Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни



2015-11-27 1188 Обсуждений (0)
Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание Выполнение задания
      2—2,5 года 2,5—3 года
Лови шарик + +
Спрячь шарик: две коробочки три коробочки +     +
Разборка и складывание матрешки: двухсоставной трехсоставной     +   +
Разборка и складывание пирамидки: из трех колец из четырех колец     +   +
Парные картинки: две четыре   +     +
  Цветные кубики: два (красный, желтый или белый) четыре (красный, желтый или белый, зеленый, синий) —   +   +
Разрезные картинки: из двух частей из трех частей   +       +
Конструирование из палочек: "молоточек" (из двух палочек) "домик" (из трех палочек)   +     +
Достань тележку (скользящая тесемка) + -
10. Нарисуй: дорожку домик   +     +

1. Лови шарик. Задание направлено на установление контак­та и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребен­ком словесной инструкции, слежение за движущимся предме­том, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!" Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: "Кати!" Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показы­вает ему несколько раз (2 — 3 раза), как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понима­ние речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к резуль­тату.

2. Спрячь шарик. Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки че­тырехугольной формы одного цвета с соответствующими крыш­ками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, рас­положенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик — в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо зак­рыть соответствующую коробку. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крыш­кой — маленькую. Далее предлагается выполнить задание са­мостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения — ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, от­ношение к своей деятельности, результат.

3. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, а также наличия соотнося­щих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) мат­решки.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку двухсоставную (трехсоставную) матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскры­вает матрешку и предлагает собрать ее. В случаях затрудне­ния взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, рас­крывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкла­дыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (рас­крыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. Далее предлагается ребенку выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понима­ние указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

4, Разборка и складывание пирамидки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, соотносящих действий, ведущей руки, со­гласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку ра­зобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый раз­бирает пирамидку сам и предлагает ему собрать ее. Если ребе­нок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, учет вели­чины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

5. Парные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных карти­нок, понимания жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок нахо­дится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом со­относит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребен­ку, просит показать такую же. В случае затруднения ребен­ку показывают, как надо соотносить парные картинки: "Та­кая у меня, такая же у тебя", при этом используется указа­тельный жест.

Оценка действий: принятие задания, осуществление выбо­ра, понимание жестовой инструкции, обучаемость, результат, отношение к своей деятельности.

6. Цветные кубики. Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики — два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).

Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четы­ре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: "Возьми кубик такой, как у меня". Затем взрос­лый просит показать: "Покажи, где красный, а теперь — где желтый". Затем ребенку предлагают поочередно назвать цвет каждого кубика: "Назови, какого цвета этот кубик". Если ребе­нок не различает цвета, то взрослый обучает его. В тех случаях когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета 2 — 3 раза. После обучения снова проверяется самостоя­тельное выполнение задания.

Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается, сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли на­звание цвета, фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

7. Разрезные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картин­ки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две-три части.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку". Если ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накла­дывает часть разрезной картинки на целую и просит его доба­вить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание само­стоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, резуль­тат.

8. Конструирование из палочек ("молоточек" или "домик"). За­дание направлено на выявление уровня развития целостного вос­приятия, анализа образца, умения ребенка действовать по под­ражанию, показу.

Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: перед ребенком строят из палочек фигуру "молоточек" или "домик" и просят его сделать так же: "Построй, как у меня". Если ребенок по показу не может создать "молоточек", взрослый просит выполнить задание по подража­нию: "Смотри и делай, как я". Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу.

Оценка действий ребенка: принятие задания, характер дей­ствия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, резуль­тат, отношение к результату.

9. Достань тележку (скользящая тесемка). Задание направле­но на выявление уровня развития наглядно-действенного мыш­ления, умение использовать вспомогательное средство (тесем­ку).

Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета те­семка; в другом случае — рядом со скользящей тесемкой — ложная.

Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесем­ки, которые разъединены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку. Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка.

Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца то отмечается высокий уровень выполнения. Если же он тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выпол­нения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок' не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания. Фиксируется также отношение к резуль­тату, результат.

10. Нарисуй дорожку (или домик). Задание направлено на по­нимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, резуль­тат.

Оборудование: карандаш, бумага.

Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и каран­даш и просят: "Нарисуй дорожку", "Нарисуй домик". Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к за­данию, оценка результата деятельности, понимание речевой ин­струкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамерен­ное черкание, препосылки к предметному рисунку, соответ­ствие рисунка инструкции.

Оценка в баллах

1. Лови шарик:

1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.);

2 балла — ребенок обучился и начал сотрудничать, пыта­ется катить и ловить шарик, но это не всегда удается прак­тически;

3 балла — ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный;

4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым,
успешно ловит и катит шарик.

2. Спрячь шарик:

1 балл — ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял;

2 балла — ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет;

3 балла — ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог со­отнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в ре­зультате своей деятельности; после обучения задание выпол­няет;

4 балла — ребенок сразу понял задание; выполнил зада­ние и при этом использовал соотносящие действия; заинте­ресован в конечном результате.

3. Разборка и складывание матрешки:

1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; пос­ле обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.;

2 балла — ребенок выполняет задание в условиях подра­жания действиям взрослого; самостоятельно задание не вы­полняет;

3 балла — ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку;

4 балла — ребенок сразу принял и понял задание; выпол­няет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка и складывание пирамидки:

1 балл — ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый кол­пачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.;

2 балла — ребенок принял задание; при сборке не учиты­вает размеры колец. После обучения нанизывает кольца, но размер колец по-прежнему не учитывает; не определена ве­дущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к ко­нечному результату своих действий безразличен;

3 балла — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их разме­ра; после обучения задание выполняет безошибочно; опреде­лена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат;

4 балла — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

5. Парные картинки:

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.;

2 балла — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно за­дание не выполняет;

3 балла — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно1понимает, что конечный результат достигнут;

4 балла — ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результа­те.

6. Цветные кубики:

1 балл — ребенок не различает цвета даже после обуче­ния;

2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечно­му результату;

3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату;

4 балла — ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном резуль­тате.

7. Разрезные картинки:

1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с дру­гом;

2 балла — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, са­мостоятельно сложить картинку не может;

3 балла — ребенок сразу понимает задание, но складыва­ет картинку при помощи взрослого; после обучения склады­вает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный;

4 балла — ребенок понимает задание, самостоятельно складывает разрезную картинку, заинтересован в конечной результате.

8. Конструирование из палочек:

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать не­адекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; без­различен к результату;

2 балла — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен;

3 балла — ребенок правильно понимает задание, но строит "молоточек" только после подражания действиям взрослого, заинтересован в конечном результате;

4 балла — ребенок правильно выполняет предложенное за­дание по образцу, заинтересован в конечном результате.

9. Достань тележку:

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели;

2 балла — ребенок пытается достать рукой цель, после не­скольких неудачных попыток отказывается от выполнения зада­ния;

3 балла — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки, после двух-трех попыток достигает результата, пони­мает конечный результат своих действий;

4 балла — ребенок сразу находит правильное решение и вы­полняет задание, заинтересован в конечном результате.

10. Нарисуй:

1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге, ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет;

2 балла — у ребенка есть стремление что-то изобразить (чер­кание), к конечному изображению безразличен, не выделена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук;

3 балла — ребенок понимает инструкцию, пытается нарисо­вать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми ли­ниями без определенного направления, понимает конечный ре­зультат своих действий, определена ведущая рука, но нет со­гласованности действий обеих рук;

4 балла — ребенок выполняет задание соответственно рече­вой инструкции, заинтересован в конечном результате (в боль­шинстве случаев это прямая непрерывная линия), четко опре­делена ведущая рука, наблюдается согласованность действий
обеих рук.

 

 



2015-11-27 1188 Обсуждений (0)
Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)