Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика психолого-педагогического обследования детей



2015-11-27 1515 Обсуждений (0)
Методика психолого-педагогического обследования детей 0.00 из 5.00 0 оценок




4 — 5-го годов жизни

 

Задание Выполнение задания
      3—4 года 4—5 лет
Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной + - - +
Разборка и складывание пирамидки из четырех колец из шести колец + - - +
Коробка форм ("почтовый ящик"): из четырех форм из пяти форм + - - +
Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей + - - +
Цветные кубики: пяти цветов семи цветов + - - +
Достань ключик: практическая задача на картинке   + -   - +
Счет + +
Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов + - - +
Рисование (дом, дерево, человек) + +
Игра + +

1. Разборка и складывание матрешки.Задание направлено
на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.

Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехме­стную (пятиместную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмот­реть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: "Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к чей пла­точек и т.д.". Взрослый показывает складывание матрешки ме­тодом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий за­дания, способы выполнения, обучаемость, отношение к резуль­тату своей деятельности.

2. Разборка и складывание пирамидки.Задание направле­но на умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину
как основной принцип действия, практической ориентировки на
величину.

Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку ра­зобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый начи­нает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях зат­руднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: "Надо брать каждый раз большое колеч­ко". Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий за­дания, способы выполнения, обучаемость, отношение к резуль­тату.

3. Коробка форм ("почтовый ящик").Задание направлено
на проверку уровня развития практической ориентировки на
форму, обучаемость.

Оборудование: "почтовый ящик" — пластмассовая или дере­вянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; во­семь объемных геометрических фигур, соответствующих проре­зям коробки.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком ко­робку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соот­ветствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку пред­лагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к (какой прорези подходит та или иная форма. В случае затрудне­ния взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно де­лать.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий за­дания, способы выполнения, обучаемость, отношение к резуль­тату.

4. Разрезная картинка.Задание направлено на выявление
уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три (четыре) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку".

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

5. Цветные кубики.Задание направлено на выявление уровня
развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).

Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два крас­ных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные ку­бики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотно­сить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет Два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый".

Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается Уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по сло­ву, называние), обучаемость, отношение к результату.

6. Достань ключик.

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на вы­явление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Проведение обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, что­бы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не про­водится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, спо­собы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать ма­ленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отноше­ние к результату.

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на вы­явление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением следую­щей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машин­ка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвозди­ке. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и малень­кий.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рас­смотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести ма­шинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи маль­чику, как надо достать ключик".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли по­пытки решить задачу в действенном плане.

7. Счет.Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования:

для детей 4-го года жизни: перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем — много. Обучение прово­дится по подражанию;

для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрос­лый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" За­тем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представле­ния в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного коли­чества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подра­жанию, умение выполнять счетные операции по представле­нию.

8. Конструирование.Задание направлено на выявление уме­ния ребенка создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигур­ку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ре­бенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят по­строить по показу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отно­шение к результату.

9. Рисование (дом, дерево, человек).Задание направлено
на выявление уровня развития предметного рисунка, поведе­ния в определенной ситуации, целенаправленности деятельно­сти.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не прово­дится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисун­ку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность дей­ствий обеих рук.

10. Игра.Проверяется интерес ребенка к игрушкам, харак­тер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляс­ки, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, сол­датики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо".

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в иг­ровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, за­тем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит до­рогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ре­бенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем пред­лагают поймать их сачком.

Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игруш­ках.

Оценка в баллах

1. Разборка и складывание матрешки:

1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;

3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом пе­ребора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь це­ленаправленными пробами;

4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает мат­решку, пользуясь целенаправленными пробами.

2. Разборка и складывание пирамидки:

1 балл — не понимает цель, действует неадекватно;

2 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета раз­мера, после обучения не учитывает размер колец;

3 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета раз­мера, после обучения переходит к самостоятельному выполне­нию задания;

4 балла — понимает цель, собирает самостоятельно пирамид­ку с учетом размера колец.

3. Коробка форм ("почтовый ящик"):

1 балл — не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорезе действует хаотически, после обучения не переходит на другое уровень действий;

3 балла — понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотне­сения;

4 балла — понимает цель, задание выполняет самостоятель­но методом целенаправленных проб.

4. Разрезная картинка:

1 балл — не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла — принимает задание, но условий задания не пони­мает, действует хаотически, после обучения не переходит к са­мостоятельному способу выполнения;

3 балла — принимает и понимает цель задания, выполняет за­дание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;

4 балла — принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

5. Цветные кубики:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действу­ет неадекватно;

2 балла — принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию;

3 балла — принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет;

4 балла — принимает задание, выделяет цвет по слову-назва­нию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

6. Достань ключик:
4-й год жизни:

1 балл — не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;

2 балла — принимает задание, но не может проанализиро­вать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянет­ся рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;

3 балла — принимает задание, анализирует условия, т.е. по­нимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет ак­тивного самостоятельного выбора средств для достижения цели, После активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб;

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует Условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уров­не зрительной ориентировки;

5-й год жизни:

1 балл — не принимает задание;

2 балла — принимает задание, но не понимает условия зада­чи, пытается решать неадекватным способом, используя прак­тические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю");

3 балла — принимает задание, пытается решить задачу в на­глядно-образном плане, но не может проанализировать целост­ную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;

4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как це­лостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане.

7. Счет:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действу­ет неадекватно;

2 балла — задание принимает, но нет представлений о ко­личестве;

3 балла — задание принимает, есть элементарное представ­ление о количестве, дифференцирует "много — один", выде­ляет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению;

4 балла — задание принимает, есть представление о коли­честве; выполняет счетные операции по представлению.

8. Конструирование:

1 балл — не принимает задание, в условиях обучения дей­ствует неадекватно;

2 балла — принимает задание, по образцу задание не выпол­няет, после обучения пытается выполнить какую-либо построй­ку, но данный образец не строит;

3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно за­дание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи;

4 балла — принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.



2015-11-27 1515 Обсуждений (0)
Методика психолого-педагогического обследования детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика психолого-педагогического обследования детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)