточнение или логическое домысливание целого ряда имеющих уголовно-правовое значение фактических обстоятельств, в зависимости от которых меняется условие задачи и (или) ее решение.

Обязательным требованием, предъявляемым к студентам при подготовке к практическим занятиям, является решение задач в письменном виде в специальной тетради. Разумеется, такие письменные решения не обязательно должны быть подробными, достаточно тезисной аргументации в обоснование предлагаемого варианта решения каждой задачи со ссылками на соответствующие статьи (части, пункты) УК РФ, других нормативных актов РФ, на международные акты, разъяснения Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР), если без ссылки на них невозможно решение задачи.

 

Практические занятия будут эффективными и интересными только в том случае, если студенты внимательно изучат данные методические рекомендации и будут следовать им.

 

С пожеланием успехов в освоении Общей части курса уголовного права - М.Б. Кострова

 




2015-11-27 985 Обсуждений (0)
ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (985)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)