Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация интервью



2015-11-27 1349 Обсуждений (0)
Классификация интервью 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация интервью в специальной литературе очень разнообразна. Остановимся на трех типах, которые, с нашей точки зрения, более всего формируют характер журналистского интервью:

- информационное (событийное);

- проблемное;

- личностное (интервью – портрет).

Различают также и такие формы интервью как прямая линия, круглый стол, пресс- конференция и т. д.

Информационное интервьюне требует глубокого анализа проблем, причин явлений, вскрытия противоречий и т.п. Главная его задача – выявление, проверка, уточнение фактов (например, в интервью «Виктор Мережко: Полеты во сне и наяву»… Виталия Бродзкого с Виктором Мережко (см. Приложение 38), дается информация о создании фильма режиссера Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву».

Проблемное интервью нацелено на обсуждение проблемы, выявление мнений собеседника о способах ее решения (например, интервью «Наши дети голодают и теряют зрение» Татьяны Тюлюлюкиной (см. Приложение 37).

Основная задача личностного интервью – изучение характера, взглядов собеседника (например: интервью «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой (см. Приложение 18);интервью – портрет «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой–Ардабацкой (см. Приложение 23). В центре первого интервью – художница Ольга Окунева, в центре второго – режиссер Владимир Меньшов. В этих интервью раскрывается внутренний мир героев, их отношение к делу.

Примерамиинтервью«Прямая линия»является «Второй срок для школьника. Что ни день – мозги набекрень» Ольги Демидовой (см. Приложение 26). Такой вид интервью позволяет услышать мнение большого количества людей по определенной теме и способствует выработке у читателя собственного представления на обсуждаемую проблему.

Выделение этих разновидностей позволяет проследить особенности поведения журналиста в зависимости от главной задачи интервью. Успешное проведение интервью предполагает несколько моментов. Прежде всего, необходима тщательная подготовка, разработка стратегического и тактического планов интервью (см. Приложение 39).

Подготовкаскладывается из:

- общей подготовки (идеологической, интеллектуальной и профессиональной);

- подготовки к конкретному разговору;

- психологической подготовки(см. подробнее в книге «Искусство разговаривать и получать информацию». – М.: Высш. шк., 1993. – С. 223 – 239).

Такая работа требует особой подготовленности журналиста к профессиональной деятельности, тренировки навыков, необходимых для успешного проведения интервью, настроя на конкретную встречу.

Во всяком интервью на этапе общей подготовки происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили, что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемой личности, исходя из собственного опыта, имеющихся знаний. Вот почему интеллектуальное развитие интервьюера (журналиста, интервьюирующего кого – либо), накопление им разносторонних знаний в самых различных областях культуры – не благое пожелание, но профессиональное требование. Только человек эрудированный, думающий, умудренный жизненным опытом способен правильно понять и оценить собеседника, найти к нему верный подход, отказаться, если нужно, от предубеждений во имя истины. И собеседник журналиста, видя, что перед ним интересный, знающий человек, будет разговаривать охотнее, с большим уважением к нему.

Однако этим подготовка к интервью не исчерпывается, так как помимо общих знаний нужны и специальные знания, умения, навыки. Это и отчетливое понимание задачи и функций печати, радио, телевидения. Весьма важны для журналиста знания об аудитории своего печатного органа: ее структуре, интересах, потребностях, характере потребления и усвоения информации, установках, стереотипах сознания и т. п. Знание особенностей, специфики газетных, радийных и телевизионных жанров.

Особый вопрос представляет специализация журналиста. Какую-то сферу жизни журналист должен знать досконально, чтобы улавливать перемены, лучше чувствовать тенденции развития, близко знать людей, то есть вести систематическое наблюдение за этими объектами. Такое наблюдение позволит глубже вникнуть в состояние вопроса, дать правильную оценку ситуации, и, конечно, послужит ничем не заменимой подготовкой к будущим интервью.

Конкретная подготовка к интервьюскладывается из следующих операций:

1) определение цели интервью и характера необходимых сведений;

2) изучение предмета интервью и собеседника;

3) предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов;

4) договоренность о встрече, месте и времени интервью.

Эти элементы присутствуют в любом интервью, хотя в зависимости от задач конкретной творческой акции их удельный вес может меняться.

1) Определение цели интервью и характера необходимых сведений.

Кинтервью журналист прибегает не только тогда, когда намеривается написать материал в жанре интервью, но и в любом случае, когда ему необходимо получить информацию в непосредственной беседе с тем человеком, который ею располагает. В системе методов, которые использует журналист в своей работе, собирая сведения для будущего материала, интервью занимает ведущее место как способ получения информации. Причем, интервью не слишком надежный метод, прибегать к нему стоит лишь тогда, когда есть уверенность в источнике информации, возможность проверить сведения и, конечно, когда необходимую информацию нельзя получить иначе. Источник информации должен быть выбран с таким расчетом, чтобы он обладал именно той информацией, которая требуется. Определить это поможет общее знание объекта и предмета предстоящей беседы.

2) Изучение предмета интервью и собеседника.

Журналист должен быть человеком эрудированным, обладать развитым интеллектом, знаниями в той области, в которой он специализируется, однако это не освобождает его от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводу которого он собирается беседовать. Нельзя поставить интересные, значимые вопросы, если предмет будущего разговора представляется расплывчато, в общих чертах. Хорошее знание предмета поможет не только составить заранее план беседы, но и найти такой подход, придумать такие фразы, которые заставят разговориться даже самого неразговорчивого собеседника. Характер изучения предмета при подготовке к интервью зависит, конечно, от его целей. Имеет смысл изучить ранее опубликованные журналистские материалы на эту тему или об этом человеке, помня о необходимости сохранения самостоятельности взглядов.

Вместе с изучением темы и предмета беседы журналист стремится выяснить все, что возможно, о будущем собеседнике: его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемам беседы; факты его биографии; его личные качества, привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы.Примеры такой подготовки мы можем видеть в следующих интервью: «Кто слезам не верит» Елены Скворцовой–Ардабацкой (см. Приложение 23), «Параллельные миры Ольги Окуневой, или Поезд не может уйти без тебя» Татьяны Юлаевой (см. Приложение 18).

3)Предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов.

Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые нужно решить, зависит от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Например, если интервью касается профессиональной деятельности в образовании, то журналист, определяя схему будущей беседы, выделяет проблемы, которые в ходе интервью с этим человеком можно решить, типа:

- Каково финансирование системы образования сегодня и какова роль в этом финансировании внебюджетных средств?

- Какие перспективы развития на рынке образовательных услуг вы видите на современном этапе?

Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной проблеме. Посмотрим, например, какие вопросы были заданы председателю областной избирательной комиссии Ю. Андрееву в программе «День за днем» (ГТРК «Оренбург») от 27 декабря 1999 г.:

 

- Кто стал губернатором Оренбургской области?

- Какова была явка избирателей на выборных участках?

- Какие нарушения были зафиксированы облизбиркомом?

Заранее подготовленные вопросы необходимо иметь и для беседы по телефону, а также, если она проходит в условиях ограниченного времени.

Если журналист и не составляет заранее перечень вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план. У него должны быть заготовлены: «рабочая гипотеза» и «драматургический стержень» беседы.

«Рабочая гипотеза», то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя, основной жизненной линии и т. д. В свете этой гипотезы журналист будет задавать вопросы, направлять рассказ интервьюируемого, выяснять его взгляды, мнения, его позицию в различных вопросах.

«Драматургический стержень» беседы – это тот центральный элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказываться серьезно, нестереотипно, увлеченно. Характерная особенность этих интервью – хорошее предварительное знание предмета, взглядов самого собеседника и его оппонентов.

Таким образом, предварительное составление вопросов полезно в любом случае, независимо от того, намерен ли журналист придерживаться их жестко или нет. Такая работа позволяет сосредоточиться на главной цели беседы, избежать распыления внимания. Формулируя вопросы, журналист конкретизирует и уточняет цели интервью, ему становится ясно, что и какой материал уже собран. Это помогает построить интервью компактно, логично, избежать пустых вопросов, не приносящих информации.

4) Выбор места и времени интервью.

Продуктивность интервью зависит и от того, в какой обстановке оно проводится. Место для беседы выбирается в соответствии с характером предстоящего разговора, а также должностными, возрастными и другими характеристиками собеседника. Например, беседы на производственные темы, в особенности если их целью является информационное интервью, можно вести в рабочей обстановке и даже в присутствии посторонних лиц. Интервью, нацеленные на получение сведений о личности собеседника (личностные), лучше проводить в нерабочей обстановке. Если же они ориентированы на выяснение профессиональных качеств собеседника, то их можно проводить в два этапа – краткая беседа на рабочем месте, сопровождаемая интенсивным запланированным наблюдением, и более подробная беседа вне работы. Приглашать собеседника можно в редакцию, но при одном условии – если предмет разговора не требует более доверительной обстановки.

Договариваясь о встрече, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник, и в зависимости от этого планировать интервью. Некоторые журналисты готовят два плана интервью: на короткую и длинную беседу.

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Психологическая подготовка к журналистскому труду – длительное дело. Поэтому чем раньше она начинается, тем лучше, тем больше возможностей развить, улучшить или воспитать в себе необходимые психические качества и способности. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания, наблюдательности, воображения, впечатлительности, большой собранности, психологической устойчивости, «общительности», настойчивости, находчивости, быстрой реакции, подчас значительных волевых усилий, любознательности и т. д.

В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и интервьюируемым и действует в течение всей беседы.

Журналисту важно осознавать этот процесс восприятия, «соотнесения», контролировать его, не упускать из виду, что процесс этот взаимный, что возможна двоякого рода опасность:

- во-первых, одностороннее, поверхностное, искаженное представление может существовать у интервьюируемого и через его призму он будет воспринимать журналиста;

-во-вторых, сам журналист может предвзято отнестись к своему собеседнику. Вторую опасность нужно сводить к минимуму.

При подготовке у журналиста начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать, то есть о социальной группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе и т.д. Однако все это не должно мешать объективности восприятия журналиста. Всякая предубежденность, предвзятость препятствует получению достоверных знаний.

Умение расположить к себе интервьюируемого – это своего рода искусство. Главное здесь компетентность журналиста, уважительное отношение к собеседнику, осознание своей роли как представителя интересов общества, читательской аудитории. Более подробно о психологической подготовке можно прочитать в статье Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать…» (см. «Искусство разговаривать и получать информацию». Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 234 – 239).

Следующим этапоминтервью является непосредственно его проведение.

Среди задач, которые решаются в ходе проведения интервью, можно выделить следующие:

- получение новой (часто «эксклюзивной») информации;

- обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками журналиста;

- «портретирование» – создание объемного образа самого человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей.

По характеру действий интервьюера во время интервью можно условно выделить три элемента интервьюирования:

- задавание вопросов и выслушивание ответов;

- наблюдение;

- фиксирование поступающих сведений.

По характеру взаимодействия интервьюера с интервьюируемым можно выделить три этапа этого процесса (проведения интервью):

- начальный этап или зачин (представление собеседника, описание ситуации, в которой проходит беседа, и т.п.);

- средняя или основная часть беседы, представляющая собой диалогическое единство, образуемое следующими друг за другом и вытекающими одна из другой репликами;

- заключение или концовка (вывод, обращение к адресату, «прощание» с собеседником и др.).

В связи с особыми функциями задаваемых вопросов и анализа поведения интервьюируемого следует выделить еще один элемент – контроль поступающих сведений в ходе интервью.

1. Начальная стадия интервью.

Вступление должно быть кратким, обоснованным и уверенным (без излишней настойчивости). Корреспонденту следует представиться, сообщить от имени какого органа он выступает, почему решил обратиться именно к этому человеку, изложить цели беседы. Все это нужно продумать заранее и построить свою речь так, чтобы вызвать у собеседника интерес к сказанному, желание сотрудничать с журналистом. Необходимо обратить внимание на формулировку вопросов: они должны быть понятны собеседнику. Если разговор ведется со специалистом, допустимо употребление терминов, профессионализмов; в других случаях этого нужно избегать. Хорошо, если первые вопросы покажут компетентность журналиста, его подготовленность к интервью. Когда собеседник чувствует, что журналист знает дело, готовился к разговору, у него появляется более серьезное отношение к нему, и он охотнее делится своими мыслями, проблемами. Кроме того, первые вопросы должны быть интересными для собеседника, втягивать его в разговор. Темп беседы зависит от многих обстоятельств, в частности от характера обсуждаемого вопроса, свойств личности интервьюируемого, времени, которым располагают ее участники и т. д.

Ни в коем случае не следует торопить собеседника, так как это может вызвать нежелательную реакцию: раздражение, смущение, стремление поскорее закончить разговор. В то же время, если интервьюируемый отклонился от темы, а журналист не располагает временем, можно корректно, тактично, с помощью дополнительных вопросов направить беседу в нужное русло. Особую чуткость и деликатность нужно проявлять в личностном интервью, где неосторожным словом, некорректно сделанным замечанием можно разрушить контакт с собеседником.

Однако и слишком строгое следование плану, стремление задать все намеченные вопросы не всегда уместны. И в радио – и телевизионных передачах, и на страницах газет, и журналов можно нередко встретить интервью, в которых журналист как бы остается глухим к тому, что волнует собеседника, пропускает мимо ушей те интересные повороты темы, те проблемы, которые возникают в ходе беседы. Невнимательность к словам собеседника, неумение слушать могут выражаться и в излишне большом количестве вопросов. В подобных случаях вряд ли стоит надеяться, что беседа окажется глубокой.

Подробнее о том, как проводить интервью пишут Уолтер ван Дайк Бингхэм и Брюс Виктор Мур в статье «Как интервьюировать» (см. Приложение 40).

2. Развертывание беседы и заключение.

Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу.

Для успешного проведения беседы интервьюеру очень важно научиться слушать и слышать своего собеседника. Надо научиться слушать внутренним слухом, то есть слышать больше, чем просто слова, которые произносит собеседник, надо улавливать скрытые чувства, его невыраженные реакции.

Внимание к словам собеседника, уважение к нему– первое условие успеха интервью.

Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может что-то вспомнить важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, важно не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Можно использовать этот момент, чтобы получить сведения, отличающиеся «неформальным» характером.

Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время, усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для себя самого или своих коллег.

На протяжении всего интервью журналисту необходимо помнить о следующих моментах.

Информация, получаемая журналистом в процессе интервью, нуждается в контроле и проверке. Интервью называют ненадежным инструментом для сбора информации, имея в виду двойную субъективность этого метода: субъективность источника информации и субъективность воспринимающего информацию журналиста. Собеседник может излагать события, с его точки зрения, правдиво, а может и сознательно давать неверную информацию. Но даже если он вполне искренен, нельзя целиком полагаться на его сведения, так как они зависят от индивидуальных свойств его памяти, состояния его здоровья вообще и в момент события, о котором идет речь. Их содержание зависит также от его компетентности (чем меньше сведущ человек, тем больше простора для домыслов), от ситуации беседы, его отношения к корреспонденту, от индивидуального умения последнего разговорить собеседника и т.д. Результаты интервью зависят и от самого журналиста, ведь он так же подвластен законам психологии, таким, как избирательность памяти, внимание, способность правильно и быстро понимать и запоминать услышанное и т.д. Поэтому сведения могут искажаться и в процессе восприятия их интервьюером. А сколько информации теряется при записи!

В связи с этими обстоятельствами необходимы строгий контроль и проверка сведений, получаемых в процессе интервью, на достоверность.

Причиной недостоверности информации могут быть следующие факторы:

1. Содержание и цели интервью. Опасность недостоверности тем больше, чем сильнее цели и задачи интервьюируемого. Сам факт возможной публикации, обнародования, с одной стороны, может повышать ответственность источника, с другой – становиться причиной недостоверности информации. В очень внимательной проверке нуждается информация как критического характера, так и слишком оптимистическая, хвалебная.

2. Формулировка вопросов, поведение интервьюера. Построение вопросов и поведение интервьюера в ходе беседы могут оказать внушающее воздействие, вызвать положительную или отрицательную реакцию собеседника, способствовать или препятствовать точному и откровенному изложению фактов.

3. Индивидуальные качества интервьюера, его психологические свойства, степень его объективности, профессиональная квалификация (память, наблюдательность, восприимчивость, способность к аналитическому мышлению, умение передавать свои чувства и мысли т. д.).

Контроль сведений в процессе интервью может быть «внешним», то есть строиться на сопоставлении фактов, сообщаемых интервьюируемым, с данными, добытыми из других источников, другими методами, и «внутренним», основанным на сопоставлении высказываний интервьюируемого с его же словами.

«Внешние» способы контроля обычно применяются по окончании интервью, но все, что возможно, лучше проверять уже по ходу самого интервью (сделать это легче, чем лучше журналист подготовился к встрече).

Самым надежным способом контроля является сопоставление, сравнение высказываний интервьюируемого с данными всего круга источников информации по изучаемой проблеме. Это могут быть высказывания других людей, всякого рода документы, наблюдения самого журналиста, результаты проведенного им лично эксперимента.

Еще один способ проверки– анализ последовательности взглядов интервьюируемого, совпадение фактов, сообщенных им в этом интервью и в другое время. При этом нужно иметь в виду, что расхождения могут быть вызваны изменением и развитием ситуации, большей осведомленностью интервьюируемого и т.д.

«Внутренние» способы контроля проявляются в последовательности сообщений в пределах одного интервью, казалось бы, не зависит от изменения ситуации, однако может быть и так, что под влиянием вопросов журналиста, собственных размышлений в сознании собеседника происходит переоценка фактов, в результате которой изменяется его позиция. Однако такое случается не часто.

Анализ правдоподобия сообщения.

К числу наиболее распространенных искажений в рассказах о событиях относятся следующие:

- пропуск некоторых фактов;

- дополнения, «развитие», преувеличение;

- замещения – комбинация пропусков и дополнений, которые не имеют отношения к подлинному событию, но их подставляют вместо фактов, действительно имевших место (иногда развитие событий додумывается по аналогии);

- выдумка – когда описание событий ведется в соответствии не с действительностью, а с представлением интервьюируемого, по законам воображения;

- ложная исповедь – чаще всего встречается у лиц с высокой внушаемостью, повышенной впечатлительностью;

- перестановка – когда излагаются реальные факты, но в ложных связях и отношениях.

Анализ поведения собеседника в процессе интервью заключается в контроле достоверности информации. Контролировать достоверность получаемой информации помогает наблюдение за поведением интервьюируемого в ходе беседы. Прежде всего, следует обратить внимание, как он реагирует на ситуацию интервью в целом, насколько охотно дал согласие; где назначил встречу, настаивал ли на разговоре с глазу на глаз или, наоборот, на присутствии третьего лица или просто не придал значения такому обстоятельству; как встретился с корреспондентом; каким тоном ведет разговор, волнуется или нет, может быть, скрывает волнение и т. д. Затем обращают внимание на то, как реагирует собеседник на отдельные темы и вопросы (в каких случаях он отмалчивается, старается уклониться от ответа, в каких раздражается или оживляется, отвечает охотно и т.д.). Кроме того, журналист должен следить за «выразительными движениями» интервьюируемого в процессе всей беседы: мимикой, жестами, интонацией голоса и т. д.

Помимо этих способов существуют довольно эффективные приемы контроля достоверности информации. Один из них – способ регистрации данных интервью.

В основном журналисты ведут записи в блокноте.

Но в некоторых ситуациях запись на магнитофон или диктофон может быть необходима (например, в интервью с официальными лицами, привыкшими к публичным выступлениям), а для непринужденной откровенной беседы может стать губительной.

Журналисту полезно выработать способность к запоминанию информации. Если невозможно записывать синхронно, это нужно сделать сразу же по окончании интервью, так как потеря информации с течением времени происходит очень быстро и необратимо. Лучше, когда магнитофонная запись осуществляется с ведома интервьюируемого, даже если материал предназначен для критического выступления, чтобы не оставлять у собеседника представления о журналисте как о человеке, который ради того, чтобы «выудить» нужные сведения, способен на любые средства. При сборе материалов для критических выступлений такие записи очень полезны, так как они позволяют дословно воспроизвести все сказанное и могут быть использованы как документ, подтверждающий правоту журналиста.

Регистрация ответов в любом случае должна быть быстрой и не бросающейся в глаза, чтобы не отвлекать внимания собеседника. Поэтому, если запись ведется в блокноте, журналисту следует выработать для себя систему условных сокращений, знаков, помогающих быстрее записывать, или овладеть стенографией. Если интервью особо важное, требующее сосредоточенного внимания и большей точности при невозможности пользоваться магнитофоном, лучше идти на такое задание вдвоем: один корреспондент будем вести беседу, другой – записывать ее содержание.

Таким образом, рассмотрев композиционные особенности каждого этапа проведения интервью, мы можем сделать следующий вывод:

- Интервью – важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации.

- Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста.

- Для интервью необходима определенная специальная подготовка.

- Интервью требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста.

Однако нельзя забывать, что в интервью всегда остается место для проявления инициативы, способностей интервьюера и интервьюируемого.

 

Вопросы в интервью

Вопросы в интервью имеют большое значение.

«Вопрос представляет собой форму движения мысли, в нем ярко выражен момент перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и более точному» (Ф.С. Лимантов).

Вопросно-ответный, то есть диалектический, метод поиска истины усиленно развивался еще в античной философии и литературе. Бесценным источником по данной проблеме могут служить сократовские беседы и сочинения Платона, зафиксировавшие самые высокие образцы искусства задавания вопросов. Для журналистов, в деятельности которых вопрос является весьма важным орудием получения сведений, диалоги Сократа и сочинения Платона помимо общефилософского представляют и большой специальный интерес. Ученые древности, средневековья, новейшего времени изучали логическую сущность и структуру вопроса. В настоящее время ученые также работают над созданием теории вопросов.

Главное значение вопросов – это реализация целей и задач интервью. Этому подчинены и дополнительные функции вопросов:

Установление отношений сотрудничества с интервьюируемым, то есть функция психологическая.

Задумывание вопросов как части будущего журналистского текста, то есть стилистическая функция.

И использование их в качестве своеобразного драматургического стержня материала (эта функция особенно существенна для радио- и тележурналистики).

Вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований. В работе Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать…» предложена целая классификация вопросов в интервью (см. Приложение 41). Деление вопросов рассматривается по следующим основаниям:

1) по форме вопроса – открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные;

2) по функцииосновные, зондирующие, контрольные;

3) по воздействию на собеседника – нейтральные; наводящие или подсказывающие.

Рассмотрим более подробно эту классификацию.

Открытые и закрытые вопросы. Это деление имеет особо важное значение для социологии и социальной психологии, где при опросах часто используется закрытая форма вопроса. Однако и в журналистике порой употребляется этот тип вопроса.

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению, например: Нравится ли вам ваша работа?

В закрытомвопросе возможные ответы заложены в самом вопросе, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции (например:

- А птицы? Такие непохожие на милых нашему сердцу птах. Их целеустремленный полет вызывает почему-то тревогу, беспокойство, они несут даже какую-то угрозу…

- Птицы – символ духа свободы. А свобода – страшная вещь. Жестокая. За неё надо бороться. Её надо удержать. Защитить. Выдержать. И нужна ли она вообще? Если плата за неё – одиночество).

Закрытые вопросы также широко применяются при массовом опросе, поскольку удобны для обработки. Преимущество их состоит и в том, что они сразу четко задают рамки, аспект рассмотрения темы (например, «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург») задавала вопросы оренбуржцам: «Идете ли вы на выборы? Считаете ли вы, что ваша жизнь изменится в результате выборов?»).

В журналистике они могут применяться и в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивости, боязни показаться смешным, выйти за рамки «того, что принято», неумения выразить свою мысль и т. д. Однако нужно всегда помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ. В советской журналистике очень распространены были закрытые вопросы, интервьюер специально задавал такие вопросы, чтобы ответы подпадали под заранее составленную концепцию счастливой жизни народа. Ответы буквально навязывались собеседнику. Например, после очередного съезда КПСС журналист районной газеты спрашивал у любого человека: «Решения съезда партии будет претворено в жизнь?», заведомо зная, что ответ будет положительным. Журналист выходил «в люди» лишь за цифрами, именами и «свежими» деталями.

Вопросы основные, зондирующие, дополнительные. При подготовке к интервью журналист, прежде всего, составляет основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации беседы основной вопрос может не «сработать». Люди часто уходят от ответа. Происходит это по разным причинам. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения интервьюируемого интервьюер может определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее. А задаются в момент, когда не срабатывает основной вопрос (например:

- Как вы относитесь к этой картине?

- У меня много фильмов, более четырех десятков. Но этот один из самых приятных, нежных и добрых.

- Значит, желание посмотреть еще раз есть?

- Я буду обязательно его смотреть. Более того, скажу: у меня есть далеко не все мои фильмы на кассетах. Но эта картина есть, и я её раз в два месяца обязательно смотрю как некую инъекцию душевную),

а также и в тех случаях, когда неожиданно возникает новый поворот темы или новая тема разговора (например:

- А вам по-мужски не было обидно, что супруга, став известной раньше вас, первая решила бытовые проблемы семьи – получила двухкомнатную квартиру? Вы же жили долго в общежитиях, причем в разных.

- Нет, когда она её получила, я был еще никто, и даже оснований у меня обижаться не было. Сначала мы вообще боролись за восьмиметровую комнату в коммуналке, а тут такое счастье, как отдельная квартира. И ребенка мы не могли себе позволить, да и долго не было понятно, что Вера беременна, ну а когда стало ясно, решили: будь что будет.

- У дочери чей характер – мамин или папин?

- Недавно она отмечала свой день рождения. Собрались её институтские подруги и коллеги ТВ-6. И когда они говорили про Юлю, я сделал столько открытий про её характер!).

Контрольные вопросы могут составляться заранее, но могут появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, короче, проверка поступающей информации на достоверность.

Вопросы прямые и косвенные, личные и безличные. В целях преодоления психологических барьеров задают косвенные вопросы. Вопрос строится так, чтобы он как бы освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в то же время получать информацию о его взглядах и мнениях (например, чтобы узнать мнение человека о его профессии можно задать такой вопрос: «Посоветовали бы вы своей дочери поступить учиться на такую же специальность, как у вас?»). Вопрос можно задать, обращаясь к будущей или воображаемой, условной ситуации, такие вопросы называются вспомогательными (например, Как вы думаете, в случае победы на олимпиаде нашей сборной финансирование этого вида спорта улучшится?). Эти вопросы можно задавать также тогда, когда прямые вопросы не достигают цели, потому что интервьюируемый неотчетливо осознает свои взаимоотношения с окружающими его людьми, не имеет определенного мнения по поводу той или иной проблемы (например, Иван Степанович, вы не можете четко определиться в своем решении по этому вопросу, а тогда, как вы оцениваете аналогичную ситуацию в соседнем регионе?).

Весьма существенен выбор личной или безличной формы вопроса. Считается, что личная форма вопросов выявляет наиболее индивидуальное мнение (например: мне кажется, я думаю, я считаю, по-моему мнению и др.

- Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием «Магический квадрат» в музее изобразительных искусств я впервые увидела её удивительные офорты… И все-таки, наверное, символы появляются не случайно. Дом. Он так часто присутствует в твоих работах… Что это?

- Скорее всего, душа…).

Безличная форма нередко дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность интервьюируемого, а его представление о том, чего требует объективная реальность (например: по мнению специалистов, как считают определенные круги молодежи и т. д.

 

- В обращении Минпечати упоминается о «юридической ответственности всех лиц…». Означает ли это, что министерство собирается пр



2015-11-27 1349 Обсуждений (0)
Классификация интервью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)