Б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым
Методика Психолого-педагогического исследования детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (Е.А. Стребелева) Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни Дней 1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Материал — погремушка с шаром (диаметр 5 — 10 см). Методика выявления: игрушку держат на расстоянии 40-50 см над грудью ребенка, лежащего на спине, и медленно перемещают 2 — 3 раза вправо и влево (до 30 см). Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на игрушку, привлекают к ней внимание, вызывая звук погремушки, потряхивая ею 2-3 раза. Примечание. В периоде новорожденности и в последующем, если ребенок не фиксирует взглядом звучащий предмет или лицо взрослого, надо найти то положение головы и направление его взгляда, при котором он воспринимает зрительный раздражитель. Поведение ребенка: фиксирует взглядом игрушку (следит) до 10 см. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону. 2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке. Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежащего на спине, на расстоянии 25 — 40 см 2 — 3 раза хлопают в ладоши справа и слева (можно использовать колокольчик или шуршащую бумагу). Помощь ребенку: если реакции нет, можно произвести звук ближе (до 25 см). Можно заменить хлопок в ладоши звоном колокольчика. В помещении должно быть тихо. Поведение ребенка: при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон. Дней 1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживаетв поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого). Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка, раскачивая в руке игрушку или разговаривая с ним. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка. Помощь ребенку: если сосредоточения нет, взрослый наклоняется, удаляется, одновременно гремя погремушкой или разговаривая. Как только глаза ребенка фиксируют предмет, звук погремушки и разговор взрослого прекращаются. Поведение ребенка: движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5 — 10 с. 2. Слуховые ориентировочные реакции: плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке. Материал — погремушка с сильным звуком. Методика выявления: когда ребенок, лежащий на спине, беспокоен, кричит или плачет, взрослый ласково говорит с ним, гремит погремушкой или хлопает в ладоши, находясь вне поля зрения ребенка. Помощь ребенку: если ребенок не успокаивается и не реагирует, громче говорят с ним или гремят погремушкой, можно 2 — 3 раза похлопать в ладоши. Поведение ребенка: через 5 — 15с. успокаивается. Движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10 — 15 с. Месяц 1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета. Материал — яркая игрушка (без звука). Методика выявления: внимание лежащего на спине ребенка привлекают к игрушке (приближают, удаляют в сторону на расстояние до 10 см и вверх на расстояние до 70 см), которую затем медленно передвигают вправо и влево на 20 — 30 см на высоте 40 — 50 см от глаз ребенка. Помощь ребенку: если ребенок не смотрит или отвлекается, его внимание к игрушке привлекают повторно, при отсутствии реакции с ним надо поговорить. Можно использовать звучащую игрушку и звуком привлечь к ней внимание. При передвижении игрушки звук убирают. Поведение ребенка: сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз. 2. Слуховые ориентировочные реакции: длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки). Материал — погремушка с сильным звуком. Методика выявления: на расстоянии 50 см от ребенка, лежащего на спине, вне поля его зрения, гремят погремушкой 5 — 10с. Помощь ребенку: если прислушивания нет, гремят погремушкой еще 3 раза, подносят погремушку ближе (20 — 30 см). Поведение ребенка: прислушивается во время и после звучания погремушки (10 — 15 с), движения заторможены. 3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого. Методика выявления: с ребенком, лежащим на спине, ласково говорят, улыбаются, вызывая у него зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого. Повторяют обращение до 4 раз. Не следует тормошить или гладить ребенка. Помощь ребенку: если улыбки нет, можно потормошить, погладить 2 — 3 раза. Поведение ребенка: неярко улыбается в ответ на 3 — 4 обращения к нему. 4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (до 5 с). Методика выявления: ребенка кладут на живот, выправляя ему руки, и наблюдают. Помощь ребенку: если ребенок не приподнимает голову, ему помогают, поглаживая спину вдоль позвоночника, от затылка до копчика. Поведение ребенка: сразу приподнимает голову после поглаживания спины, удерживает ее до 5 с и опускает. 5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Методика выявления: взрослый наклоняется над ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 25 — 30 см от его глаз. Вызывает сосредоточение на своем лице, ласково разговаривает, произносит певучие звуки (до 5 раз). Помощь ребенку: если ребенок не произносит звуки, разговор с ним продлевается до 1 — 2 мин. Если по-прежнему нет звуков, то надо погладить, потормошить ребенка. Поведение ребенка: после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин). Месяца 1. Зрительные ориентировочные реакции: а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого. Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см). Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушкой, подвешенной на высоте 50 — 70 см над его грудью, или на этой же высоте неподвижно держат игрушку. Помощь ребенку: если ребенок не смотрит, привлекают внимание, двигая игрушкой, приближая и удаляя ее, вызывая звук. Поведение ребенка: смотрит на игрушку в течение 20 — 25 с, не двигается; б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Материал — яркая игрушка (диаметр — 5 — 10 см). Методика выявления: привлекают внимание лежащего на спине ребенка к игрушке и медленно передвигают ее вправо и влево от средней линии на высоте 40 — 50 см, один раз в каждую сторону. Помощь ребенку: если ребенок отвлекается, теряет игрушку из поля зрения, разрешается повторно привлечь к ней внимание и повторно (до 3 раз) плавно передвигать игрушку вправо и влево от средней линии. Поведение ребенка: следит непрерывно (10 — 15 с) за игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево. 2. Слуховые ориентировочные реакции:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |