Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания Б-7: Навыки и способности



2015-11-27 1034 Обсуждений (0)
Задания Б-7: Навыки и способности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Б-7-1. Подчеркните критерии, по которым определяется наличие способностей

 

к какой-либо специальной деятельности:

 

Высокие показатели теста на интеллект, быстрота овладения навыками и

 

качество достижений в данной сфере, высокая мотивация к данному виду деятельности, высокий уровень развития межполушарной асимметрии, энергетическая экономность предпочитаемых способов соответствующей деятельности, высокий уровень осведомленности в данной сфере, легкость


 


переноса навыка.

 

Б-7-2. Объясните факт:

 

Утверждают, что прообразом Митрофанушки из «Недоросля» Д. Фонвизина

 

был А. Оленин. Узнав себя на сцене, Оленин был настолько потрясен, что основательно занялся учебой. Со временем он стал одним из образованнейших людей своего времени, был членом Государственного

 

совета, директором Петербургской публичной библиотеки, президентом Академии художеств.

 

Б-7-3. Предскажите результаты:

 

В ситуации профориентации психолог-профконсультант с помощью набора тестов выявляет личностные особенности и отдельные специальные

 

способности, сформированные навыки, затем сопоставляет их с профессиограммами различных профессий и находит профессию,

максимально подходящую человеку. Какова эффективность такого подхода в профконсультировании? Почему?

 

Задания Б-8: Одарённость

 

Б-8-1. Вставьте пропущенные слова:

 

Одарённость – это качественно своеобразное сочетание

 

________________________, от которого зависит возможность большего или

меньшего успеха в выполнении той или иной __________________________.

 

Б-8-2. Какие из перечисленных учительских реплик потенциально могут

 

Указывать на наличие одаренности у ребенка? Аргументируйте свой ответ.

 

«Все замечает», «очень быстрый», «куда только не влезет», «задает миллион

 

вопросов», «терпеть не может запретов», «всегда чем-нибудь занят», «раздражается, если что-то не получается», «самостоятельный», «любит разбирать вещи на части», «всегда делает работу тщательно», «схватывает на лету», «никогда не сидит на месте», «часами может корпеть над одним и тем же».

 

Б-8-3. Прокомментируйте афоризмы в терминах изученной темы:

 

1) Талант – это то, чем вы обладаете. Гений – это то, что владеет вами (М.

 

Каули).

 

2) Гений – человек с талантом и прилежанием человека без таланта (Г. Лауб).

 

3) Гений – это талант изобретения того, чему нельзя научить или научиться» (И. Кант).

 

Б-8-4. Объясните факт:

 

Известны многочисленные случаи, когда человек, в детстве демонстрировавший яркие способности в той или иной области, по мере

 

взросления утрачивает их. Например, известная в 1980-е г.г. поэтесса Н.

Турбина, которая в возрасте 8 (!) лет была принята в Союз писателей, к

юношескому возрасту утратила выдающиеся поэтические способности.

 

Задания Б-9: Сензитивный период

 

Б-9-1. В Вставьте пропущенные слова:

 

Неодинаковость возрастной чувствительности к внешним воздействиям в


 


разные периоды детства приводит к тому, что в годы созревания закономерно наступают _________________ ________________, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях.

 

Б-9-2. Воссоздайте определение из перепутанных местами элементов и

 

назовите определяемое понятие:

 

чувствительны мира. интервалы прохождении Возрастные влияниям развития, структуры наиболее индивидуального при которых внутренние специфическим к окружающего

 

Б-9-3. Почему у ребенка, который начал заниматься балетом в 12 лет,

 

Значительно меньше шансов добиться выдающихся успехов в балете, чем у того, кто начал заниматься в 5-7 лет?

 

Задания Б-10: Концепция В. Н. Панфёрова

 

Б-10-1. Вставьте пропущенные слова:

 

е) Согласно концепции В.Н. Панферова, креативные психические образования относятся к классу

_______ психических образований.

 

ж) Согласно концепции В.Н. Панферова, становление креативных психических

 

образований в фило- и онтогенезе происходит в процессах

взаимодействия человека как субъекта _________________ с

_____________________________.

 

 

Б-10-2. Как связаны между собой:

 

1) психофизические психические образования; 2) способности?

а) б) в)    
         
 
г)   д)    
         
    1, 2    

 

Задания В

 

В-1. С помощью коллег оцените свой уровень креативности с использованием

 

Опросника креативности Д. Джонсона:

 

Для проведения работы вам потребуется помощь 2-3 людей, которые знают вас

 

довольно хорошо! Предложите им описать вас, ориентируясь на следующую

инструкцию:

 

Инструкция: Пожалуйста,оцените,используя четырехбалльную систему,вкакой степени у оцениваемого вами лица проявляются следующие характеристики:


 


4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко

 

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

 

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

 

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.

 

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

 

5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

 

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

 

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

 

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

 

10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

 

Обработка: Подсчитывается общая сумма баллов,выставленных каждымоценивающим в отдельности. Результаты усредняются.

 

Интерпретация: Усредненный показатель сопоставляется с приведенными в

 

таблице данными:

 

Уровень креативности Баллы
   
Очень высокий 40-34
   
Высокий 33-27
   
Средний 26-21
   
Низкий 20-16
   
Очень низкий 15-10
   

 

В-2. Оцените особенности и уровень своей креативности при помощи одного

 

из субтестов теста креативности П. Торренса:

 

Инструкция:

 

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если вы добавите

 

к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или

сюжетные картинки.

 

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать

 

такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи.

 

Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой.


 


 

 


 

 


Показатели теста:

 

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенныхфигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорийответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так

 

и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни

в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

 

Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность,

 

значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

 

Оригинальность. Максимальная оценка равна2баллам для неочевидныхответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2–4,9%

 

случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

 

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый

 

объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность при объединении в блоки исходных фигур:

 

объединение двух рисунков – 2 балла; объединение 3–5 рисунков – 5 баллов;

объединение 6–10 рисунков – 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

 

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллыдаются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную

 

стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом,

однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

 

Один балл дается за:

 

– каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей

 

оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;

 

– цвет, если он дополняет основную идею ответа;

 

– специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею);

 

– тени, объем, цвет;

 

– украшение, если оно имеет смысл само по себе,

 

– каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений),

 

значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы

разного размера могут передавать идею пространства;

 

– поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри,

 

например), выход за рамки задания большей части рисунка;

 

– каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия

 

разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет – шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.


 


 

 

Пример 1 Пример 2 Пример 3
     
Разработанно Разработаннос Разработаннос
сть ответа: 0 ть ответа: 4 ть ответа: 12
     

 

СПИСОК № 1.Напомним,что ответы,не указанные в списке №1,получают

 

оценку по оригинальности 2 балла как нестандартные и встречающиеся реже, чем в 2% случаев. Категория этих ответов определяется по списку №

2).

 

Фигура 1

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.

 

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные существа. (10) Сердце

 

(«любовь»). (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37)

Человек, мужчина. (31) Яблоко.

 

 

Фигура 2

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (64) Дерево и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.

 

1 балл (от 2% до 4,99%)

 

(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.

 

 

Фигура 3

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.

 

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные шарики. (64)

 

Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки.

 


(28) Цветы.

 

Фигура 4

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека.

(4) Хвост животного, хобот слона.

 

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник.

 

(4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки.

(8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58)

 

Сверхъественные существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.

 

 

Фигура 5

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо человека. (65) Зонт.

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.

 

 

Фигура 6

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37)

 

Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.

 

 

Фигура 7

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ;

 

(62) Серп.

 

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37)

 

Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1)

Очки. (18) Самокат.

 

(60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.


 


Фигура 8

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.

 

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.

 

 

Фигура 9

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква М.

 

1 балл (от 2 до 4,99%)

 

(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.

 

 

Фигура 10

0 баллов (5% и более ответов)

 

(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо человека. (4) Лиса.

 

1 балл (от 2% до 4,99%)

 

(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58) Сверхъестественные существа. (45) Цифры. (37) Человек, фигура.

 

СПИСОК № 2.Категории ответов,оригинальность которых оценивается2

 

баллами с указаниями категории.

 

(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. (3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья. (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки,

 

шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур. (41) Буквы: одиночные или блоками, знаки

препинания. (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде (39) Воздушный

 

змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан,

 

пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды

абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в

 

том числе новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его

голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка,

 

медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик; (63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик,

 

марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.


 


(11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол.

 

(22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток. (54) Космос:

 

космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный аппарат:

бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка:

арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.

(6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки

 

грязи, снежки. (59) Наземный транспорт – см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. (38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая

 

Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги,

тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка,

 

парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные

 

лучи, ураган. (36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка,

 

кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка. (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли, кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. (58)

 

Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир,

ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см. «Небесные тела». (55) Спорт:

 

беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка,

 

футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище,

 

укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас,

апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28)

Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. (45) Цифры. одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы: будильник, песочные часы,

 

секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная

личность, старик. (56) Человек из палочек: см. «Человек». (10) Человек, части

 

его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.

(25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

 



2015-11-27 1034 Обсуждений (0)
Задания Б-7: Навыки и способности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания Б-7: Навыки и способности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)