Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____
Дата_________________________ Время____________
Обработка результатов. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. Диагностические материалы III блока программы «Психологическая подготовка супружеской пары к рождению ребенка»
Цветовой тест отношений (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд)[25]
Цель: выявить отношение супругов к значимым феноменам беременности и материнства.
Описание методики Теоретической основой цветового теста отношений (ЦТО) являются концепция В. Н. Мясищева структуры отношений человека, идеи В. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А. Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним. В качестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющие копию стандартных карточек из восьмицветового теста М. Люшера.
Процедура проведения Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Стандартная процедура проведения ЦТО состоит из трех этапов: Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни тестируемого существенное значение. В зависимости от предмета исследования список понятий варьируются: «Я», «ребенок сейчас», «ребенок после рождения», «Я как мать», «Муж как отец», «беременность», «роды», «схватки», «удача», «неудача», «моя карьера», «мое прошлое», «мое настоящее», «мое будущее». Этап тестирования. Возможны два его варианта: диагностический и исследовательский. В первом случае испытуемого просят выбрать (один - два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором испытуемому необходимо проранжироваить все цвета 8-цветовой таблицы по степени соответствия содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям. После завершения цветового ассоциирования испытуемый ранжирует цвета 8-цветовой таблицы согласно стандартной инструкции цветового теста М. Люшера. Интерпретация результатов Интерпретация результатов основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с каждым из предлагаемых понятий с их местом в раскладке по предпочтению. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4-5 места) – нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места – негативное, конфликтное отношение. Согласно Е. Б. Айвазян, анализируя эмоциональное отношение, требуется учитывать эмоциональное состояние тестируемого, которое скорее указывает не на позитивное/негативное отношение к объекту, а на синтонность/дистонность объекта эмоциональному фону. Важно анализировать символическое значение цвета, «окрашивающего» объекты. Расхождение между выбранным цветом объекта и «неблагоприятными» результатами теста М. Люшера может свидетельствовать как о наличии негативных эмоций в отношении к объекту, так и о том, что с ним связаны позитивные эмоции, не соответствующие актуальному эмоциональному состоянию. Опросник "Ролевые ожидания и притязания в браке" (РОП)[26] Цель методики: 1. Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). 2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Описание методики. Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из семи шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: "Полностью согласен", "В общем это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Инструкция: "Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: "Полностью согласен", "В общем это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке".
Текст опросника (женский вариант) 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей. 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены. 4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 5. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. 6. Муж – это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи. 8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. 9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. 10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. 11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. 12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям. 13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины. 14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом. 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа. 16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу. 17. Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть. 18. Муж – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет. 20. Мне нравятся видные, рослые мужчины. 21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть. 22. Самая главная забота женщины – чтобы все в семье были обихожены. 23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи. 24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты. 25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. 26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка. 27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой. 36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Текст опросника (мужской вариант) 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей. 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены. 4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 5. Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения. 6. Жена – это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 7. Самая главная забота жены – чтобы в семье были накормлены и ухожены. 8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка. 9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома. 10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью. 11. Женщина, которая тяготится материнством, – неполноценная женщина. 12. Для меня главное в женщине – чтобы она была хорошей матерью моим детям. 13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины. 14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом. 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены. 16. Жена должна прежде всего создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу. 17. Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть. 18. Жена – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета. 20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться. 21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание. 22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома. 23. Я люблю заниматься домашними делами. 24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники. 25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки. 26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься. 27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться. 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет. 36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2045)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |