Жанр интервью в телевизионной публицистике
Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. Интервью– обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей («Время» (ОРТ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург»), где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях. Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм (например, программа А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ). Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. Ярким примером такой передачи могут служить программы Владимира Познера (ОРТ). Правила формулирования вопросов в телевизионных интервью во многом такие же, как и в печати. Например: - задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий; - основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю); - вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа и др. Интервью на телевидении должно носить ярко выраженный личностный характер, что проявляется и в формулировке вопросов. Самивопросы некоторые специалисты делят на: - контактные; - адресные; - программные; - экранные. Адресные (или анкетные)вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране. Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что называется, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно. В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью–мнение(высказывание по какому-либо поводу) и интервью–факт(сообщение о чем – либо известном данному лицу). Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды. Интервьюируемые традиционно делятся на три категории: 1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь; 2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики; 3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии. Ориентация на общественный интерес заставляет журналистов обращаться за интервью прежде всего к известным политическим и государственным деятелям, деятелям науки, искусства, спорта. При этом справедливо предполагается, что мнения и оценки авторитетного человека обладают значительным воздействующим (персуазивным) эффектом. Примернаятипология интервью в зависимости от цели(а вместе с целью меняется и способ ее достижения) представлена следующим образом: протокольное, информационное, портретное, проблемное, интервью – анкета. Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга (например, президент или премьер – министр России дают интервью в программе «Вести» (РТР). Информационное интервью, его цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Такое интервью входит в состав информационно-публицистических программ. Интервью–портрет– особая разновидность телевизионного интервью, используется с целью всестороннего раскрытия личности собеседника. Нередко выступает как составная часть экранного очерка (например, в очерке Юрия Карасевича «Леонтий – митрополит Оренбургский и Бузулукский (портрет духовного лица)» (ГТРК «Оренбург») приводится интервью с митрополитом Леонтием, которое раскрывает нам образ этого человека). Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы (например, в программах Владимира Познера (ОРТ) достаточно часто рассматриваются проблемные для современности темы). Интервью–анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизованных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Интервью – анкета проводится, как правило, за пределами студии. Объект общественного мнения, избранный для интервью – анкеты должен отвечать трем критериям: - быть дискуссионным; - вызывать общественный интерес; - находиться на уровне компетентности большинства /157, 183 – 190/. Примером интервью-анкеты может служить «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург»), в которой вне студии задается один и тот же дискуссионный вопрос большому количеству людей – оренбуржцев. Таким образом, проблемное интервью едва ли не самое сложное из рассмотренных. Для того, чтобы с успехом вести диалоги, нужна основательная подготовка – от общекультурного уровня журналиста, его эрудиции до знания основ рассматриваемой проблемы, скрупулезного изучения материалов, связанных непосредственно с темой предстоящего разговора. Портретное и проблемное интервью выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров.
1.6.3 Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Дайте определение понятию «жанр» с учетом различных трактовок этого слова в научной литературе. 2. Расскажите о классификации жанров. Какие разновидности классификации жанров существуют? 3. В чем заключаются стилистические особенности каждого жанра? 4. Назовите жанрообразующие признаки каждого жанра. 5. Назовите жанры телевизионной журналистики. 6. Дайте определение понятию «интервью» и расскажите, чем отличается интервью от других жанров? 7. Перечислите этапы проведения интервью и определите, какие навыки необходимы журналисту на каждом из предложенных этапов. 8. В чем заключаются стилистические особенности этого жанра? 9. Назовите жанрообразующие признаки интервью. 10. Объясните, почему нужна подготовка к интервью, расскажите об этапах подготовки. 11. Почему интервью считают ненадежным методом получения информации? 12. Расскажите о классификации интервью. Вопросы для обсуждения и размышления 1. Поразмышляйте, почему в теории журналистики наблюдаются столь разнообразные классификации жанров. 2. Проанализируйте жанровое многообразие местной печати с точки зрения приемлемости предлагаемых в научной литературе определений каждого жанра. 3. Подумайте и скажите, что движет журналистом при выборе формы (жанра) материала. 4. Объясните, какими навыками должен обладать журналист, чтобы написать полноценный очерк (ответ аргументируйте). 5. Объясните взаимосвязь и отличие таких жанров, как репортаж и очерк, зарисовка и очерк, памфлет и очерк, корреспонденция и статья, заметка и корреспонденция. 6. Подумайте, почему рецензия, по мнению Л.М. Майдановой, не имеет жанрообразующих признаков? 7. Прокомментируйте слова А. Сергеева, высказанные в статье «Сегодня я журналист». А завтра?»: «Хочешь учиться у мастера? Ну, и учись – читай все, что он публикует, и перечитывай, анализируй. Даже подражай, если уж так хочется». 8. Найдите взаимосвязь между жанром и типом издания (программы телевидения) (на основе практики журналистской деятельности). 9. Прокомментируйте меморандум руководства «РС» от 19 января 1971 года (см. приложение 35) и дайте оценку правилам поведения радиожурналиста, предложенным в нем. Можно ли использовать данные правила на телевидении? 10. Сделайте вывод о значении умения создавать разнообразные жанры в деятельности журналиста. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт. 11. Поразмышляйте, почему в теории журналистики интервью занимает особое место. 12. Проанализируйте каждое определение жанра интервью с точки зрения выделения наиболее полного определения. 13. Подумайте и скажите, что движет журналистом при выборе формы интервью. 14. Прокомментируйте слова английского поэта Оливера Голдсмита: «Не задавайте мне нелепых вопросов, и я не буду говорить вам неправду». 15. Сделайте вывод о значении умения задавать вопросы, получать ответы и излагать и то, и другое на бумаге, в эфире. Аргументируйте свой ответ, используя знания о журналистской деятельности и свой собственный опыт. 16. Найдите взаимосвязь между собеседником журналиста и качеством интервью. 17. Прокомментируйте правила интервью «Двенадцать ступеней к неотразимому интервью», предлагаемые в книге Джеффри Аллена «Как превратить интервью в работу» (см. Приложение 43).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1767)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |