Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 22. Производство по делам в отношении несовершеннолетних



2015-11-27 609 Обсуждений (0)
Тема 22. Производство по делам в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие и основания выделения производства по отдельным категориям уголовных дел.

Производство по делам в отношении несовершеннолетних как одно из проявлений дифференциации процессуальной формы. Основания применения уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство по делам несовершеннолетних.

Особенности производства по делам несовершеннолетних, относящиеся к общей части уголовного процесса. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних. Обязательное участие защитника. Участие в деле законных представителей. Применения мер пресечения к несовершеннолетним. Вызов несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого.

Досудебное производство по делам несовершеннолетних. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. Производство следственных действий. Окончание предварительного следствия. Непредъявление несовершеннолетнему обвиняемому части материалов дела. Прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия.

Судебное производство по делам несовершеннолетних. Закрытое судебное разбирательство. Участие в заседании законных представителей. Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания. Обсуждение дополнительных вопросов судом при постановлении приговора. Основания и порядок применения судом к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания несовершеннолетнего осужденного с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних.

Семинарское занятие. 1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних как проявление дифференциации процессуальной формы. 2.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 3.Особенности предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 4. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего.

Самостоятельная работа. Судебное производство по делам несовершеннолетних. Закрытое судебное разбирательство. Участие в заседании законных представителей.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7– ФКЗ) // РГ от 21.01.2009. №7.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.11.2001 г. № 174-ФЗ (со всеми последующими изменениями)

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012.

2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .

3. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996.

4. Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995.

 

Дополнительная литература:

1. Судебная практика к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Сост. В.П.Божьев, Р.Д. Лисицин; Под общ. Ред. В.М. Лебедева; Науч. Ред. В.П. Божьев. – Спарк, 2005. – 1374 с.

2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .

3. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие / под ред. В.П. Верина – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 589с.

4. Уголовный процесс: учебник 3-е изд./ отв.ред. Гриненко В., 2012.

5. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .

6. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Баранов А.М., Булатов Б.Б. 3-е изд. пер. и доп., М.: Издательство Юрайт, 2012.

7. Уголовный процесс: учебник для бакалавра. Божевьев В.П., М.: Издательство Юрайт,2012.

Методические указания

Учебные вопросы

1. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних как проявление дифференциации процессуальной формы.

2. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

3. Особенности предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

4. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего.

 

Современное российское уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., и иных международных актах, а также Конституции РФ и других национальных законов. Международные правила и стандарты призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Особые процессуальные механизмы и процедуры обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства учитывают следующие обстоятельства:

1. «верхним» возрастом несовершеннолетия признан возраст 18 лет;

2. в уголовном законодательстве России несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч.1 ст.87 УК РФ);

3. по общему правилу уголовной ответственности может подлежать лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста;

4. лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности только за умышленные преступления, перечень которых установлен в законе (ч.2 ст.20 УК РФ);

5. не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими (ч.3 ст.20 УК РФ);

6. охрану прав и законных интересов недееспособных или частично недееспособных несовершеннолетних в уголовном процессе осуществляют наряду с защитниками их законные представители;

7. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ) и лишь в некоторых случаях из этого правила сделаны исключения (ст.21, 27 ГК РФ, ст.13 СК РФ) и др.

Обстоятельства, подлежащие установлению: наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения (источниками сведений об этих данных является свидетельство о рождении либо общегражданский паспорт. При отсутствии официального документа, а также в случае сомнений относительно его подлинности, обязательно назначается судебно-медицинская экспертиза. В этом случае возраст надлежит считать последним днем того года, который назван экспертами).

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (это необходимо для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей);

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное производство в порядке, установленном статьей 154 УПК РФ. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила настоящей главы.
Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ.

При решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном статьей 105 УПК РФ.
О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.

Порядок допроса:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

Данный порядок распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, то следователь и дознаватель вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд.

Суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним этих требований суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Прекращение уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия не допускается, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

По ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие.
После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему в необходимых объеме и форме содержание судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие, и представляет несовершеннолетнему подсудимому возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы общие особенности производства по делам несовершеннолетних?

2. Каков предмет доказывания по делам несовершеннолетних?

3. Участие защитника и законного представителя?

4. Каковы особенности судебного разбирательства и когда суд вправе освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности, а когда - от наказания?

 

 



2015-11-27 609 Обсуждений (0)
Тема 22. Производство по делам в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 22. Производство по делам в отношении несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)