Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты типов конкуренции



2015-11-27 1645 Обсуждений (0)
Характерные черты типов конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Линии сравнения Совершенная (чистая) конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая Олигополия (от гр. oligos — несколько, poleo — продаю) Чистая монополия (от гр. mono — один, poleo — продаю)
1. Число фирм Очень много Много мелких Несколько (3−5) Одна
2. Тип товаров Одинаковые изделия Разные изделия сходного назначения Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей
3. Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену
4. Условия вхождения в отрасль Очень лёгкие, нет препятствий Сравнительно лёгкие Существенные препятствия Нет вхождения
5. Пример отраслей Сельское хозяйство, бытовые услуги (например рыбный рынок в маленьком приморском городе) Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны, услуги (например, несколько парикмахерских в одном районе, принадлежащие разным владельцам) Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др., авиаперевозки (например, мировой рынок автопроизводителей) Местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетика, железнодорожные перевозки (например, в России — Газпром, РЖД; в мире до недавнего времени — компании Apple, Microsoft, De Beers)

В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии.

Естественные монополии имеют в своей собственности трудновоспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) или целые отрасли инфраструктуры (например, железные дороги).

Искусственные монополии — это объединения нескольких предприятий, которые создаются ради получения монополистических выгод.

Формы искусственных монополий — картель, синдикат, трест и концерн.

Картель — это объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о рыночных ценах на товары, распределяют рынки сбыта, определяют долю каждого предприятия в общем объёме производства.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность и собственность на средства производства. Однако предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а произведённая ими продукция реализуется через единую контору.

Трест — это единое акционерное общество, господствующее в определённой отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности.

Концерн — это объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

 

Функции рынка:

1) Посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей.

2) Ценообразования — установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.

3) Информационная — предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

4) Регулирующая — «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.

5) Санирующая (оздоровительная) — «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.

6) Демократизация хозяйственной жизни — прозрачность и открытость хозяйственных процессов.

Черты рынка

Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки:

Позитивные стороны рынка Негативные стороны рынка
1) Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства. 1) Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки.
2) Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе. 2) Распределяет продукты по результатам конкуренции (т. е. тем, кто больше заплатит), что приводит к социальному неравенству.
3) Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность. 3) Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала.
4) Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы. 4) Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества.
  5) Не может решить все региональные проблемы, которые связаны прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.
  6) Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала, т. е. приводит к кризисам.




2015-11-27 1645 Обсуждений (0)
Характерные черты типов конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерные черты типов конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)