Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА ЛОБНЯ



2015-11-27 2600 Обсуждений (0)
ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА ЛОБНЯ 5.00 из 5.00 3 оценки




ОБ АВТОРЕ

Т.Рогова родилась в Красной Поляне в 1959 году. Окончила Краснополянскую среднюю школу и Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. В 1982-1995 годах преподавала географию в средней школе №7. Вместе с директором городского музея боевой и трудовой славы П.Колычевым в 1994 году написала книгу «Лобня. Природа. История. Хозяйство».

В марте 1995 года перешла работать в газету «Лобня». Корреспондент, заместитель главного редактора, главный редактор газеты, заместитель директора-главного редактора ГБУ «Лобненское информационное агентство Московской области».

Награждена почётным знаком «За заслуги перед городом Лобня», почётной грамотой Губернатора Московской области, а также медалями «В память 850-летия Москвы», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» 2002 года и «90 лет ВЛКСМ».

 


Т.РОГОВА

ЛОБНЯ

 

Копирование полной авторской версии книги запрещается. При копировании её отдельных частей обязательно указывать автора и название книги.


СОДЕРЖАНИЕ

К ЧИТАТЕЛЯМ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НАЗВАНИЕ ГОРОДА

СИМВОЛЫ ГОРОДА

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА ЛОБНЯ

НАГРАДЫ ГОРОДА ЛОБНЯ

ПРИРОДА

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ТЕКТОНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

ИСТОРИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕЛЬЕФ

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

КЛИМАТ

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

ПОЧВЫ

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

ЖИВОТНЫЙ МИР

ОХРАНА ПРИРОДЫ

ИСТОРИЯ

Историческая реконструкция

Революция 1905 года

Первая мировая война

Февральская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года

Момент истории

Великая Отечественная война

Момент истории

УПРАВЛЕНИЕ

МИКРОРАЙОНЫ ЛОБНИ

КИОВО

КРАСНАЯ ПОЛЯНА

ГОРКИ КИОВСКИЕ

НЕСТЕРИХА

КАТЮШКИ

БУКИНО

ВОСТОЧНЫЙ МИКРОРАЙОН

ДЕПО

ЛУГОВАЯ

ЮЖНЫЙ МИКРОРАЙОН

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МИКРОРАЙОН

МОСКВИЧ

ТРЕТИЙ МИКРОРАЙОН

ХОЗЯЙСТВО

НАСЕЛЕНИЕ 1

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Машиностроение и металлообработка

Промышленность строительных материалов

Лёгкая промышленность

Химическая промышленность

Бумажная промышленность

Пищевая промышленность

СТРОИТЕЛЬСТВО

ДОРОГИ И ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

ТРАНСПОРТ

Автотранспорт

Железнодорожный транспорт

СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

БЛАГОУСТРОЙСТВО

ТОРГОВЛЯ И СНАБЖЕНИЕ

ОБЩЕПИТ

СФЕРА УСЛУГ

НАУКА

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ОБРАЗОВАНИЕ

МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

КУЛЬТУРА

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СПОРТ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И ОБЛАСТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗНОПРОФИЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ХРАМЫ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


К ЧИТАТЕЛЯМ

«Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили многие века наши отцы и деды. Родиной мы её зовём потому, что в ней родились, в ней говорят на родном нам языке, она как мать защищает и бережёт нас. Но на необъятных просторах России есть уголок, который нам ближе и роднее, это то место, где ты живёшь. И имя этому месту – Подмосковье. Это твоя малая родина. Малая – не потому, что её территория не так уж велика, а потому, что она ближе к каждому из нас, здесь мы родились и живём…», - такие очень простые, но понятные и проникновенные слова я прочитала в учебнике по краеведению Подмосковья. Здорово, правда? Лучше и не скажешь.

Эта книга – о моей малой родине. О городе, который стал родным и близким тысячам людей, родившимся и выросшим здесь или приехавшим возводить жилые дома, строить дороги, выпускать пряжу и электромоторы, кирпич и санитарные изделия, учить школьников, создавать семьи, рожать детей – в общем, жить.

2011 год – год пятидесятилетия города Лобня. Поэтому эту книгу я посвящаю нашему общему юбилею. Она повествует о большом, порой трудном пути становления, развития города. Однако 50 лет – это только маленький, городской, отрезок жизни Лобни. Городом она стала 18 декабря 1961 года. А до этого были, как минимум, известные историкам пять сотен лет деревенской жизни. Я очень долго думала, как называть Лобню XVII или XIX века. Регион – современно, район – не соответствует истине, территория – очень официально. А потом пришла идея: лобненская земля. Эти два слова объединяют все деревни и посёлки, которые существовали здесь многие века, пока не объединились в одно целое.

В этой книге четыре больших блока. К сожалению, я так и не смогла найти название для первого. Остальные три блока – природа, история, хозяйство. Ещё в 1994 году вышла в свет книга «Лобня. Природа.История.Хозяйство», которую мы с директором городского музея Прокопием Яковлевичем Колычевым написали совместно. В данной книге все разделы переработаны, исправлены и дополнены. По возможности были учтены замечания наших читателей. При подготовке было собрано много архивных материалов, воспоминаний старожилов, старинных карт, интересных сведений из книг, газет, Интернета. Огромный вклад в подготовку книги внесли бывшие и нынешние сотрудники газеты «Лобня»: В.Каменева, Л.Панина, Ю.Макаров, Ю.Медведев, С.Тарусина, М.Засько, Е.Фёдорова, Е.Козлова, В.Поляков, Э.Деева, Т.Стеняева, В.Шмелёва, наши внештатные корреспонденты Л.Шамина, Н.Кузьменко, А.Капустин, В.Ковалёв, Е.Ратникова, Т.Шеховцова. Я очень благодарна за помощь в поиске материалов активным и неравнодушным людям: Л.Лукиной, А.Лавровой, Н.Карпову, М.Чистовой, В.Лебедевой, Л.Костиной, В.Шишко, В.Ясинской. Отдельная благодарность всем старожилам, которые рассказали мне о прошлом нашего родного города: В.Колтыпину, И.Кузнецову, О.Николаевой, Л.Боровковой, Е.Глухову, Ю.Чечелеву, В.Тарасову, Г.Беляковой, Н.Машковой, М.Корчагиной, В.Кошкиной, В.Тимофееву, Н.Соколовой, Ю.Захарову, Е.Абрамовой, Ф.Карпову, Г.Филимоновой, Ю.Кирсановой, Н.Савельевой и многим другим. И, конечно, главная благодарность Главе нашего города С.Соколу. Только благодаря Сергею Степановичу эта книга вышла в свет.

Несколько слов о тексте. Внимательный читатель заметит, что использованы разные шрифты. Курсивом выделены воспоминания людей. В квадратных скобках среди курсива - мои замечания. Разделы отличаются по содержанию. Некоторые более полные, по некоторым на сегодня есть немного материалов, например, Отечественная война 1812 года или отмена крепостного права на лобненской земле – это темы для разработки краеведами. Буду очень рада, если вы прочтёте эту книгу. Приму любые замечания. Обращаюсь с огромной просьбой к старожилам: найдите время, напишите, пожалуйста, свои воспоминания о городе вашего детства и молодости. Это поможет создать наиболее полную историю Лобни. А ещё одна просьба – к нашим предпринимателям, к руководителям предприятий и учреждений. Начните создавать историю своего дела, своей организации. Чтобы через пятьдесят, сто лет потомки помнили о вас.

Ну, и напоследок. Да простит мне известный и уважаемый лобненский поэт Александр Дионисович Станишевский, если я чуть-чуть перефразирую его строчки:

Город Лобня!

Тебе суждено

Удивить континенты

И страны…

Я частичка твоя.

Здесь мой дом и окно

И тропинка

До Красной Поляны.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Город Лобня находится в северной части Московской области, в 12 км от МКАД, между Дмитровским и Ленинградским шоссе. Савёловская железная дорога делит город на две части, большая из них лежит к западу от магистрали. Рогачёвское шоссе пересекает город с юго-востока на северо-запад.

Лобня граничит с сельским поселением Федоскинское Мытищинского района, сельским поселением Лунёвское Солнечногорского района, сельским поселением Габовское Дмитровского района и с городским поселением Некрасовский Дмитровского района.

Площадь города – 2961,6 га, в том числе:

- земли населённого пункта – 2135,6 га;

- земли сельскохозяйственного назначения – 496 га;

- земли лесного фонда – 330 га.

В 4 км от города расположен аэропорт «Шереметьево».

Население на 1 января 2010 года составляло 71025 человек.

 

НАЗВАНИЕ ГОРОДА

Название города неизменно вызывает интерес со стороны его жителей и гостей. Надо признаться, что за долгие годы поиска так и не получен однозначный ответ. Точно можно сказать только одно. До строительства Савёловской железной дороги населённого пункта Лобня не существовало! Её проектировщики или строители в начале ХХ века Лобней назвали железнодорожную станцию. Это название перешло на пристанционный посёлок, который, возникнув и разрастаясь, превратился в рабочий посёлок Лобня, а в 1961 году был преобразован в город Лобня.

Ясно также, что железнодорожная станция была названа по реке Лобня, которая протекает в нашей местности. Однако не очень понятно, почему было выбрано это название. Ведь сейчас Лобню и рекой назвать трудно, это, скорее, речушка, заросшая тростником. И находится она далеко от железнодорожного пути. Да и в начале ХХ века она не была большой, к тому же между ней и дорогой была широкая полоса леса. Почему всё-таки Лобня? А не Киово, предположим? Большое село Киово было совсем рядом, имение графини Паниной. Ответа на вопрос долго не было.

И вот несколько лет назад в мои руки попала переизданная знаменитая карта Шуберта. В аннотации к ней было написано, что материалы к этой карте военные геодезисты начали собирать ещё в 30-х годах XIX века, а издана она была в 1860 году. Карта была такой точной и так искусно выполненной, что ею пользовались вплоть до 20-х годов ХХ века. Внимательно рассмотрев её, я нашла, надеюсь, правильный ответ.

Представим себе кабинет, где сидит над картой проектировщик и думает: «Вот здесь, на пересечении железной дороги и реки Клязьмы, будет станция. Назовём её Клязьмой. [Позже её переименовали в Хлебниково]. А следующую станцию поставим вот здесь и назовём её…А как мы её назовём? Ближайшая большая река называется…Лобня. Вот мы её так и назовём – станция Лобня!».

 

СИМВОЛЫ ГОРОДА

Официальными символами города являются герб и флаг.

ГЕРБ ГОРОДА ЛОБНЯ

Первый в истории города Лобня герб был утверждён решением исполкома Лобненского городского совета от 4 февраля 1980 года. В преддверии 20-летия города проект его разработал главный архитектор Лобни Иван Антонович Нагорный. Собрание представителей города Лобня 6 декабря 1994 года ещё раз утвердило тот герб.

Первый герб представлял собой геральдический щит, в верхней части которого бронзовая надпись «ЛОБНЯ». Щит был разделён вертикально на две части. Правая часть (при виде от зрителя) красного цвета – как традиционно сложившийся цвет, символизирующий героизм нашего народа. Левая часть герба – цвета светлого ультрамарина, что символизирует бескрайние просторы воздушного и водного пространства России.

В центре герба был расположен земной шар, а на его голубом фоне изображён белый самолёт и эмблема Аэрофлота. Это связано с тем, что исторически, экономически и географически город связан с Шереметьевским авиаузлом. В нижней части герба был расположен силуэт парящей над волнами чайки, как символ уникального озера Киово.

Новый герб Лобни был принят 9 октября 2003 года решением №41/481 Совета депутатов г.Лобня. Герб внесён в Государственный геральдический регистр РФ.

Прежний герб подвергся геральдической доработке, в которой приняли участие директор Художественной галереи В.Коробков, а также специалисты К.Мочёнов, Г.Туник, С.Исаев и Ю.Коржик.

В статье 3 Положения о гербе написано: «Композиция герба города Лобня отражает исторические и социально-экономические особенности. Город вырос из посёлка, возникшего в 1902 году при железнодорожной станции. Рассечение щита на лазурь и червлень аллегорически показывает железную дорогу, делящую город на две части. Вместе с тем, рассечение щита и красная его часть говорят о героическом прошлом города Лобня: в Великую Отечественную войну в ноябре-декабре 1941 года по территории современного города проходил рубеж обороны Москвы.

Красный цвет символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту. Синяя часть щита аллегорически показывает мирную жизнь и, вместе с тем, бескрайние просторы воздушного океана. Синий цвет соответствует небу, воздуху и символизирует красоту, истину, честь и добродетели.

Парящая чайка и чешуйчато изогнутая нить аллегорически символизируют уникальный памятник природы города – озеро Киово.

Серебро – символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Золото – символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия.

Административно-территориальная принадлежность города Лобня к Московской области показана включением в герб муниципального образования «город Лобня» вольной части – четырёхугольника, примыкающего к левому верхнему краю щита, червлёного (красного) цвета с воспроизведёнными в нём фигурами герба Московской области.

ФЛАГ ГОРОДА ЛОБНЯ

9 октября 2003 года Совет депутатов города Лобня принял решение №41/482 «О флаге муниципального образования «город Лобня» Московской области». В разработке флага участвовали В.Коробков, Г.Туник, С.Исаев и Ю.Коржик.

Флаг города Лобня представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделённое по вертикали на две неравные полосы. Вдоль древка – синяя полоса в ¼ длины полотнища, дальше – красная полоса в ¾ длины полотнища. На полотнище воспроизведены белые фигуры из гербовой композиции: в крыже на пересечении полос – чайка, а вдоль нижнего края красной части полотнища – отвлечённая чешуйчато изогнутая нить. «Композиция флага города Лобня отражает исторические и социально-экономические особенности. Город вырос из посёлка, возникшего в 1902 году при железнодорожной станции. Разделение полотнища на синюю и красную части аллегорически показывает железную дорогу, делящую город на две части.

Вместе с тем, разделение полотнища и красная его часть говорят о героическом прошлом города Лобня: в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по территории современного города главный рубеж обороны Москвы шёл вдоль железнодорожной магистрали.

Красный цвет символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.

Синяя часть полотнища аллегорически показывает мирную жизнь и, вместе с тем, бескрайние просторы воздушного океана. Синий цвет соответствует небу, воздуху и символизирует красоту, истину, честь и добродетели.

Чешуйчато изогнутая нить и парящая чайка аллегорически символизируют уникальный памятник природы города – озеро Киово».

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ПЕСНЯ

Символом города обычно является и её гимн. В Лобне пока нет своего гимна. Но на торжественных мероприятиях исполняется «Торжественная песня города Лобня» на слова А.Ковальковой, музыка А.Вальцева.

У самого сердца России,

У центра воздушных дорог,

Как молодость, лёгкий, красивый,

Зелёный цветёт городок.

Мы Лобнею нашей гордимся –

Ведь это родная земля.

Судьбой и душой с ней сроднимся.

Здесь Родины часть, часть меня.

 

На братских могилах в граните

Фамилии наших отцов,

Что отдали жизни Отчизне,

Страну защитив от врагов.

Печаль высока обелиска –

В ней память о прошлой войне.

Мы павшим поклонимся низко.

Живым – благодарны вдвойне.

 

Здесь Родина малая наша,

Здесь чайки кружат над волной.

Становится Лобня всё краше,

Искрясь родниковой водой.

В наследство потомкам оставим

Наш край, где так хочется жить.

Мы Лобню и любим, и славим,

И верно ей будем служить!

 

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА ЛОБНЯ

Первое положение о звании "Почётный гражданин города Лобня" было утверждено решением №236/4 исполкома Лобненского городского Совета народных депутатов от 27 февраля 1980 года. В нём было сказано, что "звание "Почётный гражданин города Лобня" присваивается исполкомом городского Совета народных депутатов за долголетнюю работу и особые заслуги в развитии промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, культурно-бытового обслуживания трудящихся, просвещения, здравоохранения и активное участие в общественной жизни города.

Первым среди удостоенных звания "Почётный гражданин города Лобня" стал В.Борисов.

21 июня 2001 года Совет депутатов г.Лобня принял решение №77/10 о Положении «О наградах города Лобня». В этом Положении говорится: «Звание «Почётный гражданин города Лобня» является признанием особых заслуг удостоенного его лица в деле социально-экономического развития города Лобня, повышения его авторитета в Московской области и Российской Федерации». Лица, удостоенные высокого звания, заносятся в Книгу Почётных граждан города Лобня, хранящуюся в Музее истории города Лобня.

Нагрудный знак отличия «Почётный гражданин города Лобня» представляет собой стилизованную восьмиконечную звезду с выпуклыми золотыми гранями. В центре знака в круг заключён герб города Лобня в соответствии с его цветовым решением. Красная лента обрамляет герб и заключает в себя надпись «Почётный гражданин города Лобня Московской области».

 

БОРИСОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В.Борисов родился 12 апреля 1913 года в селе Гора-Пневицы Тверской области, в крестьянской семье. С 1925 года жил в городе Ногинске Московской области, где окончил семь классов. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината. Окончил в 1933 году Саратовский авиационный техникум, а в 1935 году - Тамбовскую авиационную школу ГВФ. Как отличник учёбы, попросился на Дальний Восток. В числе первых освоил сложные полёты в условиях полярной ночи. Служил в Дальневосточном управлении гражданской авиации. В 1939 году был награждён знаком «Отличник Аэрофлота». Перед войной был командиром тренировочного отряда крупнейшего лётного подразделения, в котором закалялась молодёжь. В июле 1941 года возглавил эскадрилью специальной группы Аэрофлота по перегонке самолётов на фронт.

В Красной Армии с января 1942 года. Командуя звеном 750 авиационного полка 17 авиационной дивизии Авиации дальнего действия, Василий Александрович совершил к июлю 1942 года 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника. За что был удостоен звания Героя Советского Союза. За военные годы совершил 300 боевых вылетов, 5 раз летал бомбить Берлин, сражался в небе Венгрии, Румынии, Польши. 600 т бомб сброшены им на фашистских захватчиков.

После войны полковник Борисов, уволившись в запас, работал в МВД. С 1952 года – начальником управления воздушного транспорта «Дальстроя», затем командиром Магаданского авиапредприятия. Окончил Высшее авиационное училище Аэрофлота в Ленинграде. А в 1959 году стал первым начальником московского аэропорта «Шереметьево».

В 1961 году Василий Александрович был переведён в Заполярье и начал работать в Полярном управлении Аэрофлота. До 57 лет летал, восемь раз на Северный полюс и один раз на Южный. Одним из первых испытал вертолёты Ми-1 и Ми-4. Когда в 1971 году расстался с лётной работой, оказалось, что Василий Александрович налетал 15000 часов. Был удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Решением №1415/20 исполкома Лобненского городского Совета народных депутатов от 18 декабря 1981 года В.Борисову было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобня». Его именем названа средняя школа №3, улица в микрорайоне Букино, о чём свидетельствует памятная доска на одном из домов.

Борисов В.А. умер 20 апреля 1993 года.

КОЛЫЧЕВ ПРОКОПИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

П.Колычев родился 19 июля 1919 года в Забайкалье, в многодетной крестьянской семье. В 10-летнем возрасте остался без матери. Окончил семь классов, рабфак и три курса физико-математического факультета Иркутского педагогического института. Прошёл курс высшей вневойсковой подготовки и получил звание командира запаса.

С 6 июля 1941 года до апреля 1966 года – на военной службе. Окончил ускоренный курс Черниговского военно-инженерного училища, участвовал в боях на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Брянском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах в должностях командира сапёрного взвода, сапёрной роты и начальника инженерной службы стрелкового полка. Во время боёв 1942-1943 годов был ранен и контужен. За боевые заслуги П.Колычев был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды.

После войны строил военные объекты, в том числе Главный аэродром ВВС у Чашниково. Был награждён знаком «Отличник военного строительства», его фамилия занесена в Книгу почёта Военно-строительного управления Уральского военного округа.

В запас П.Колычев был уволен по ограниченному состоянию здоровья в звании подполковника с правом ношения военной формы. Два года работал старшим методистом учебного отдела 157-го учебного комбината Минобороны СССР, в течение десяти лет был инспектором по кадрам отдела кадров Лобненского завода строительного фарфора. Одновременно активно занимался общественной работой. Политинформатор, редактор стенгазеты и заводского радио, член комиссии горсобеса по назначению пенсий, председатель инициативной группы Совета ветеранов, руководитель секции по работе среди ветеранов, создатель и руководитель клуба ветеранов, городского музея боевой и трудовой славы, заместитель председателя Комитета содействия при военкомате. Прокопий Яковлевич постоянно встречался с учащимися лобненских школ, проводил уроки мужества.

В Музее истории города Лобня проводил не только экскурсии, но и большую исследовательскую и поисковую работу, чествование ветеранов по случаю их юбилеев, торжественную выдачу паспортов, встречи заслуженных людей города с молодёжью и т.д.

Заслуги П.Колычева были отмечены партийными и советскими органами, общественными организациями города и области, Советским комитетом ветеранов войны.

Решением №1415/20 исполкома Лобненского городского совета народных депутатов от 18 декабря 1981 года П.Колычеву было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобня».

Колычев П.Я. умер в 2009 году. В 2010 году на стене городского музея была прикреплена мемориальная доска.

ТУГОЛУКОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

П.Туголуков родился 23 января 1913 года в городе Иркутске в большой и дружной семье служащего. Он был тринадцатым ребёнком. В 1924 году умер отец, поэтому Павел, окончив 4-й класс, поступил работать учеником слесаря к частному предпринимателю и одновременно учился. В 1928 году по окончании семилетки поступил работать слесарем в промыслово-кооперативную артель «Строитель», а затем перешёл в акционерное общество «Тепло и Сила» (ныне «Центроэнергомонтаж»), где овладел техникой монтажа технологического оборудования. Работал бригадиром монтажников, мастером, прорабом. В 26 лет ему поручили руководить монтажным участком. За многолетний период работы в тресте ЦЭМ пришлось работать на монтаже Березниковского химкомбината, Саратовских ТЭЦ, Куйбышевской ГРЭС, Новомосковской ГРЭС и многих других важных объектов энергетики.

Война застала П.Туголукова на монтаже ТЭЦ завода №100 в Алексине. С приближением фронта ТЭЦ подвергалась налётам вражеской авиации. Павлу Александровичу поручили заниматься восстановительными работами, а позже отправкой оборудования на восток. На Ишимбаевском монтажном участке руководил восстановлением и монтажом оборудования, прибывшего из западных районов страны.

В 1945 году по поручению треста ЦЭМ П.Туголуков организовал Строительное управление в Москве для осуществления жилищного и промышленного строительства. В 1948 году его назначили заместителем руководителя треста по капитальному строительству, в этой должности он трудился до выхода на пенсию в 1980 году.

Под непосредственным руководством Павла Александровича был освоен заболоченный участок в Лобне и создан посёлок Москвич, построена центральная котельная, создана лобненская производственная база треста. Кроме лобненских объектов, в то время были построены промышленный комплекс в Перово Поле, жилые кварталы в Измайлово, санаторные корпуса в Поречье и Головинке, пионерлагерь в Загорске и многое другое. За заслуги перед государством П.Туголуков был награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», многими медалями и нагрудными знаками. Его фамилия была занесена в Книгу почёта треста ЦЭМ.

С 1961 по 1981 год П.Туголуков избирался депутатом Лобненского горсовета. Решением №1415/20 исполкома Лобненского горсовета от 18 декабря 1981 года П.Туголукову было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобня». А 23 января 1985 года, спустя месяц после смерти, было принято решение о переименовании улицы Восточная в микрорайоне Москвич в улицу Туголукова.

ШАДУНЦ ГАЙК АВАКОВИЧ

Г.Шадунц родился 16 апреля 1920 года в деревне Гадрут Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, в крестьянской семье. Учился в школе, в 1936 году вступил в комсомол. В 1939 году был призван на службу в ряды Красной Армии. С первого дня войны находился на фронте.

Будучи командиром первого расчёта 13-й батареи 864-го зенитно-артиллерийского полка, отличился в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Лобненском рубеже обороны. 1 и 3 декабря 1941 года боевой расчёт под его командованием отразил все танковые атаки противника, пытавшегося прорваться к железной дороге и далее к Дмитровскому шоссе. Личный состав расчёта действовал умело и слаженно, проявляя мужество и героизм. За эти бои Г.Шадунц был удостоен ордена Красного Знамени.

В 1946 году Гайк Авакович уволился в запас. В июне 1947 года поступил на работу в Центральный институт авиационного моторостроения и работал старшим инженером, начальником группы, заместителем начальника лаборатории, начальником планового отдела, заместителем руководителя института. Без отрыва от производства учился и в 1953 году окончил Московский государственный экономический институт. 10 октября 1983 года ушёл на пенсию, был пенсионером республиканского значения.

Г.Шадунц всегда активно участвовал в общественно-политической и военно-патриотической работе. Был членом общества «Знание» Калининского района Москвы, членом комитета содействия при Центральном музее революции и Совете ветеранов КПСС, нештатным членом мытищинского общества «Знание», пропагандистом по экономическим вопросам, членом Совета ветеранов 1-го корпуса ПВО г.Москвы.

Г.Шадунц был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и многими другими.

Гайк Авакович до последних лет своей жизни приезжал в Лобню, где встречался с молодёжью, проводил беседы в школах, участвовал в общегородских мероприятиях. Исполком Лобненского городского совета народных депутатов 18 декабря 1981 года присвоил ему высокое звание «Почётный гражданин города Лобня», а его имя носит большой новый жилой массив – проезд Шадунца - недалеко от того места, где стояла зенитка боевого расчёта.

Шадунц Г.А. умер в декабре 2001 года.

ЛАЧИНА ЕФИМИЯ НИКИТИЧНА

Е.Лачина родилась 24 июля 1900 года в Подмосковье, в крестьянской многодетной семье. Она рано познала цену труду. Ещё в возрасте 10 лет стала нянькой, а в 14 лет пришла работать на Полянскую хлопкопрядильную фабрику, успев окончить только один класс школы.

Работала на разных работах в перемоточном цехе. Окончила курсы ликбеза, стала комсомолкой. В 1940 году вступила в партию. В дни фашистской оккупации находилась в посёлке, а после освобождения участвовала в восстановлении фабрики. Трудилась на предприятии до ухода на пенсию в 1956 году. Была наставником.

Активно участвовала Ефимия Никитична и в общественной работе. Много раз избиралась членом цехкома, профоргом цеха и страхделегатом, а во время войны, в 1941-1943 годах, была председателем профкома фабрики. Избиралась также депутатом поссовета, членом райкома партии.

После ухода на пенсию продолжала общественную работу: выступала в школе перед октябрятами, пионерами и комсомольцами, выполняла поручения партийной и профсоюзной организаций.

Е.Лачина была награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "За оборону Москвы", "В память 800-летия Москвы", "Ветеран труда", а также не раз поощрялась от имени местных партийных и советских органов, руководства фабрики, общественных организаций.

18 декабря 1981 года исполком Лобненского городского Совета народных депутатов присвоил Е.Лачиной высокое звание "Почётный гражданин города Лобня".

ЛОПУХ АРСЕНИЙ ИЛЬИЧ

А.Лопух родился 1 сентября 1909 года в Бранском районе Волынской области Украины, в семье сельского учителя. После смерти отца в 1921 году Арсений воспитывался в Житомирской детской коммуне. С 1926 по 1930 год учился в Бердичевском машиностроительном техникуме, одновременно работая техником-конструктором машиностроительного завода «Прогресс» в Бердичеве.

В 1931 году А.Лопух был призван в армию. В 1940 году окончил ускоренный курс Военной академии имени Фрунзе.

1 декабря 1941 года 896-й артиллерийский полк под командованием А.Лопуха вступил в бой с фашистскими танками и пехотой на рубеже Лобня-Луговая. Наступление войск противника было остановлено.

А.Лопух принимал активное участие в освобождении Волоколамска и Гжатска, Вязьмы и Смоленска, Орши и Минска. Был дважды ранен и контужен. Закончил войну 1 апреля 1945 года в должности командующего артиллерией 331 Брянской Пролетарской стрелковой дивизии на берегах Балтийского моря у косы Фриш-Гау.

После войны Арсений Ильич продолжал военную службу преподавателем артиллерии в Ростовском артиллерийском училище, 1-й гвардейской стрелковой бригаде, старшим преподавателем артиллерийского цикла в Высшем общевойсковом командном училище имени Верховного Совета РСФСР.

А.Лопух был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.

После увольнения в 1955 году из рядов Советской Армии работал учителем средней школы в городе Лыткарино, мастером и инженером-конструктором машиностроительного завода «Сатурн».

Как непосредственный участник оборонительных и наступательных боёв на Лобненском рубеже, А.Лопух активно участвовал в военно-патриотической работе в наших школах, в общественно-политических мероприятиях. За большие заслуги перед городом решением №1523/20 исполкома Лобненского горсовета от 17 декабря 1986 года А.Лопуху было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобня».

Умер Лопух А.И. 25 апреля 1991 года.

ИВАНОВ ВАСИЛИЙ НАЗАРОВИЧ

В.Иванов родился 8 апреля 1913 года на Кубани в многодетной крестьянской семье.

После окончания семи классов сельской школы учился в ПТУ, где получил специальность слесаря 4-го разряда. Работал слесарем, разметчиком, контролёром на московском заводе «Стеклоагрегат». Был избран секретарём комсомольской организации предприятия. В 1932 году стал кандидатом в ряды ВКП(б), а в следующем году по партийной мобилизации уехал в Веневский район Тульской области. Там работал управляющим участка совхоза, председателем рабочкома совхозов.

С августа 1935 по апрель 1964 года находился на военной службе в рядах Советской Армии. В 1938 году окончил Военно-политическое училище. Участвовал в Великой Отечественной войне, был дважды ранен и контужен. После войны окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. Был награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.

Находясь в запасе и отставке, В.Иванов принимал активное участие в работе партийной организации, в общественной работе. На протяжении многих лет Василий Назарович возглавлял городской кинотеатр «Чайка», избирался депутатом Лобненского горсовета, руководил депутатской комиссией по культуре. Принимал участие во встречах с учащимися лобненских школ.

Исполком Лобненского городского совета народных депутатов своим решением №1523/20 от 17 декабря 1986 года присвоил В.Иванову звание «Почётный гражданин города Лобня».

НИКОЛАЕВА ОЛЬГА СТЕПАНОВНА

О.Николаева родилась в июле 1910 года в Красной Поляне, в семье рабочего. Окончив 5 классов, поступила в школу ФЗУ при фабрике "Красная Поляна", одновременно работала на фабрике. По окончании школы работала ровничницей, а затем – на ремонте машин приготовительного цеха. Участвовала в ликвидации неграмотности среди рабочих фабрики, была секретарём комсомольской организации, пропагандистом и агитатором.

В 1930 году фабричная комсомольская ячейка направила её на учёбу в Московский текстильный техникум, по окончании которого О.Николаева стала работать техником по хлопкопрядению. Потом работала ремонтником, нормировщиком, сменным мастером, заместителем начальника приготовительного цеха, начальником трепально-чесального цеха, заместителем главного инженера.

С ноября 1941 по апрель 1942 года О.Николаева находилась в эвакуации с частью оборудования фабрики в Казахстане, а затем на Куровском меланжевом комбинате в должности начальника ленто-ровничного цеха.

После возвращения на фабрику Ольга Степановна в течение девяти лет была председателем профкома фабрики и три года возглавляла фабричную партийную организацию. Одновременно избиралась депутатом Краснополянского поссовета, а с 1975 года – депутатом Лобненского горсовета.

За многолетний и добросовестный труд и активную общественную работу О.Николаева была награждена медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", "30 лет Победы в Великой Отечественной войне /участнику трудового фронта/", "40 лет Победы в Великой Отечественной войне /участнику трудового фронта/", "Ветеран труда", а также почётными грамотами. О.Николаева была пенсионером республиканского значения.

Решением исполкома Лобненского городского Совета народных депутатов 17 декабря 1986 года О.Николаевой было присвоено звание "Почётный гражданин города Лобня".

СНЫТКИН ИВАН ИВАНОВИЧ

И.Сныткин родился 15 декабря 1916 года в Тульской области, в крестьянской семье.

В 1935-1937 годах работал техником строительного отдела Воловского райисполкома Тульской области. С 1937 по 1945 год служил в рядах Красной Армии, участник Великой Отечественной войны. Окончил Калининское военно-политическ



2015-11-27 2600 Обсуждений (0)
ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА ЛОБНЯ 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА ЛОБНЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)