Типы показательно-степенных уравнений и способы их решения
Всюду далее f(x), g(x), h(x) – некоторые выражения с неизвестной x. I тип:
Решение уравнения (6) на ОДЗ сводится к решению совокупности
II тип:
Решение уравнения (7) на ОДЗ сводится к решению совокупности
Пример 1. Решить уравнение Решение. Способ 1. Имеем уравнение типа (2). Решаем логарифмированием по основанию 3. Получаем
Способ 2. Преобразуем правую часть при помощи основного логарифмического тождества: Получили уравнение типа (4), которое решаем по свойству равенства степеней:
Пришли к ответу: Пример 2. Решить уравнение Решение. Выполним необходимые преобразования; сведем показательные выражения к одному и тому же основанию 3.
По свойству степеней Получаем ответ: Пример 3. Решить уравнение Решение. Преобразуем уравнение
Имеем квадратное уравнение относительно
Корнями последнего уравнения являются значения Возвращаясь к неизвестной x, имеем совокупность:
Первое уравнение совокупности решений не имеет. Решаем второе уравнение:
Получили ответ: Пример 4. Решить уравнение Решение. Выполним необходимые преобразования
Имеем однородное уравнение. Разделим обе части уравнения на
т.е. получили квадратное уравнение относительно
откуда
Возвращаемся к старой переменной:
Получили ответ: Пример 5. Решить уравнение Решение. 1 способ. Подбором убеждаемся, что
Рис. 12 Способ 2.Разделим обе части уравнения на
Заменим При Получили ответ: Пример 6. Решить уравнение Решение. ОДЗ: x = 2, 3, …, n, … . Перепишем уравнение в виде
Разделим обе части уравнения на
Вводим замену Возвращаемся к старой переменной:
Но ни один из корней не подходит по ОДЗ. Следовательно, уравнение корней не имеет. Пример 7. Решить уравнение Решение.ОДЗ: x ¹ 2.
Решением является совокупность
Корень x = 2 не подходит по ОДЗ. Получили ответ: x = 1, x = 3. Задания
I уровень 1.1. Установить, имеет ли уравнение корни: 1) 3) 5) 7) 1.2. Определите, сколько корней имеет уравнение 1.3. Решите уравнения: 1) 3) 5) 7) 9) 11) 13)
II уровень 2.1. Решите уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 2.2. Найдите значение выражения
III уровень 3.1. Решите уравнение: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13)
14)
15) 16) 17) 3.2. Найдите сумму корней уравнения
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |