Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для самостоятельной работы и последующего анализа



2015-11-27 1131 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы и последующего анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Охарактеризуйте жанровую палитру газет «Южный Урал» или «Оренбургская неделя» (или любую газету по выбору) за последние 2-3 месяца. В чем принципиальное различие в использовании жанров этими газетами? Классифицируйте опубликованные материалы по жанрам с указанием их специфических признаков.

 

2. Напишите материалы по одному событию, явлению в разных жанровых формах.

 

3. Попытайтесь разработать авторскую теле- или радиопрограмму, после чего заполните «Микрофонную папку» (см. приложение 44), составьте «Монтажный план (лист)» (см. Приложение 34) и краткий сценарий будущей программы.

 

4. Возьмите интервью (у друга, членов семьи, сокурсника и т. д.) на любую интересующую вас тему по схеме (см. Приложение 39), предложенной в статье Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать…» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» под редакцией Б.Н. Лозовского.

 

5. Подберите все виды интервью в газетах, согласно предложенной классификации, и докажите свой выбор. (Можно использовать любые газеты за определенный период (например, год или месяц).

 

6. Рассмотрите приведенные в Приложениях примеры интервью, определите их вид, аргументируя свой выбор, и выделите в каждом из них языковые средства, передающие характер устной речи.

 

4. Прочитайте очерк «Гобсек» Андрея Кулагина (см. Приложение 26) и выполните следующие задания:

- Выделите основные жанрообразующие признаки, способы размещения автора (повествователя) в тексте, определите «Я» героя.

- Составьте смысловую структуру текста.

- Определите, как подается оценка в этом материале.

- Выделите все выразительные средства, используемые автором при создании текста.

 

5. Прочитайте статью Уолтера Ван Дайка Бингхэма, Брюса Виктора Мура «Как интервьюировать» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» под редакцией Б.Н. Лозовского (см. Приложение 40) и выполните следующие задания:

- Выделите основные советы автора по проведению интервью.

- Определите, как интервью рассматривается автором.

- Объясните, какими навыками должен обладать журналист, чтобы написать хорошее интервью.

 

Практическое занятие

Занятие рассчитано на 2 часа:

 

Оно состоит из 3-х частей:

1. Рассмотрение вопросов, предлагаемых студентам для обсуждения и размышления и задания для самостоятельной работы и последующего анализа, которые помогут в работе над практическими заданиями.

2. Итоговый контроль по тестам (см. 4.1 Фонд контрольных заданий по дисциплине).

3. Творческое задание.

 

Примечание:

Задание дается заранее, на занятии оно обсуждается и анализируется.

Задания:

Написать 2 работы:

1. Текст в одном из жанров газетной или телевизионной публицистики.

2. Интервью.

Текст, написанный в одном из жанров газетной или телевизионной

Публицистики

Задания к теме:

1. Прочитайте главу 1.6 «Жанр – важная категория общения в журналистике».

2. Определите жанровое своеобразие газетной, радио- и телевизионной публицистики.

3. Напишитетекст в одном из жанров газетной или телевизионной публицистики (тема определяется самим студентом).

4. Придумайте название своему произведению.

Интервью

Задания к теме:

1. Найдите определение жанра «Интервью» в 1.6.2.4 «Интервью – основной путь получения информации», прочитайте об особенностях этого жанра.

2. Прочитайте статью Уолтера Ван Дайка Бингхэма, Брюса Виктора Мура «Как интервьюировать» из книги «Искусство разговаривать и получать информацию» под редакцией Б.Н. Лозовского (см. Приложение 40).

3. Прокомментируйте правила интервью «Двенадцать ступеней к неотразимому интервью», предлагаемые в книге Джеффри Аллена «Как превратить интервью в работу» (см. Приложение 43).

4. Возьмите интервью (у любого человека, по вашему усмотрению) и запишите его, правильно оформив.

5. Придумайте название своему произведению.

 

Критерии оценки:

Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно излагает материал творческого задания; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет использовать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко, логически стройно изложить материал творческого задания; не умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; недостаточно владеет различными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет использовать риторические средства выражения; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя различные примеры.

Словарь по теме

Жанр в журналистике обозначает устойчивую форму отражения действительности, определяемую конкретным назначением журналистского произведения, характером исследуемого объекта, спецификой методов анализа и отображения жизненных фактов, явлений, ситуаций, масштабом выводов, особенностями композиционно – стилистических средств.

 

Заметка - самая распространенная разновидность информационных жанров, представляющая собой краткое сообщение в 10 – 30 строк и более.

 

Хроникальное сообщение– предельно краткая, оперативная информация о совершившихся событиях.

 

Отчет –это сообщение, доклад о своих действиях, работе.

 

Корреспонденция – один из основных и традиционных газетных жанров; назначение корреспонденции – анализ ситуации на локальном участке действительности: на определенном предприятии, в коллективе, семье и т.д.

 

Передовая статья, поднимая актуальную общезначимую проблему, дает направление ее решения, причем оценка фактов и директивы носят характер коллективного мнения, выраженного от имени редакции и организации, которой принадлежит газета.

 

Комментарий – разновидность статьи; в нем выражается авторская позиция по отношению к тем или иным крупным событиям внутренней или международной жизни.

 

Обозрение – по проблемам литературы и искусства: кинообозрения, театральные обозрения.

 

Обзор писем редко сейчас встречается; существуют общие и тематические обзоры, обзоры читательских откликов на постановочные публикации и т.п.

 

Обзор печати – публицистический жанр, назначением которого является оценка органа печати, тех или иных сторон его деятельности.

 

Фельетон обладает теми же жанрообразующими чертами, что и очерк, - «образом автора» и наглядностью изложения, однако у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – он должен обязательно использовать средства комического в передаче событий и их оценки.

 

Рецензия – жанр, служащий целям исследования и идейно – политической, научной, эстетической оценки произведений духовного творчества.

 

Заметка (видеосюжет) – информационный жанр журналистики, представляющий собой краткое сообщение, в котором излагается какой–либо факт; это общежурналистский жанр, используемый в печати, на радио, телевидении.

 

Выступление - любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным.

 

Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам.

 

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком – либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

 

Комментарий– одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно–политического события, документа и т. д.

Телевизионный комментарий – это чаще всего разновидность выступления в кадре; все шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.

 

Обозрение– один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики.

 

Общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определенного отрезка времени.

Тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта.

 

Обозрениядиалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу.

 

Беседа– это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.

 

Дискуссия – жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей.

 

Ток–шоу – разговорное зрелище, разговорное представление.

Пресс–конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом; от рассказа он отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт – основа очерка.

Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информационностью.

Эссе – жанр философской, эстетической литературно–критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

 

Интервью - беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

 

Интервью с одним смысловым центром- собеседника берутся сведения о предмете или событии, но никак не затрагивается его личность.

 

Интервью портретного типа, где предмет речи тоже один – человек, с которым ведется беседа.

 

Многособытийное интервью, когда говорящие оперируют разными событиями как иллюстрациями своих тезисов.

 

Композиция импровизированной беседы - вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна.

Информационное интервьюне требует глубокого анализа проблем, причин явлений, вскрытия противоречий и т.п.; главная его задача – выявление, проверка, уточнение фактов.

 

Проблемное интервью нацелено на обсуждение проблемы, выявление мнений собеседника о способах ее решения.

 

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

 

«Фильтрующие» вопросы - с их помощью можно определить, относится ли выбранный для беседы человек к тем, которые могут ответить на вопросы данного интервью.

 

Уточняющие вопросы детализируют сообщение интервьюируемого и тем самым выполняют двойную функцию: дают дополнительные сведения корреспонденту и служат средством проверки достоверности сообщения.

 

Вопросы – «ловушки» - иногда для того, чтобы проверить искренность интервьюируемого, ему задают вопросы о том, что он заведомо не может знать, или о том, чего не существует в природе.

Адресные (или анкетные)вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче.

 

Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью.

 

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства.

 

Информационное интервью, его цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»).

 

Интервью–портрет– особая разновидность телевизионного интервью, используется с целью всестороннего раскрытия личности собеседника.

 

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы.

 

Интервью–анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом.

1.6.8 Рекомендуемая литература

1. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / Под ред. И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 242 с.

2. Багиров Э.Г. и др. Основы телевизионной журналистики: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Под ред. Э.Г. Багирова. – М.: МГУ, 1987. – 238 с.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999. – С. 464-469.

4. Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. – М.: Мысль, 1983. – 134 с.

5. Бингхель У., Мур Б. Как интервьюировать // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 283 – 292.

6. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М., 1990.

7. Важуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика») / В.Н. Закуров и др. – М.: Высш. шк., 1978. – 183 с.

8. Введение в журналистику: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Сост. Е.П. Прохоров. – М.: Высш. шк., 1989. – 263 с.

9. Владимир Познер: «Я никого «мочить» не буду» // Журналист. – 1999. - № 11. – С. 34 – 36.

10. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики) / Авторы бесед – В. Богданов и Я. Засурский: В 2-х т. – М.: Изд-е Союза Журналистов России, 1998. – 278с.; 323 с.

11. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»). – М.: Высш. шк., 1989. – 147 с.

12. Горюнов Д.П. Пути-дороги: Очерки разных лет. – М.: Сов. Россия, 1986. – 269 с

13. Гости 13 страницы: (Сб. интервью из газеты «Неделя» / Сост. Э.М. Церковер). – М.: Известия, 1990. – 251 с.

14. Копперуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 128 с.

15. Кузнецов Г. В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 208 с.

16. Кузнецов Г.В. «Для себя ничего нам не надо, лишь бы голос звучал в тишине…» // Журналист. – 1999. - № 11. – С. 12- 14.

17. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 268 с.

18. Кузнецов Г.В. Новости от Александра Гурнова // Журналист. – 1999. - № 9. – С. 37 – 39.

19. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 320 с.

20. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. – Свердловск, 1987. – 65 с.

21. Руденко – Десняк А. Возвращение жанра: фельетон. Птичку жалко… // Журналист. – 1999. - № 12. – С. 67 – 68.

22. Руденко И.П. Лицо и маска: (Заметки журналиста). – М.: Педагогика, 1990. – 377 с.

23. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 229 с.

24. Телевизионная журналистика: Учебник. – М.:Изд-во МГУ, 1998. – 228 с.

25. Уллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 224 с.

26. Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать… // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 223-283.

 

 


Итоговое занятие

«Выполнение индивидуального творческого задания»

 

Итоговое занятие – это отчет о проделанной работе, проведенной в течение семестра. На этом занятии студенты должны показать весь комплекс:

- приобретенных теоретических знаний о роли общения в деятельности журналиста;

- практических навыков по созданию телепрограммы, текстов определенных жанров, по выбору необходимого стиля и т.д.;

- умений выбрать правильный тон общения, манеру говорения, способ получения информации и т. д.

С целью проверки данного комплекса знаний, умений, навыков предлагается ряд практических творческих заданий (на выбор студента):

Примечание:

1. Индивидуальное творческое задание студент получает на последних занятиях.

2. Задание студент выбирает самостоятельно из тех вариантов, которые предлагает преподаватель.

3. Отчет о проделанной работе проходит на итоговом занятии у студентов очной формы обучения.

4. Отчет проходит в форме выступления или доклада, а работа представляется в виде реферата.

Задание 1

Посмотрите в архиве ГТРК «Оренбург» пять – шесть фильмов (передач), удостоенных высших журналистских премий (например:

- «Леонтий – митрополит Оренбургский и Бузулукский (портрет духовного лица)», лауреат 111 фестиваля православия в г. Москве, 1 место в номинации «Портрет духовного лица», похвальный лист епархии (авторский коллектив: Ю. Карасевич, Н. Гротт. Ю. Кононыхин, А. Понятов, А. Брейдер – 1999 г.);

- «Бузулукский бор», Российский экологический фестиваль, 1 премия «Золотая Ника» (авторский коллектив: Ю. Карасевич, Р. Хаялин, А. Понятов, Ю. Кононыхин – 1999 г.) и письменно проанализируйте их содержание и форму по следующим критериям:

- основная мысль автора;

- смысловая структура (сценарий);

- жанровые особенности;

- языковые выразительные средства;

- специфические приемы автора (работа режиссера, сценариста, оператора, звукорежиссера и т. д.).

 

Задание 2

Просмотрите серию материалов в газете «Южный Урал» (или любой другой) по определенной тематике конкретных авторов, используя подшивку определенных лет (например, 1997-1999 годов (материал Т. Скобелевой по теме образования, Е. Топоровой по социальной тематике и т. д. или других авторов), и определите рост творческого мастерства этих авторов по критериям, самостоятельно выбранным студентами.

 

Задание 3

Проведите анализ пяти–шести газетных материалов любой тематики с точки зрения:

- основной мысли автора;

- смысловой структуры текста;

- жанра и жанровых особенностей материала;

- языковых выразительных средств, используемых автором.

 

Задание 4

Проведите интервью с профессиональным журналистом с целью показать его творческую индивидуальность, раскройте его «творческую мастерскую», охарактеризуйте его как личность.

 

Итоговое занятие рассчитано на два часа. В ходе него каждый студент может выразить свой творческий потенциал, показать свои способности, свою готовность к эффективному общению в журналистской деятельности.

 

Занятие будет более продуктивным, если:

1) проводить его в форме творческого отчета – концерта, с использованием аудио-, видеоматериалов, оформленных выставок творческих работ как знаменитых журналистов, так и студентов, с приглашением гостей (журналистов, студентов других курсов, факультетов и т. д.);

2) отчет – концерт будет составной частью творческого дня, в ходе которого наряду с предлагаемым праздником осуществляется анализ и подведение итогов журналистской деятельности студентов – первокурсников в течение 1 семестра (например, конкурса на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу, сюжет, интервью; конкурса на лучшую учебную газету (выпуск которых проходил в течение семестра); конкурса на лучшего теле- и радиоведущего и т. д.);

3) этот день будет составной частью творческой недели, которая планируется в конце семестра, подготовка к ней будет осуществляться в ходе всего семестра.

Творческая неделя может включать в себя:

1) итоговые творческие занятия по всем дисциплинам, непосредственно связанным с журналистской деятельностью («Основы журналистики», «Техника телевизионной речи», «Введение в радиожурналистику», «Современный русский язык», «Теория литературы» и т. д.);

2) выпуск итоговой учебной (например, это может быть как газета одного курса, факультета, так и университета в целом) газеты (газета может распространяться самими студентами в городе);

3) проведение КВН среди студентов – журналистов и журналистов средств массовой информации;

4) проведение творческого вечера – встречи студентов с ведущими журналистами областных СМИ;

5) проведениедискуссии по одной из предложенных тем:

- свобода и журналист;

- мир в зеркале прессы;

- главное событие года;

- «четвертая власть» или «вторая древнейшая»?;

- человек, который нас удивил;

6) проведение в конце творческой недели праздника «Посвящение в журналисты».

Итоговое занятие должно оцениваться жюри, в состав которого входят профессиональные журналисты, преподаватели и студенты – старшекурсники. Студенты, получившие высокие оценки, становятся лауреатами и заносятся в «Почетную книгу» факультета журналистики.

Критерии оценки творческого задания:

Оценка творческого задания проводится по следующим критериям (если используется форма зачета):

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно излагает материал творческого задания; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет использовать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко, логически стройно изложить материал творческого задания; не умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; недостаточно владеет различными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет использовать риторические средства выражения; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя различные примеры;

 

Оценка индивидуального творческого задания проводится по следующим критериям (если используется оценочная форма):

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно излагает материал творческого задания; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет использовать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры; самостоятельно может составить текст на предложенную тему;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он допускает несущественные ошибки в изложении материала творческого задания; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет использовать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию, но не совсем убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры; самостоятельно может составить текст на предложенную тему;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который допускает существенные ошибки в изложении материала творческого задания; с трудом приводит примеры, подтверждающие авторскую мысль; слабо владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; не всегда умеет использовать риторические средства выражения; не всегда правильно обосновывает свою позицию, не совсем убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры; с трудом может самостоятельно составить текст на предложенную тему;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он допускает существенные ошибки в изложении материала творческого задания; с трудом приводит примеры, подтверждающие авторскую мысль; слабо владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет использовать риторические средства выражения; не обосновывает свою позицию, не убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры; не может самостоятельно составить текст на предложенную тему.




2015-11-27 1131 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы и последующего анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для самостоятельной работы и последующего анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1131)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)