Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование государственных закупок



2015-11-27 694 Обсуждений (0)
Регулирование государственных закупок 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Почему тема очень актуальна? Потому через систему государственных закупок расходится львиная доля бюджетных средств - порядка 13 млрд.

 

Закупочная система в РФ состоит из 3-ех подсистем:

 

а) Государственная закупка - регулируется №44 ФЗ.

б) Так называемые корпоративные закупки - закупки компаний с государственным участием. Регулируется №223 ФЗ.

в) Иные публичные закупки - не регулируется специальным законодательством, это те субъекты, которые сами решили проводить закупки, тем самым связывая себя неким внутренним регламентом. А разве связали себя регламентом - вы подпадаете под ФЗ «О защите конкуренции».Это закупки осуществляются по ГП.

 

ФЗ №94 уже не существует!

Ежегодно увеличиваются расходы государственного бюджета. Вместе с этим увеличивается количеством средств, которые осваиваются через ФЗ №44. Всегда тогда говорят, что закон плохой. Но тут уместна аналогия с ПДД: в Германии такие же точно правила, что и у нас, однако практика применения совершенно иная. Так что не надо ругать закон.

 

Как бы мы не хотели, все равно придется заниматься данной темой.

 

У Америки самая развитая нормативная система государственных закупок. Одновременно там и самый высокий контроль.

 

Начнем с истории становления законодательства о государственных закупках. Первое упоминание о государственных закупках - 1654 год о поставке сухарей, уже там был прописан конкурс. Если открыть учебник русского ГП Шершеневича, то увидим, что он описывает государственные закупки так: приходят купцы, заказчик ставит свечку и пока свеча горит, купцы торгуются. Догорает свеча - заказчик записывает цены и выбирает самую высокую, кто предложил самую большую сумму - тот и победил. Но может быть и запечатанный конверт - это от тех купцов, кто не мог участвовать. Если в письме выше цена, то тогда выиграет он. Однако вместе с тем была переторжка: сразу победителя не объявляли. На следующий день купцу надо было прийти и уже окончательно назвать свою цену. Сейчас в государственных закупках подобного нет, в корпоративных и иных - есть. В государственных нет, так как тогда терялся бы смысл первого этапа.

 

При переходе на плановые закупки в СССР закупки исчезли. Почему? Потому что государственные закупки - институт капитализма. В государственной экономике заказчик сам выбирает лицо и приказывает ему сделать что-то. Никакой конкуренции нет, просто доведение воли до подчиненного. Сейчас такое осталось в отношении 3-ех субъектов:

 

а) ГУПы и МУПы - обязаны осуществлять заказ, даже если он убыточен. Собственник покроет убытки.

б) В сфере обороны.

в) Лица с доминирующим положением на рынке.

 

Сейчас государственные закупки понимают совершенно разные авторы понимают по-разному. Почему? Потому что кто-то исходит из государственного заказа 20 века, а кто-то 21 века.

 

После того как распался СССР возникла необходимость в государственных закупках. А как регулировать? В 1992 году принимается первый ФЗ РФ о государственных закупках - был всего на 4 страницах и его никто никогда не применял. Настолько не применяли, что Правительство издало Постановление, которым обязало соблюдать закон. Однако никто так и не соблюдал. В 1994-ом году пытаются что-то делать, к декабрю 1994 года принимается несколько ФЗ: «О закупках и поставках с/х продукции, сырья и продовольственных нужд», потом ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Но в целом закупочной системы нет - при этом ничего нормально не работает.

 

Закупка в рамках государственного резерва - часть оборонной сферы.

 

Понимая, что парламент не адекватен, группа лиц уговаривает Президента подписать Указ, который бы все это регулировал - 8 апреля 1998 года №305. Отсюда и начинает формироваться система закупок.

 

Через несколько месяцев другая группа лиц обратила внимание, что их интересы нарушаются, воровать становится сложнее. Принимается решение, что надо принять еще один ФЗ о закупках - принимается в 1999 году ФЗ «О конкурсах». Это самый коррупционный закон в мире: настолько, что один федеральный министр запретил подведомственным министерствам его применять и сказал, что надо использовать Указ №305 Президента.

 

Смотря на это, субъекты РФ решают принять свои собственные законы о государственных закупках. Было принято порядка 20-30 законов в это время, которые противоречили и друг другу, и Конституции.

 

В 2000-ом году приходит Путин. В 2002 году идет поручение Правительству разработать кодекс государственных закупок. Правительство разрабатывает, в 2004 году начинается его согласование. В 2005 году принимается стратегическое решение назвать данный ФЗ не кодексом, а ФЗ «О размещении заказов».21 июня 2005 года принимается №94 ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2006 года.По объему он раз в 20 больше всех существующих до этого момента.

 

Это было очень сложный и непонятный закон - отсюда такое дальнейшая такая нелюбовь к нему. Поэтому вся страна вступила в негласный сговор по саботированию данного закона. Пошли различные псевдонаучные статьи, которые говорили, что не надо применять ФЗ, если вы не удовлетворяете государственные нужды. Так пошла идея, что если я не удовлетворяю государственные нужды, то не надо и использовать данный ФЗ.МГУ поступило, кстати, также. Стало модным делить нужды на собственные и государственные: только 1% тогда использовали как государственные.

 

Общий вывод: невозможно собственные нужды учреждений отделить от государственных.

 

Поэтому в июле 2007 года внесли столько поправок, что он стал в 2 раза больше. Было изменения касательно нужд: вы можете свои нужды как хотите, но я как законодатель называю их нужды заказчиков, поэтому вы должны использовать государственный заказ всегда. Даже на 1 копейку нужен государственный заказ.

 

Специалисты в данной сфере, которых надо прочесть:

 

1) Беляева О.А. «Правовые проблемы аукционов и конкурсов». Монография идеальная, но правое проблемы не у аукционов и конкурсов, они могут быть только у людей. У нее еще много статей.

2) Андреева Л.В. «Правовое регулирование товаров, работ и услуг для федеральных нужд».

3) Шевченко Л.И., диссертация 2001 год.

4) Белов В.Е., 2011 год.

5) Кирпичев А.Е. «Муниципальный заказ и муниципальных контракт».

6) Тассалов Ф.А. «Контрактная система в России и США: сравнительно-правовой аспект».

 

В 2007 года пришлось в общем всем применять данный закон. Закон был очень сложный - в том, что слова вроде бы понятные, но читается сложно. Начала нормально формироваться закупочная система.

 

Кстати, в чем революция ФЗ№94? Отменялись все акты субъектов, создана единая система закупок для всей страны. Все 200 тысяч в стране заказчиков должны проводить закупки на одном сайте - zakupki.gov.ru. Что это означало на практике? Надо везде провести интернет - без него не было закупок. Сразу у всех появился интернет. Но помимо этого надо былонайти людей, которые разберутся в законе и в самом компьютере. Отсюда в законе была запись, обязывающая обучать людей всему этому. В 2008 году опять внесены поправки: не менее 2-ух участников заказчика должны проходить обучение. Потом сократили до одного. Почему? А потому что реально ничего из этого не делалось.

 

В итоге система стала единой и прозрачной. Главным способом закупок провозглашался аукцион, а не конкурс - отличие от всех Европейских стран.

 

Однако по факту если проводится конкурс, то в конечном итоге решение принимается человеком. И если комиссии есть приказ от начальников, чтобы выиграл кто-то конкретный - то он и станет победителем. А если мы все ведем через аукцион - то решает компьютер и исчезает человек.

 

Все закупки проходят 2 этапа:

 

1) Допуск/недопуск заявок. Это ответ на ранее опубликованное извещение.

2) Торги - сначала это было место, а потом уже процесс.

 

Так что если говорим о аукционе - то тут тоже надо смотреть на качество продукции. Просто я уже при рассмотрении заявок просматриваю качество продукции.

 

Система такова:

 

1. Извещение о том, что мне что-то надо.

2. Отправка заявок - все они являются офертой.

3. Торги.

 

В 2008 году избирается Президентом Медведев и с 2009 года начинается компания против ФЗ №94: в СМИ описывают реальные случаи в закупках, например, закупка мерседеса для детского дома и так далее. У народа возникает сразу вопрос: что это происходит? Если закон такой хороший, то почему все так?

 

Специалист скажет, что ФЗ №94 никак не касался этой проблемы. Почему? Потому что он регулировал только размещение.Этот закон - просто регламент по осуществлению закупок, по сути, просто инструкция. Специалисты стали говорить, что это проблема формирования заказа - тогда это уже сфера бюджетного кодекса. А исполнение заказа, кстати, через ГК РФ. Все эти 3 сферы противоречили друг другу.

 

Пошла волна на бытовом уровне, потом уже в высших эшелонах. Пиком давления было 13 апреля 2010 года - Послание Президента РФ, где он говорил, что 1 трлн осел в карманах чиновников и все типа плохо.

 

2 профильных ведомства по-своему восприняли все это: МинЭкономРазвития и ФАС. Это в принципе самые важные органы: первый орган регулирует, а второй контролирует. МинЭкономРазвития тогда предложил ФЗ «О федеральной контрактной системе». Все сразу о нем заговорили. Оказалось, что все разработало законопроект ВШЭ. Тогда ВШЭ собрало всю школу, прессу и позвали Навального в придачу. Там тогда обсуждали вот этот проект ФЗ.

 

Какие были негативные моменты в этом законопроекте? Вроде бы все красиво, но есть серьезные ошибки: добросовестность государственного заказчика. Но если мы введем это, то тогда будет возможна прямая закупка, без аукционов. Хотели еще ввести конкурс как основной способ закупки, а не аукцион. Было много новых слов: контрактная служба, контрактные офицеры(называли так юридический отдел) - аналог contract officer. В общем, это был летучий корабль, который не полетит. Называли тогда такой проект «межгалактическим».

 

Поддержка была на самом высоком уровне. ФАС встала насмерть: никогда не будет принято. МинЭкономРазвития - наоборот толкала продвижение данного закона.Тогда была идея, кстати, МинЭкономРазвития - упразднить ФАС.

 

Но все же дотерпели до 2012 года и после избрания Путинарезко снизился накал. Шувалову было поручено курировать согласование новой редакции проекта ФЗ. Долго-муторно согласовали новую редакцию закона. Было вычеркнуто слово «федеральный», принято стратегическое решение - сохранить все плюсы ФЗ №94. Приняли этот закон 5 апреля 2013 года. Вступил в силу 1 января 2014 года.

 

А зачем приняли вообще этот закон, если ФЗ №94 был хорошим? А потому: данный закон регулировал только размещение заказов.Все проблемы перетекли в формирование и исполнение заказа. Поэтому новый закон должен был урегулировать и формирование, и размещение, и исполнение. Даже контроль за исполнением ввели. Сейчас ФЗ №44 все это делает.

 

По корпоративным закупкам- в момент гонений на ФЗ №44 Счетной Палате была поручена проверка деятельности государственных корпораций. Провели и о результатах смолчали. Поняли, что там творится какой-то полный мрак и что страна ничего этого не видит. Почему? А потому что такие закупки плохо урегулированы. Поэтому руководство страны стояло перед таким выбором: либо всех сажаем, либо определить правила игры, а потом уже сажать. Видимо, пошли по второму пути. Было дано указать разработать закон о закупках в государственных корпорациях. Его и создали. Решили еще туда впихнуть еще ГУПы, МУПы, РосАвтоДор, а потом туда еще автономные учреждения. Потом еще вспомнили про естественные монополии и организации с государственным участием. Тогда решили в последний момент исправить и назвать некорректно «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закупки то осуществляют не отдельные виды юридических лиц. ФАС сказал, что это самый либеральный закон по закупкам в мире.

 

В чем соль этого закона? Как раньше осуществляли закупки, так и делайте. Но! Теперь размещайте все заказы на zakupki.gov.ru. Вступил в силу данный ФЗ с 1 января 2013 года. При этом, кстати, через этот закон идет такая же сумма как и через ФЗ №44.

 

А почему такой закон маленький? ФЗ №44 все за вас урегулировало. Потому что там нужно придумать свои собственные правила - положение о закупках, и разместить его на сайте. В 223 ФЗ вам изначально не дают никаких правил, решайте все сами.

 

Когда приняли этот ФЗ была мертвая тишина. Через 10 месяцев стало понятно, почему - вот только тогда стали кричать. Почему? Этот ФЗ стал распространятся на дочерние компании - именно там и сидела коррупция. Тогда стали говорить о том, что некоторые компании надо вывести из-под действия данного закона. Но так почти никого и не вывели.

 

Почему корпоративные закупки? А чтобы отделить от государственных закупок. Хотя здесь и не совсем корпорации: государственные корпорации не являются нормальными корпорациями.

 

Что такое иные публичные закупки? Это все закупки, которые не обязывают использовать ФЗ №223 и ФЗ №44.Но! Тут нужно соблюдать законодательство о защите конкуренции.

 

Субъекты:

 

Участники по ФЗ №44:

 

Заказчики(общее понятие): государственные заказчики + бюджетные учреждения.

 

а) Государственные заказчики - государственные органы, в том числе органы государственной власти, муниципальные органы, казенные учреждения, РосАтом, органы управления государственными внебюджетными фондами. Все они указаны в ФЗ №44. Так же сказано, что сюда входят другие получатели бюджетных средств, которые указаны в БК.

б) Бюджетные учреждения(иные заказчики) - выделили в связи с появлением различных видов иных учреждений(частные и другие). Важно! Ониявляются заказчиками и по ФЗ №44, и по ФЗ №223.

 

Как определить по какому закону осуществлять закупки?

 

а) ФЗ №44 - если речь о расходах из бюджета.

б) ФЗ №223 - если же расходы осуществляются из доходов от разрешенной экономической деятельности.

 

Вот МГУ: если речь о прямом бюджетном финансировании, то идем через ФЗ №44, если же расходуем средства от студентов платников - ФЗ №223. В чем большая разница? В ФЗ №44 четкая структура закупок, а закупки по ФЗ №223 осуществляются по правилам, которые МГУ сам себе придумал. Следовательно, по ФЗ №44 у нас меньше свободы, а по ФЗ №223 - больше. Так, например, если идем по ФЗ №44 - надо осуществлять конкурс, а если по ФЗ №223 - далеко не всегда. Так, если мы хотим, чтобы Суханов у нас читал лекции, то явно лучше через №223 идти.

 

А что значит: закупки через №223? Прописать в своем положении основания совершении закупки - можно прописать такое основания как заключение договора для оказания определенных услуг. В ФЗ №44 такое невозможно.

 

в) Другие получатели средств бюджета - написано в законе. Но кто это? А вот те же самые, что и государственные заказчики + иные лица, указанные в БК(это всякие военные «штучки» - военные части, объединения, управления военного управления).

 

Являются ли ОАО «РЖД» получателями бюджетных средств? С экономической точки зрения и с точки зрения нормального человека - да, конечно. Но с юридической точки зрения все иначе: РЖД не являются получателями бюджетных средств по БК. А значит, что не надо руководствоваться ФЗ №44.

 

Участники по ФЗ №223:

 

а) Государственные корпорации

б) Государственная компания

в) Естественные монополии

г) Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности

д) Автономные учреждения

е) Хозяйственные общества с государственным участием

ё) ГУП и МУП

к) Их дочерние и внучатые предприятия

 

В некоторых случаях данные участники становятся заказчиками по ФЗ №44: по средствам, идущих из бюджета и направленных на капитальное строительство.

 

Если вы не являетесь заказчиком ни по ФЗ №44, ни по ФЗ №223 вы не обязаны проводить сложные закупки. Но при этом много организаций, которыесами себя обязываютпроводить такие закупки. Зачем они это делают? Престиж, да удобно и дешевле - можно все закупки проводить через одну систему. Само наличие подобных процедур сокращает издержки: прозрачность выше, легче отследить.

 

На сумму до 100 тысяч рублей можно осуществлять закупку у любого поставщика и как угодно.Если мне надо купить ручку, то не надо проводить конкурс или другие процедуры.

 

Чем принципиально отличаются закупки по ФЗ №44 и по ФЗ №223? В ФЗ №44 процедура прописана полностью, а в ФЗ №223 - ничего такого нет, вы сами разрабатывает положение о закупках, которые размещаете на официальном сайте. Отсюда легче осуществлять закупки по ФЗ №223.

 

Кто может осуществлять принимать участие(с другой стороны) в государственных закупках? То есть, кто может быть участником закупки? Любое физическое или юридическое лицо. А что по ФЗ №223? То же самое +совокупность юридических лиц(консорциумы). Консорциумы - простое товарищество, которое создано для цели реализации конкретного проекта. А значит в ФЗ №44 консорциумы не являются участниками.

 

Когда вы становитесь участником закупок? С момента появления права обжалования.

 

3 точки зрения:

 

а) Все существующие в мире юридические и физические лица могут обжаловать закупку и тем самым стать участником.

б) Только тот субъект, который подал заявку заказчику.

в) Субъекты, которые каким-либо образом проявили интерес в участии в данной закупки: подали заявку, пришли в закупочную комиссию, поспрашивали и так далее. Такая точка зрения сейчас преобладает на практике.

Государственные органы в сфере государственных закупкок:

 

а) ФАС - Контроль в сфере закупок осуществляет ФАС черезрегиональные управления,либочерезцентральный аппарат.Как правило, участники закупок сразу идут в центральный аппарат, поскольку не верят в эффективность МСУ. Сейчас хотят внести поправки в регламент ФАС: в центральное управление можно будет пойти только после территориального управления.

б) МинЭкономРазвития - принимает регулирующие акты в данной сфере.

в) Счетная Палата - в первую очередь проверяет заказчиков по ФЗ №223, да и в принципе осуществляет надзор.

г) РосФинНадзор - очень редко когда можно встретить.

д) Генеральная прокуратора.

 

Контрактная система - нынешний ФЗ №44 регулирует все стадии осуществления закупок.По сути, это совокупность участников и совершаемых ими действий для осуществления государственных и муниципальных нужд.

Принципы контрактной системы:

1) Открытость, прозрачность информации о контрактной системе - все закупки публикуются на одном сайте. Однако иногда это ведет к нарушению права на коммерческую тайну, в связи с чем некоторых субъектов хотят выйти из-под сферы действия ФЗ-ов.

 

2) Обеспечение конкуренции - является ли конкуренция благом? Кичик считает, что данная сфера является априори конкурентной.

 

Что у нас за рубежом? Все страны кроме Украины и Японии поддерживают своих поставщиков. Япония - причина здесь в том, что США 3 раза подряд спасала их. А Украина? Неясно. Даже Всемирный Банк написал, что поддерживать своих производителей можно(можно прибавлять сразу 20% к цене, если речь идет о своем производителе).

 

Но! Преференция делается в пользу товара. Так что если пришел наш производитель, но предлагает иностранный товар, то мы его как бы не считаем за своего.

 

Как ограничивается конкуренция? Национальный режим действует относительно тех, с кем есть международный договор(Армения, Белорусия, Казахстан). При этом если какая-то страна чинит РФ препятствия в закупках, то ФЗ №44 позволяет ответить такими же или более сильными мерами. Еще стоит помнить, что нельзя закупать военную продукцию за рубежом. А лекарственные средства только в РФ +Армения, Белорусия, Казахстан и еще пару.

 

Можно ли ограничить конкуренцию в закупках в РФ? Можно, если участниками являются субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Сейчас надо как минимум 15% закупок делать у малых предприятий и социально ориентированных предприятий. Это в ФЗ №44. В ФЗ №223 - 18% надо осуществлять у малых и средних предприятий. Так же можно осуществлять прямую закупку для УИ учреждений и организаций для инвалидов.

 

3) Профессионализм заказчиков(ч.6 ст. 38).

4) Стимулирование инноваций - закупки осуществляются на 5-7 лет вперед.

5) Единство контрактной системы - она одинакова для всех.

6) Ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд - закупка ведется лицом с начала и до конца.

7) Эффективность осуществления закупок - работает принцип: на ту же сумму, но более высокого качества или того же качество на меньшую сумму.

 

Прокьюремент - система организации государственных закупок товаров, работ и услуг.

 

Понятие «закупка» появилось только в ФЗ №44. Определение есть опять же в ФЗ №44.

 

Закупка - совокупность действий, осуществляемых заказчиком, которые начинаются с определения поставщика и заканчивается завершением исполнения обязательств по контракту.

 

Пороговые значения(ценовые пороги):

 

На сумму до 100 тысяч рублей можно осуществлять закупку у любого поставщика и как угодно.Если мне надо купить ручку, то не надо проводить конкурс.

Есть типовой закон ООН по закупкам, по которым страны должны разработать свой закон. Но есть большая особенности:

 

Узбекистан - самый низкий порог - до 3 тысяч $. Но конкурс только от 100 тысяч $.

 

Белорусия - ввели базовые величины(аналог нашему у.е.).

 

Россия - до 100 тысяч рублей закупка у кого угодно, от 100 до 500 - запрос котировок, от 500 тысяч рублей - торги.

 

Украина - 100 тысяч гривен(на товары и услуги), 300 тысяч гривен(на работы).

 

ЕС - 154 тысячи евро.

 

США - 50 тысяч $.

 

Швейцария - 263 тысяч франков.

 

Азербайджан - очень высокий порог.

 

Способы определения поставщиков(способы закупок):

 

1) Торги:

 

а) Конкурс - Бывают закрытые, двухэтапные, открытые, с ограниченным участием. Если закрытый, то не публикуется на официальном сайте. Как правило, это в сфере обороны.

 

б) Аукцион - Бывают закрытые, открытые электронный. Если закрытый, то не публикуются на официальном сайте. Как правило, это в сфере обороны. Проводится только в электронной форме. Чтобы принимать участие, то надо заранее получить электронную подпись, аккредитоваться на специальной площадке, а потом еще установить специальную программу.

 

Иногда заказчики может заключать договор себе в убыток: поставляю товар + сам доплачиваю. Но такое бывает тогда, когда надо создать себе хороший имидж перед какой-либо крупной государственной закупкой. Есть еще рейдеры - заключают договор, потом не исполняют, сговариваются с теми, кто занял второе место и те автоматически становятся победителем.

 

Сейчас уже при начале торгов надо внести 5% цены. Дальше - больше.

 

2) Запрос котировок - упрощенный вид аукциона. Победитель тот, кто предложил наименьшую цену за контракт. Означает ли это, что мы будем покупать дешевую продукцию низкого качества? Нет, поскольку все проверяют на стадии допуска заявок. Это самый простой способ закупок.

3) Запрос предложений - упрощенный вид конкурса. Проводится в очень редких случаях: при закупке экипировке олимпийской сборной.

4) У единственного поставщика(исполнителя, подрядчика) - единственный неконкурентный способ. Это прямая закупка у кого хотим. В законе прямо перечислены случаи такого. Для государственных образовательных учреждений порог повышен до 400 тысяч рублей, а значит МГУ может закупать напрямую по цене до 400 тысяч. Так же это когда заранее установлены тарифы на такую продукцию, закупка у естественных монополий. Как показала практика, в некоторых случаях без закупок у единственного поставщика обойтись нельзя: например, когда надо закупить в срочных обстоятельствах(стихийные бедствия и подобное). Это когда у нас пожар, мы звоним и говорим: тушите за любые деньги! Был курьезный случай: закупка у страховых, которые все имеют одинаковые условия. В итоге все передрались и заказал тот, кто набил всем морды. Кстати, потом была придумана лотерея - просто крутили барабан и кому повезло - тот и съел.

 



2015-11-27 694 Обсуждений (0)
Регулирование государственных закупок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование государственных закупок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (694)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)